Сказкотерапия: понятие и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:28, реферат

Краткое описание

Сказкотерапия – это один из психологических методов, а также один из способов передачи опыта и знаний о духовной сущности человека, о социальной его реализации. Но не стоит забывать, что наряду с психологией в сказкотерапии присутствует и педагогическая нотка. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. По сути, сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ СКАЗКОТЕРАПИЯ 4
ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ 5
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ 6
3.1 ВИДЫ СКАЗОК 6
3.2 ФУНКЦИИ СКАЗОК 8
3.3 ОСНОВНАЯ ТЕМА 9
3.4 СЮЖЕТ СКАЗКИ 10
3.5 ЛИНИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ 11
3.6 СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СКАЗКИ 11
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СКАЗОК 12
КОРРЕКЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ СКАЗКИ 13
ВОЗМОЖНОСТИ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ 13
ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ 14
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Вложенные файлы: 1 файл

Сказкотерапия.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ           3

  1. ПОНЯТИЕ СКАЗКОТЕРАПИЯ       4
  2. ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ      5
  3. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ      6

3.1 ВИДЫ СКАЗОК        6

3.2 ФУНКЦИИ СКАЗОК       8

3.3 ОСНОВНАЯ ТЕМА        9

3.4 СЮЖЕТ СКАЗКИ        10

3.5 ЛИНИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ      11

3.6 СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СКАЗКИ     11

  1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СКАЗОК 12
  2. КОРРЕКЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ СКАЗКИ     13
  3. ВОЗМОЖНОСТИ  РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ     13
  4. ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ    14
  5. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ    15

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ       16 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Корректировать воспитание сказкой нужно – сомневаться не приходится. Дите скорее выслушает сказку, чем нудную родительскую отповедь. Сказка не учит малыша напрямую, она предлагает ребенку образы, а важная информация усваивается сама по себе, незаметно.

Сказкотерапия – это  один из психологических методов, а  также один из способов передачи опыта  и знаний о духовной сущности человека, о социальной его реализации. Но не стоит забывать, что наряду с психологией в сказкотерапии присутствует и педагогическая нотка. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. По сути, сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом.

Первоначально все знания передавались устно, то есть посредством легенд, былин, мифов, и, конечно, сказок. Сказки присутствуют у всех народов: есть сказки русские, есть казахские, есть английские или французские. Есть восточные, есть европейские. Но сказка – это еще не сказкотерапия. Хотя, безусловно – это ее основа.

Метод сказкотерапии  направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем, в первую очередь, ребёнка. Чаще всего сказкотерапия  применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми.

Несмотря на расхожее мнение, сказкотерапия адресована не только детям, причем, дошкольного возраста. Возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Сказкой можно лечить и детей, и подростков, и даже взрослых.

Таким образом, сказкотерапия  нужна всем, от малыша до взрослого  человека, а знать ее основы необходимо родителям, которые хотят воспитать  полноценного ребенка и правильно  помочь ему в решении возникающих  проблем.

 

1.ПОНЯТИЕ СКАЗКОТЕРАПИЯ

Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.  Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Преимущество данного метода заключается еще и в том, что он интегрирует множество психотехнических приемов в единый сказочный контекст.  В основе метода сказкотерапии лежит феномен мифа, сказки, притчи, метафор.  В этом ряду особое место занимают метафоры, которые позволяют расширить границы самосознания, а также затрагивают определенные слои подсознательного.  Специфической особенностью метафор является то, что благодаря им человек получает возможность перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия в более простые и конкретные формы, имеющие личностно-значимую эмоциональную окраску.

Сказкотерапия, в основе, которой лежат мифы и притчи, позволяет психотерапевту создавать проективные ситуации, обладающие помимо терапевтического эффекта еще и диагностическим.  Особенность метода сказкотерапии заключается в том, что он имеет несколько уровней воздействия на личность:1.Неосознаваемый уровень 2.Осознаваемый уровень

3. Поведенческий 

Осуществить изменения  на осознаваемом и поведенческом  уровне не представляет собой трудности при использовании любого другого метода, тогда как сказкотерапия предполагает глубинный уровень воздействия, через проявления сферы неосознанного, благодаря чему происходит осмысление, переживания и устранение причин затруднения.  Данный метод вбирает в себя широкий спектр разрешения разнообразных проблем, так как предполагает поиск путей выхода в доступной и интересной сказочной форме.

