Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:21, курсовая работа
Краткое описание
синдром дефицита внимания и гиперактивности доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям, воспитателям. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможность эффективной коррекции этого заболевания с помощью тренировок тех психических процессов, которые оно ограничивает. Будучи младенцем, такой ребенок самым невероятным образом выпутывается из пеленок. Только что ребенка упаковали, положили в аккуратненько застеленную кроватку, накрыли одеяльцем. Вроде заснул. Не прошло и часа, как одеяльце смято и скомкано, пеленки валяются сбоку, а сам ребенок, голый и довольный, лежит либо поперек кровати, либо вообще ногами на подушке.
Содержание
1. Понятие СДВГ, внешнее проявление, признаки и причины 2. Диагностика СДВГ 3. Коррекция СДВГ Литература
1. Понятие СДВГ, внешнее
проявление, признаки и причины
2. Диагностика СДВГ
3. Коррекция СДВГ
Литература
1. Понятие СДВГ, внешнее
проявление, признаки и причины
синдром дефицита внимания
и гиперактивности доставляет немало
проблем не только его обладателю, но и
окружающим его людям — родителям, учителям,
воспитателям. Современный взгляд на эту
проблему рассматривает возможность эффективной
коррекции этого заболевания с помощью
тренировок тех психических процессов,
которые оно ограничивает.
Будучи младенцем, такой ребенок
самым невероятным образом выпутывается
из пеленок. Только что ребенка упаковали,
положили в аккуратненько застеленную
кроватку, накрыли одеяльцем. Вроде заснул.
Не прошло и часа, как одеяльце смято и
скомкано, пеленки валяются сбоку, а сам
ребенок, голый и довольный, лежит либо
поперек кровати, либо вообще ногами на
подушке.
Не всегда, но достаточно часто
у гипердинамических детей наблюдаются
те или иные нарушения сна. Ребенок может
всю ночь вопить, требуя укачивания, хотя
вроде бы и пеленки сухие, и поел недавно,
и температуры нет... Может спокойно "гулять"
с трех ночи до восьми утра, а потом спать
до шести вечера.
Иногда наличие гипердинамического
синдрома (синдрома дефицита внимания
с гиперактивностью - СДВГ) можно предположить
у младенца, наблюдая за его активностью
по отношению к игрушкам и другим предметам
(правда, сделать это может только специалист,
который хорошо знает, как манипулируют
предметами обычные дети такого возраста).
Исследование предметов у гипердинамического
младенца носит интенсивный, но крайне
ненаправленный характер. То есть ребенок
отбрасывает игрушку прежде, чем исследует
ее свойства, тут же хватает другую (или
несколько сразу) только для того, чтобы
спустя несколько секунд отбросить и ее.
Внимание такого младенца очень легко
привлечь, но совершенно невозможно удержать.
Как правило, моторные навыки
у гипердинамических детей развиваются
в соответствии с возрастом, часто даже
опережая возрастные показатели. Гипердинамические
дети раньше других начинают держать головку,
переворачиваться на живот, сидеть, вставать
на ножки, ходить и т. д. В манеже такого
ребенка обычно не удержать. Именно эти
дети просовывают головки между прутьями
кроватки, застревают в манежной сетке,
запутываются в пододеяльниках и быстро
и сноровисто научаются снимать все, что
на них надевают заботливые родители.
Такие дети в возрасте от года
до двух - двух с половиной лет стаскивают
на пол скатерти со столовым сервизом,
роняют телевизоры и новогодние елки,
засыпают на полках опустошенных платяных
шкафов, без конца, несмотря на запреты,
открывают газ и воду, а также опрокидывают
на себя кастрюли с содержимым различной
температуры и консистенции.
Такой ребенок сразу заметен
в группе других детей. Он, словно юла,
не сидит на месте ни минуты, вертит головой
во все стороны, откликается на любой шум.
Он не доводит ни одно дело до конца и уже
принимается за второе. Взрослых и сверстников
он не слушает, кажется, все пролетает
мимо его ушей. В быту за такими детьми
закрепляются прозвища "трудный",
"неуправляемый". В медицинской карточке
у них записано СДВГ (ADHD) — синдром дефицита
внимания и гиперактивности.
