Сказкотерапия как метод диагностики и профилактики суицидального поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:05, статья

Краткое описание

Суицидальное поведение является основным понятием в суицидологии, под этим термином понимают акт лишения себя жизни, при котором человек действует преднамеренно, целенаправленно и осознано. Принято различать несколько форм суицидального поведения. Внутренние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные мысли, а также суицидальные тенденции. Суицидальные мысли - мысли о смерти, суициде или серьезном самоповреждении. Суицидальные тенденции - более общее понятие, которое включает как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству.

Вложенные файлы: 1 файл

Статья Савушкина В.С. Сказкотерапия как метод диагностики и профилактики суицидального поведения.docx

— 29.82 Кб (Скачать файл)

Сказкотерапия как метод диагностики  и профилактики суицидального поведения  подростков.

 

Савушкина В.С., педагог – психолог ГБОУ СПО  Зарайский педагогический колледж  им. В.В. Виноградова

 

Суицидальное  поведение является основным понятием в суицидологии, под этим термином понимают акт лишения себя жизни, при котором человек действует преднамеренно, целенаправленно и осознано.

Принято различать несколько форм суицидального поведения.

Внутренние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные мысли, а также суицидальные тенденции.  Суицидальные мысли -  мысли о смерти, суициде или серьезном самоповреждении. Суицидальные тенденции - более общее понятие, которое включает как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству

Внешние формы - суицидальные попытки и завершенные  суициды.

Сказкотерапия — течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки).

Рассмотрим  возможности сказки относительно диагностики  и профилактики  суицидального  поведения.

Психодиагностические  возможности сказки.

  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что используя авторскую сказку ребенка в психодиагностических целях, следует обратить особое внимание на несколько моментов

  1. Насколько благополучно протекает процесс накопления знаний о жизни.
  2. Есть ли в сказке явное или скрытое указание на проявления конфликта (через символы или сюжет).
  3. Какая тема волнует ребенка.
  4. Какие вопросы о жизни в данный момент неосознанно исследует ребенок.
  5. Нашел ли он ответ на свой вопрос, сочинив историю.
  6. Если нет, нужна ли ему помощь, предполагающая беседу на данную тему.
  7. Какие потребности актуализированы у ребенка в данный момент (психофизиологические потребности в безопасности и защите; в принадлежности и любви; в самоуважении; в знаниях; эстетические потребности).
  8. Какого рода помощь, поддержку может оказать ребенку педагог, психолог или родители.
  9. Есть ли в сказке ребенка указание на его индивидуальные особенности, которые должны быть учтены при его обучении и воспитании.

Кроме этого, следует обратить внимание на словесные и сюжетные ключи, которые раскрывают суицидальные мысли или намерения. Если в сказке есть сюжет самоубийства, то важным является замысел и способ его реализации.

Анализируя  серию авторских сказок подростка, возможно проводить мониторинг динамики его состояния, делать выводы о наличие суицидальных тенденций, суицидальных замыслов или намерений. При этом мы должны учитывать, что диагностические выводы о наличии суицидального риска нельзя делать только с помощью сказок, необходим подтверждение другим диагностическим инструментарием. Для подростков характерно фантазирование на тему смерти и это не всегда является показателем склонности к суициду.

Зинкевич – Евстигнеева указывает на принципы, которых необходимо придерживаться при психологическом анализе сказок.

1.Принцип безусловного принятия внутреннего мира клиента. Данный принцип отрицает «оценочный подход». Мир, представленный в сказке, воспринимается целостно, безоценочно. Даже в контексте выявления «конфликтного» и «ресурсного» содержания сказки мы отказываемся от прямых оценок.

  1. Принцип объективности. Необходимо рассмотреть сказку с разных точек зрения, исследовать разные ее «слои» и «грани». И главное, мы не стремимся к тому, чтобы найти в авторской сказке подтверждение той или иной психологической парадигме.
  2. Принцип результативности. Психологический анализ авторской сказки всегда обусловлен конкретной целью:
  • составление психологического заключения (на предмет определения психологического статуса, интересов, мотивов, индивидуальных особенностей автора);
  • составление психологических рекомендаций;
  • формирование перспективных задач психологической работы с автором.

С опорой на эти принципы Зинкевич – Евстигнеева предлагает схему психологического анализа сказок, которая также опирается на ключевые характеристики сказки.

Под ключевыми характеристиками понимаются качественные показатели, с помощью которых можно описать авторскую сказку. Ключевые характеристики помогают психологу выявить отправные точки анализа сказки и таким образом встать на путь понимания внутреннего мира клиента и особенностей его взаимоотношений с окружающим миром.

Ключевыми характеристиками сказки являются:

  1. энергоинформационное поле сказки;
  2. основная тема сказки;
  3. сюжет сказки;
  4. линия главного героя;
  5. символическое поле.
  6. Энергоинформационное поле. Это особая энергия сказки, оставляющая у слушателя определенное «послевкусие», состоящее из ощущений, чувств, мыслей и впечатлений.

Читая разные сказки, мы отмечаем изменения в своих ощущениях  и впечатлениях. Здесь психологу нужно зафиксировать свою первую реакцию, но не следовать за ней, т.к. если подчиниться энергоинформационной волне сказки, можно потерять объективность профессионального взгляда.