Таким образом, сказочная форма, обращаясь к сокровенным пластам психики, с одной стороны, уводит от реальности внешней, но приводит к внутренней, а с другой стороны, устраняет контроль сознания за совершением действий, проговариванием собственных мыслей, оценок.

2. ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ

Так же как любой другой метод практической психологии, сказкотерапия  имеет свою специфику, которая заключается в следующих особенностях ее применения.

Во-первых, это возрастные ограничения. Безусловно, сказки полезно  и необходимо читать детям всех возрастов, но именно процесс сказкотерапии  с анализом и разбором ситуаций, поставленных в сказках, лучше проводить с ребенком, начиная с 3-4 лет. Это связано с тем, что ребенок до этого возраста еще не понимает того, что может существовать некая другая реальность, сказочная, отличная от нашей повседневной жизни.

Все это, однако, индивидуально и зависит от совокупности личностных особенностей ребенка.

Во-вторых, важную роль в  процессе сказкотерапии играет наше состояние, мироощущение и миропонимание,  способность осознавать происходящие события и оценивать их, опираясь на жизненные принципы.

При передаче содержания сказок большое значение имеет отношение к тому, с кем читают сказку. Доброжелательный спокойный тон дает возможность добиться желаемого результата и поставленной цели. Нельзя забывать, что если говорить о проведении сказкотерапии как методе практической психологии, то психотерапевт должен проявлять эмпатию в отношении клиента.

Все это очень важно, так как от этого зависит степень  открытости человека и степень усвоения им того, что хотят до него донести.

Следующим фактором, влияющим на поведение человека, с которым проводиться сказкотерапия, и на степень его открытости, является интонация, которая в большей степени воздействует не на сознание человека, а на сферу его бессознательного, на его мироощущение и принятие родителя как человека стремящегося ему помочь.

В-третьих, сказка должна быть подобрана или сочинена в  соответствии с возрастом, ситуацией  и личностными особенностями  человека и напрвлена на формирование определенных свойств в зависимости  от ведущей деятельности человека. В дошкольном возрасте уже можно проводить сказкотерапию, ориентированную на первичную социализацию ребенка в новой для него среде, усвоение основ межличностных отношений.

Следующей особенностью является временное ограничение  сказкотерапии. С ребенком до 6-7 лет не следует проводить ее дольше 30-40 минут, так как ему трудно воспринимать информацию в течении более длительного времени, его внимание рассеивается и он начинает отвлекаться. При проведении сказкотерапии с подростками и взрослыми людьми следует больше внимания уделять не прочтению сказки, а активной деятельности, связанной с ними.

Таким образом, эффективность  использования данного терапевтического метода зависит и от возраста человека, с которым его хотят провести, и от его личностных особенностей, темперамента, и от его понимания жизни и осознания своего места в мире, от уже сформировавшихся или еще только формирующихся моральных ценностей. Следует помнить, что, прежде всего, эффективность применения сказок для помощи детям и взрослым зависит от психотерапевта или того человека, который проводит сеанс сказкотерапии. Данные сеансы должны проходить не от случая к случаю, а с определенной регулярностью.

3. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ

3.1 ВИДЫ СКАЗОК

Сказки в зависимости  от целей и оказываемого воздействия  могут быть диагностическими, терапевтическими и коррекционными.

Диагностические сказки применяются на начальном этапе сказкотерапии, так как позволяют диагностировать, выявить определенные свойства личности, проблемы, уровень развития необходимых знаний об окружающем мире, жизненные ценности.

После проведения диагностики  используются сказки, основной целью  которых является коррекция (изменение, выработка необходимых навыков. Умений, приобретение знаний, которые  могут помочь человеку в дальнейшем. С помощью коррекционного воздействия оказывается влияние на поведение человека, формируется более приемлемый стиль поведения.