Для многих родителей эта аббревиатура
— не пустой звук. Проблемы начинаются
с момента поступления их ребенка в детский
сад. При большой численности групп даже
в современных детских садах у воспитателя
просто не хватает терпения на ребенка
с СДВГ. В школе неприятности только увеличиваются,
и, если не начать с ребенком психодиагностическую
и коррекционную работу, то и в дальнейшей
жизни ему будет трудно. В семье рождается
ребенок, и взрослые мечтают: вот он начнет
ходить, вот будут вместе заниматься интересными
делами, расскажут ему о мире, покажут
все, что сами знают. Время идет. Ребенок
уже ходит и говорит. Но ему не сидится
на месте. Он не может долго слушать, не
может запомнить правила игр. Начинает
какое-то дело и быстро отвлекается на
другое. Потом все бросает и хватается
за третье. То плачет, то смеется. Часто
дерется, что-нибудь ломает беспричинно.
И родители, измучившись, идут психологам,
врачам. И там ставят диагноз синдрома
дефицита внимания и гиперактивности
(СДВГ).
Сейчас все чаще звучит этот
диагноз. Статистика (Заваденко Н.Н.) говорит
о том, что в России таких детей 4 - 18 %, в
США – 4 - 20 %, Великобритании – 1 - 3 %, Италии
– 3 - 10 %, В Китае – 1 - 13 %, в Австралии –
7 - 10 %. Мальчиков среди них в 9 раз больше,
чем девочек.
Когда ребенок с СДВГ остается
один, он становится вялым, как бы полусонным
или слоняется без дела, повторяет какие-нибудь
монотонные действия. Эти дети нуждаются
во внешней активации. Однако в группе
при излишней «активации» они перевозбуждаются
и теряют работоспособность.
Когда ребенок живет в семье,
где ровные, спокойные отношения, то гиперактивность
может не проявляться. Но попадая в школьные
условия, где много внешних раздражителей,
ребенок начинает демонстрировать весь
набор признаков СДВГ.
По статистике Заваденко Н.Н.
66 % детей с СДВГ имеют дисграфию и дислексию,
61% - дискалькулию. Психическое развитие
отстает на 1.5-1.7 года.
Также при гиперактивности у
детей слабая моторная координация, характеризующаяся
неловкими беспорядочными движениями.
Для них характерна постоянная внешняя
болтовня, которая бывает при несформированности
внутренней речи, контролирующей социальное
поведение.
СДВГ – это одна из форм проявления
минимально-мозговой дисфункции (ММД),
то есть очень легкой недостаточности
мозга, который проявляется в дефиците
определенных структур и нарушении созревания
более высших этажей мозговой деятельности.
ММД относят к категории функциональных
нарушений, обратимых и нормализуемых
по мере роста и созревания мозга. ММД
не является медицинским диагнозом в прямом
смысле этого слова, скорее это только
констатация факта наличия легких нарушений
в работе мозга, причину и суть которых
еще предстоит выяснить для того, чтобы
начать лечение. Детей с реактивным типом
ММД и называют иначе гиперактивными.
Гиперактивность, или чрезмерная
двигательная активность, после чего появляется
сильное утомление. Утомление у ребенка
идет не так, как у взрослого, который контролирует
это состояние и вовремя отдохнет, а в
перевозбуждении (хаотическом подкорковом
возбуждении), слабом его контроле.
Дефицит активного внимания,
т.е. отвлекаемость – неспособность удерживать
внимание на чем-либо в течение определенного
отрезка времени. Это произвольное внимание
организуется лобными долями. Для него
нужна мотивация, понимание необходимости
сосредоточиться, то есть, достаточная
зрелость личности.
Импульсивность – неспособность
тормозить свои непосредственные побуждения.
Такие дети часто действуют, не подумав,
не умеют подчиняться правилам, ждать.
У них часто меняется настроение.
Существует много теорий относительно
того, что вызывает у ребенка синдром дефицита
внимания с гиперактивностью, проверены
и проанализированы сотни тысяч больных,
однако сказать, что картина очевидна
до конца, пока нельзя. Белые пятна еще
остаются. Но врачи и в Европе, и в Америке
работают над решением проблемы, работают
успешно, и многие причины уже можно назвать.