 

  1. Основная тема. Это идея, пронизывающая весь сюжет сказки. Основная тема отражает актуальные жизненные ценности, потребности, «зону ближайшего развития» автора. Иными словами, основная тема показывает нам то, что является для клиента наиболее значимым в данный момент. Над чем он сознательно или бессознательно «работает», к чему стремится.

Основная  тема может быть представлена на нескольких уровнях:

  • Ценностный уровень содержит общие жизненные ценности, проявленные в сказке.
  • Ментальный уровень отражает понимание, степень осмысления автором событий, положенных в основу сюжета сказки.
  • Эмоциональный уровень показывает качество чувственно-смыслового проживания основной темы.
  • Витальный уровень говорит о степени удовлетворенности автора в связи с актуализацией основной темы сказки; к этому уровню относится влияние происходящих в сказке событий на жизнедеятельность героев.

 

  1. Сюжет сказки. Это изложение хода событий. Работая с сюжетом авторской сказки, нужно обратить внимание на три момента:
  2. оригинальность сюжета;
  3. жанровая форма сказки;
  4. последовательность событий.

Под оригинальностью понимается новизна, необычность сюжета, его непохожесть на популярные фабулы.

Жанры сказок могут быть разными, иногда совершенно нестандартными. Например:

  • Авантюрно-приключенческий. В основу сюжета положены откровенные авантюры или приключения.
  • Мистический. Основу сюжета составляют мистические события.
  • Сентиментально-драматический. Основу сюжета составляет рассказ о трогательных взаимоотношениях, имеющих драматические аспекты.
  • Любовно-романтический. Основу сюжета составляет история любви.
  • Реально-драматический. В основе сюжета реальные взаимоотношения, драматически окрашенные.
  • Интрапсихический. В основе сюжета внутренние переживания автора, процесс рефлексии.
  • Морально-нравственный. В основе сюжета описание добродетели или порока, с непременным наказанием последнего.
  • Философский. В основе сюжета драматизация философской идеи, жизненного принципа или явления.
    • Истории жизни.
    • Смешанный.

Жанр сказки указывает  на актуальный для автора характер переживаний и область его интересов.

Работая с сюжетом сказки, важно также проанализировать последовательность событий в ней. Бывает, что в сюжете сказки автор «зашифровывает» реальные события своей жизни. С другой стороны, автор, описывая их в сказке, определенную последовательность событий может «программировать» в своей реальной жизни. В любом случае, это чрезвычайно важно, поскольку связано с судьбой автора.

 

  1. Линия главного героя. Это ключевая характеристика, отражающая актуальное самоощущение и стремления автора.

Главный герой — это  образ автора, либо реальный, либо идеальный. Целью психологической диагностики мы ставим понимание личностных особенностей автора сказки. Поэтому, данную характеристику обязательно нужно включать в психологический анализ.

Здесь важно прояснить четыре момента:

  1. Образ себя, отношение к себе, динамика изменений отношения к себе. Это проявляется через характер описания главного героя: каким он перед нами предстает — красивым или безобразным, успешным или неуспешным; меняются ли его статус и возможности в течение сказки.
  2. Образ цели, к чему стремится главный герой. Это выясняется из финала сказки. Предполагается, что в финале реализуется если не сознательное, то бессознательное стремление героя. Зная финал, возможно ответить на вопрос: чего герой хотел на самом деле?
  3. Мотивы поступков главного героя. Определяются по сюжету сказки.
  4. Отношения с окружающим миром. Определяются по поступкам героя и характеру влияния на него других персонажей. В этом аспекте также актуален критерий «разрушитель — созидатель».

 

  1. Символическое поле сказки. Оно отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах. Иногда эта ключевая характеристика является наиболее привлекательной для исследователя.

Работая с символическим полем сказки, следует отмечать наиболее яркие образы и исследовать их символическое значение на двух уровнях: личном и глубинном. Личное значение можно определить, задав автору вопрос: «Чем для вас является такой-то образ?» Глубинное значение выявляется путем размышлений и изучения специальной литературы (словарей символов).

Нередко встречаются истории, в которых нет ярких символов, действие происходит в реальном мире, в обыденной жизни. В этом случае символический анализ не проводится, используются другие ключевые характеристики.

После анализа сказки по ее ключевым характеристикам мы составляем заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки и определяем перспективные задачи психологической работы с автором.

 

Итак, схема психологического анализа авторской сказки включает в себя семь шагов и выглядит следующим  образом:

  1. Определить энергоинформационное поле сказки
  2. Определить основную тему сказки.
  3. Проанализировать сюжет сказки.
  4. Проанализировать линию главного героя.
  5. Проанализировать символическое поле сказки.
  1. Составить заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки.
  1. Сформировать перспективные задачи психологической работы с автором.

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что сказки являются информативным средством для понимания внутреннего мира их авторов и эффективным средством психодиагностики. Интерпретация сказки может быть проведена по схеме психологического анализа, с учетом основных принципов анализа.

Профилактические возможности  сказок.

При изучении суицидального  поведения в противопоставление факторам повышающим риск суицида, многие ученые противопоставляют антисуицидальные фактор (Зотов), антисуицидальные мотивы (Лайнхен).

Н.А.Сакович указывает на то, что каждому суицидальному фактору противостоит антисуицидальный фактор. Под антисуицидальным фактором она понимает сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а  также душевные переживания, препятствующие осуществлению  суицидальных намерений.

Информация о работе Сказкотерапия как метод диагностики и профилактики суицидального поведения подростков