Семья как первичный фактор социализации личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 07:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: Определение значимости семьи, как института первичной социализации ребенка.
Задачи:
1 Рассмотреть основные аспекты семьи.
2 Оценить роль семьи в формировании первичной социализации ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Основные аспекты изучения семьи
2 Семья, как первичная среда социализации ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Семья первиный фактор социализации ребенка.docx

— 50.77 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: психология семьи

на тему: «Семья как первичный фактор социализации личности ребенка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 Основные аспекты изучения семьи

2 Семья, как первичная среда социализации ребенка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

3

4,5

6-13

14

15

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы: Интерес к проблеме социализации, в частности в семье, не угасает на протяжении многих лет в силу высокой значимости социализации ребенка для его дальнейшей жизни в обществе.

Родительская семья является первичной средой социализации ребенка. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносить свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. «Семья, – подчеркивал А. Харчев,  – это реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки» [11, с. 15].

Степень изученности. Проблемой ранней социализации детей в семье занимались психологи, педагоги, социологи. З. Фрейд считал, что период раннего детства является самым важным и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека.  А.В.Петровский,  А.В. Мудрик, Г.М.Андреева, раскрывают  сущность процесса социализации, Л.М.Митило, И.Н.Зарецкая акцентируют своё внимание на связи социализации с обучением и воспитанием. Г.И.Соловников, Т. Парсокс в своих работах большое внимание уделяют семье, М.В.Фирсов рассматривает отношения родителей и детей, Е.М. Мастюкова занимается коррекционной работой, большое значение придаёт эмоциональной атмосфере в семье. А. Хамлер продолжил его в концепции «значимого другого», здесь процесс ранней социализации рассмотрен с точки зрения психологии.

Цель работы: Определение значимости семьи, как института первичной социализации ребенка.

Задачи:

1 Рассмотреть основные аспекты семьи.

2 Оценить роль семьи в формировании первичной социализации ребенка.

 

1 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

 

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья – это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики.

1. Семья – ячейка (малая  социальная группа) общества.

2. Семья – важнейшая  форма организации личного быта.

3. Семья – супружеский  союз.

4. Семья – многосторонние  отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т.д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство[13, с. 23].

Такое определение семьи подчеркивает две характеристики семьи, имеющие ключевое значение для понимания психологических закономерностей функционирования семьи. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации, т.е. общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением – с прародительской семьей и т.д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как социальной системы. Во-вторых, особый характер семьи как малой социальной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмоциональной «перенасыщенностью» отношений между членами семьи, где на одном полюсе – отношения любви, принятия и привязанности, а на другом – отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма.

В.С. Трохтий  отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам:

  • По количеству детей: бездетная, или инфертильная, семья, однодетная, малодетная, многодетная;
  • По составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
  • По типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;
  • По семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
  • По количеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
  • По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);
  • По особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;
  • По характеру проведения досуга: открытые или закрытые;
  • По степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические и т.д. [14, с. 98-100]

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов.

 

 

 

 

2 СЕМЬЯ, КАК ПЕРВИЧНАЯ СРЕДА СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

 

Семейное воздействие на ребенка уникально по интенсивности и результативности. Ведь оно охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основано на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. Семья выполняет важнейшую социальную функцию – воспитание подрастающего поколения, поэтому она рассматривается в современном обществе как институт первичной социализации ребенка.

Исходя из определения Г.М. Андреевой, «социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации [3, c. 338].

Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представления о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семь лет дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничений личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представления о самом себе.

Семья обладает особыми преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности. Одобрение, поддержка, безразличие и осуждение со стороны родителей помогают ребенку адаптироваться к различным жизненным ситуациям, искать выход из сложных жизненных условий. Недостаток же внимания приводит к детским конфликтам и потери связи с ребенком.

Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи – важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества [8, с. 7]. Родители принимают ответственность за формирование личности, которое связано с принятием ребенком выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, освоением умений строить отношения с другими, за его будущую успешность в различных видах социальной деятельности.

Одновременно семья решает и другой класс задач по отношению к ребенку, реализуя свои функции в направлении от индивида к обществу. Речь идет о призвании родителей содействовать становлению индивидуальности, развитию субъективности ребенка, его автономности, самостоятельности и ответственности. Индивидуализация означает процесс самоопределения, обособления личности, оформления ее ценности, уникальности, неповторимости [10, с. 61-62].

Таким образом, главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка [7, с33-35].

Особенности социализации

Социализация, как и любой другой процесс сложен и многогранен. Как правило выделяют пять сторон социализации: формирование знаний о людях, обществе и о себе; выработка навыков практической деятельности; выработка норм, ролей, позиций; выработка аттитюдов, ценностных ориентации; включение в практическую деятельность [2, с. 161].

Воздействие семьи на ребенка велико и имеет большое значение в формировании  ценностных ориентаций, норм поведения и в становлении личности в целом. Как отмечает Т. В Андреева [2, c. 164-165], существуют следующие факторы влияния семьи на социализацию личности:

1) состав семьи или, в  более точном смысле, структура  семьи как единство функционирования ее членов;

2) позиция ребенка в  семье – включает его роли  в семье;

3) основные (реальные) воспитатели-социализаторы, т.е. те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка;

4) стиль воспитания в  семье – можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя-социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда, сиблингов);

5) собственно личностный, нравственный и творческий потенциал  семьи.

Ни один процесс не может протекать гладко и не иметь каких-либо преград и возникающих сложностей. Поэтому выделяют следующие условия успешной социализации ребенка:

1) благоприятный психологический  климат в семье;

2) авторитет родителей  в глазах ребенка;

3) позитивные социальные  установки самих родителей;

4) формирование позитивных  социальных установок в процессе  целенаправленного семейного воспитания [10, с. 125].

Социализация ребенка неотделима от воспитания. По мнению Н.Ф. Дивициной [5, c. 53], воспитательная функция семьи имеет огромное значение в становлении личности ребенка: семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми своими членами.

В процессе воспитания закладываются и формируются ценностные ориентации человека, которые проявляются в отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Дети учатся не только на примерах взрослых, подражая им. Изменения в жизни, экономической, политической и прочих ее сферах настолько быстры, что детям придется жить в том мире, который существенно отличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания должна оцениваться не по тому, сколько родители передали опыта и знаний своим детям, а по тому, сумели ли они подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Любая семья имеет особые возможности задать детям ориентиры их социального поведения на всю последующую жизнь.

Родители пользуются множеством приемов воспитания в зависимости от ситуации, от самого ребенка, от его поведения в данный момент и культурного окружения, к которому они принадлежат. На основе стилей воспитания выделяют четыре параметра изменения родительского поведения.

Родительский контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретных тенденций. Родители с выраженными запретными тенденциями ограничивают право ребенка следовать собственным побуждениям, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят за тем, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более совершенное усвоение родительских стандартов и норм [12, с. 103-104].

Информация о работе Семья как первичный фактор социализации личности ребенка