1. Наследственность
По данным некоторых специалистов,
у 57% родителей, чьи дети страдают этим
заболеванием, в детстве отмечались такие
же симптомы. Многие на приеме у врача
рассказывают про свое трудное детство:
как непросто было им в школе, сколько
приходилось лечиться, и вот теперь те
же проблемы возникают у собственных детей.
И кое-что уже известно. Например,
имеются данные о наличии изменений генетического
характера при СДВГ, локализованных в
11-й и 5-й хромосомах. Большое значение
придается гену рецептора дофамина D4 и
гену - переносчику дофамина. Специалисты
выдвинули гипотезу о причине заболевания,
в основе которой лежит взаимодействие
вышеназванных генов. И оно вызывает снижение
функций нейромедиаторной системы головного
мозга.
2. Беременность и роды
По одной из теорий считается,
что СДВГ связано с органическим поражением
головного мозга, которое может возникнуть
во время беременности, родов, а также
в первые дни жизни ребенка.
Большую опасность в данном
случае вызывает внутриутробная гипоксия
(кислородное голодание плода), к которой
особенно чувствителен развивающийся
мозг. Вот почему очень важно, чтобы беременность
протекала нормально, без патологий, чтобы
будущая мать соблюдала все требования,
предъявляемые врачом. Ведь эти требования
придуманы не просто для осложнения жизни
молодой женщины. Известно, что потребность
в кислороде у беременных повышается на
25-30% за счет того, что ребенок забирает
его из крови матери. Поэтому нужно много
гулять, дышать свежим воздухом, ездить
на природу все девять месяцев. А самое
главное - отказаться от сигарет и алкоголя.
Никотин, спазмируя артерии
матки, лишает ребенка питания и кислорода,
кроме того, он чрезвычайно вреден для
нервных клеток. Алкоголь, проникая через
плаценту в кровь, наносит мощный удар
по формирующемуся мозгу. Как здесь не
нарушиться его функциям! Серьезную угрозу
представляют и некоторые лекарства, особенно
в первой половине беременности, а потому,
прежде чем принять любой, даже самый безобидный
препарат, необходимо проконсультироваться
с лечащим врачом. Очень важно также правильно
питаться.
Вообще, любые проблемы во время
беременности и родов - какими бы незначительными
они ни казались непросвещенному человеку
- могут иметь различные отрицательные
последствия, которые обычно проявляются
не сразу после рождения ребенка, а спустя
некоторое время. Речь идет об угрозе выкидыша,
токсикозах, обострениях хронических
заболеваний у матери, перенесенных инфекциях.
Замечено, что если ребенок в
утробе ведет себя очень буйно, то это
может быть признаком будущей гиперактивности,
что, в общем-то, и понятно: обычно детки
шумят, когда им не хватает кислорода.
На языке медицины это называется "хроническая
внутриутробная гипоксия".
Очень опасны во время беременности
травмы в области живота. Впрочем, страшны
травмы не только физические, но и психологические,
различные стрессы, а также, что отмечают
многие специалисты, нежелание матери
иметь данного ребенка. Мы уже не говорим
о неудавшихся попытках прервать беременность.
Большое значение имеют и иммунологическая
несовместимость по резус-фактору, и возраст
родителей. Исследования показали, что
риск развития патологии велик, если возраст
матери во время беременности был меньше
19 или больше 30 лет, а возраст отца превышал
39 лет.
На развитие заболевания влияют
и осложнения при родах: преждевременные,
скоротечные или затяжные роды, стимуляция
родовой деятельности, отравление наркозом
при кесаревом сечении, длительный (более
12 часов) безводный период. Родовые осложнения,
связанные с неправильным положением
плода, обвитие его пуповиной, помимо асфиксии,
могут повлечь за собой внутренние мозговые
кровоизлияния, различные травмы, в том
числе плохо диагностируемые легкие смещения
шейных позвонков.