Психотерапевтические сказки могут применяться как на заключительном этапе сказкотерапии, так и на любом другом. То есть могут быть использованы и вместо психокорекционных, и вместо диагностических. Основной задачей терапевтических сказок является воздействие не непосредственно на образ мышления человека или его поведения, а на сферу его бессознательного, на его духовную состоятельность. Они не дают конкретно готовых ответов на вопросы, волнующие человека, а позволяют ему самому найти их.

Особенностью данного  вида сказок является то, что они  в большинстве случаев используются в работе со взрослыми людьми, так  как у ребенка еще недостаточно знаний, чтобы самому найти выход из сложившейся ситуации, ему необходима помощь поддержка со стороны взрослых.

Сказки могут классифицироваться в зависимости от того, кем они  написаны. Существуют авторские и  народные сказки.

Авторские сказки сочиняются сказкотерапевтами или родителями в зависимости от того, в чем надо помочь человеку, какие проблемы необходимо решить, какие навыки приобрести.

Народные сказки – это сказки разных народов мира, известные всем с детства. Они очень важны для детей, необходимо читать и русские народные сказки, и сказки других народов, так как дети усваивают из них не только моральные ценности, у них формируется дружественное отношение к другим народам.

Следующим критерием  для классификации сказок является выбор объектов, на который они  нацелены. Здесь возможно деление сказок  на индивидуальные и групповые, направленные на детскую аудиторию, подростков и взрослых людей.

Групповая сказкотерапия  применяется в основном в детских  садах и школах. Группа  детей  должна включать от 3 до 10 человек. Чем больше детей в группе, тем труднее отследить проблемы каждого ребенка и преодолеть сложности в интерпретации сказок. Дети данного возраста ориентируются на мнение сверстников и подвержены влиянию.

Следовательно, целесообразнее проводить сказкотерапию индивидуально ил в небольших группах.

 

3.2 ФУНКЦИИ СКАЗОК

Выделяют несколько  основных функциональных особенностей сказок.

  1. Тесты сказок – вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Обзоры сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.[19].
  2. Концепция сказкотерапии – основана на идеи ценности метафоры, как носителя информации: - о жизненно важных явлениях; - о жизненных ценностях; - о внутреннем мире автора (в случае авторских сказок).
  3. В сказке в символической форме содержится информация о том: - как устроен этот мир, кто его создал; - что происходит с человеком в разные периоды его жизни; - какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; - какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; - какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; - как приобретать и ценить дружбу и любовь; - какими ценностями руководствоваться в жизни; -как строить отношения с родителями и детьми; - как бороться и прощать.
  4. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» - способность человека к противостояниям негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.
  5. Сказки возрождают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

 

3.3 ОСНОВНАЯ ТЕМА

 

Основная тема – это  идея пронизывающая весь сюжет сказки отражающая актуальные жизненные ценности, потребности, показывающие то, что оказывается для клиента наиболее значимым в данный момент, к чему он стремиться, над, чем он сознательно или бессознательно «работает». Наиболее распространенными темами сказок являются: - тема любви, тема детско-родительских отношений и отношений в семье, тема личностного роста, тема основных жизненных ценностей, тема дружбы.

Чтобы определить основную тему, нужно задать себе или автору вопрос: о чем эта сказка, о  чем она учит?

Основная тема может  быть представлена на нескольких уровнях:

  1. На ценностном уровне, который содержит общие жизненные ценности, проявления в сказке.
  2. На ментальном уровне, который отражает понимание степень осмысленности автором событий, положенных в основу сюжета сказки.
  3. На эмоциональном уровне, который показывает качества чувственно – смыслового проживания основной темы.
  4. На витальном уровне, который говорит о степени удовлетворенности автора в связи с актуализацией основной темы сказки; к этому уровню относится влияние происходящих в сказке событий на жизнедеятельность героев.

Информация о работе Сказкотерапия: понятие и особенности