3. Опасности первых лет
жизни
Мозг человека формируется на
протяжении первых 12 лет его жизни, и, естественно,
в этот период он наиболее уязвим. Любые,
казалось бы, малозначительные, удары,
ушибы могут впоследствии сказаться на
здоровье ребенка. Поэтому призываем родителей
быть в этом плане особенно бдительными.
На практике встречается много случаев,
когда мама обращается по поводу общего
нездоровья ребенка: плачет все время,
плохо спит, отказывается от еды. При осмотре
малыша, казалось бы, все в порядке: никаких
признаков простуды, желудок, сердце -
все в норме. После расспросов - где гулял,
с кем, как играет и т. д. - выясняется, что
несколько дней назад (она даже обычно
не помнит точно, когда) малыш упал и, видимо,
сильно ударился головой. За этим следует
немедленная госпитализация, многочисленные
диагностические исследования и длительное
лечение. Не всегда, к сожалению, оно приносит
максимальный эффект. А ведь все могло
бы быть куда проще, обратись родители
немедленно к врачу.
Следует помнить, что травмы
головы могут нарушить деятельность мозга
в любом возрасте, но в период созревания,
то есть до 12 лет, они особенно опасны.
Отрицательно сказываются на формировании
мозга и любые заболевания в младенчестве,
если они проходят с длительной высокой
температурой, а также прием некоторых
сильнодействующих препаратов. Невропатологи
считают, что целый ряд хронических заболеваний,
таких как бронхиальная астма (тяжелая),
нарушение обмена веществ, сердечная недостаточность,
а также частые пневмонии, нефропатии,
нередко становятся факторами, негативно
влияющими на нормальную работу мозга.
К интересному выводу пришли
западные ученые Р. А. Кинг и Д. Ношпич.
Оказывается, не последнюю роль в том,
как ребенок преодолеет наметившиеся
в его психике проблемы, играет материальная
обеспеченность и бытовые условия. Они
установили, что у многих детей из семей,
где достаток выше, последствия патологии,
возникшей в течение беременности или
во время родов, исчезают к моменту поступления
в школу, тогда как у детей из неблагополучных
в этом отношении семей они продолжают
сохраняться.
4. Питание
В современной педиатрии существует
точка зрения, что одной из причин гиперактивности
может стать неправильное питание ребенка.
И далеко за примерами ходить не надо,
достаточно проанализировать нынешний
рост заболеваемости СДВГ и продукты,
которые сегодня попадают на стол ребенку.
Ведь, как известно, в большинстве из них
содержатся различные консерванты, ароматизаторы,
искусственные наполнители, пищевые красители,
которые негативно влияют на нейрохимические
процессы. А гиперактивность, нарушение
внимания, беспокойство - все это проявления
в том числе химического дисбаланса мозга.
Кроме того, опасным в данном случае может
стать любой продукт, который вызывает
аллергию у ребенка.
Современные дети неразлучны
с бутылками колы, фанты, спрайта и прочих
"замечательных" напитков. Помимо
большого количества сахара (о вреде которого
тоже будет сказано), в них содержится
столько пищевых красителей и ароматизаторов,
что они просто не успевают выводиться
естественным путем. Это вызывает большое
скопление шлаков, биохимически отравляющих
организм. И ребенок ежедневно подвергается
длительной атаке отравляющими веществами
- токсикозу. Хорошо, если у него механизмы
детоксикации (выведения токсинов) работают
нормально. А если нет? Вот и начинаются
сбои всех систем. Даже безобидный, казалось
бы, апельсиновый баночный сок может нанести
серьезный удар по организму.
5. Окружающая среда
Ухудшающаяся с каждым годом
экологическая обстановка ведет к различным
нарушениям здоровья, психического в том
числе.
Особенно от плохой экологии
страдают дети. Их здоровье разрушается
на самой начальной стадии своего формирования.
Современная промышленность буквально
насыщает окружающую среду солями тяжелых
металлов, таких как кадмий, молибден,
хром, свинец, алюминий. Каждая из них губительна
по-своему. Соли кадмия и молибдена ведут,
например, к тяжелым расстройствам центральной
нервной системы. А ведь кадмий постоянно
находится рядом. Он широко используется
в различных электроприборах и механизмах,
в батарейках, резине, пластмассах, в дезинсектицидах,
фотографии.