Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:14, курсовая работа
Целью исследования являлось выявить связь языка и мышления и на этом основании определить логико-языковую природу высказывания.
Задачи исследования:
- сделать обзор литературы по данной проблеме;
- определить предмет логики;
- выявить связь логики и мышления;
- выявить связь языка и мышления;
- выявить сущность логико-языкового высказывания;
- проанализировать прием техники критического мышления на базе общих законов связи логики и мышления – на примере методики «мозгового штурма».
Введение 3
Глава 1 Философские аспекты процесса мышления. Мышление как предмет логики в аспекте философской науки 4
1.1.Что мы понимаем под философией? 4
1.2. Предмет логики - законы и формы мышления 10
1.3. Философские аспекты логико-языкового высказывания 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Современное состояние вопроса о связи логики и мышления. Техника критического мышления и методика «мозгового штурма» 23
2.1. Важность открытия новых способов мышления о том, что уже известно, а не открытие для себя новых данных или фактов. 23
2.2.Техника критического мышления 27
2.3. Метод «мозгового штурма» 30
Выводы по главе 2 32
Заключение 34
Список литературы 36
Содержание
Актуальность исследования обоснована необходимостью показать неразрывную связь мыслительного процесса и логики на примере техники критического мышления и метода «мозгового штурма» – современных методик, применяемых во всех отраслях знания.
Целью исследования являлось выявить связь языка и мышления и на этом основании определить логико-языковую природу высказывания.
Задачи исследования:
- сделать обзор литературы по данной проблеме;
- определить предмет логики;
- выявить связь логики и мышления;
- выявить связь языка и мышления;
- выявить сущность логико-языкового высказывания;
- проанализировать прием техники критического мышления на базе общих законов связи логики и мышления – на примере методики «мозгового штурма».
Объектом исследования является мышление как предмет логики в аспекте философской науки.
Предметом исследования является логико-языковое высказывание, двуединая сущность которого определяется наличием, с одной стороны, языковых аспектов, связанных с мышлением и речью, с другой – философских, связанных с логикой, а, следовательно, с мышлением. Таким образом, логико-языковое высказывание – предмет мышления.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что законы и формы мышления, в частности техника критического мышления и метод «мозгового штурма» являются предметом логики.
Методы исследования – изучение и теоретический анализ литературы, обобщение, систематизация, классификация теоретического материала, наблюдение, анализ.
Философия - «любовь к мудрости», как наука зародилась в Древней Греции много веков назад. Яркими представителями философской мысли были Платон – объективный идеалист, Гегель, считавший, что в основе всего лежит Абсолютный Дух, что все течет – все изменяется., Кант – родоначальник немецкой классической философии, полагавший, что в основе познания лежит метод критического философствования, Сократ, провозгласивший «Все тайное становится явным», Ф. Бэкон, возвестивший о том, что, что «Знание – сила». Каждый из них внес значительный вклад в философскую науку.
Понятие «любовь к мудрости» состоит из двух лексем - любовь и мудрость, очень важных с семантической точки зрения. Попытаемся проанализировать каждый компонент. Во-первых, концепт Мудрость – София (греч.), подразумевает некий логически обоснованный аспект. Мудрость – противопоставляется Глупости. Единство знания, опыта, логики, добра – вот что такое мудрость. Любовь к мудрости – проповедование добра, логики, знаний. Философы – мудрецы, почувствовавшие необходимость в проповедовании своего жизненного опыта и логики. Недаром философия лежит в основе всех наук, поскольку любая наука – синтез знания и опыта.
На вечный вопрос философии: что первично – материя или сознание– все философы отвечают по-разному, исходя из собственных оценок и ощущений. Известно, что великие философы прошлого, считавшие сознание (разум) первичным по отношению к материи (бытию) – находились в постоянной идеологической оппозиции, в борьбе за истину. Толчком к материалистическому пониманию философии послужила Милетская школа (VI в.д.н.), возникшая в Древней Греции, основанная Фалесом. Представители этой школы полагали, что все в мире – одушевленные и неодушевленные предметы в равной степени – имеет единую первооснову – космос, воду или воздух. Принцип «нечто не возникает из ничего» - основной принцип философов того времени. Для Фалеса, например, первоосновой мира являлась вода. Земля, по его мнению, как доска, плавает в океане воды. Все представления о мире связывались с единой первоосновой. Все имеет душу, даже магнит или янтарь: например, магнит – потому как притягивает предметы, а, значит, имеет душу. Для кого-то первоосновой был воздух или космос – неважно. Главное, что у всего на свете всегда есть свое начало - «начало всех начал».
На протяжении веков философия развивалась, приобретая новые черты, новые формы и направления. Однако, главная ее функция – научная. Как наука философия прочно вошла во все сферы человеческой жизни. Безусловно, философия связана с теологией (учением о боге), социологией (наукой об обществе), а также педагогикой, психологией и медициной, поскольку процесс человеческого познания охватывает комплексное восприятие действительности, и объясним лишь именно с этих позиций.
Однако понятие «философия»
имеет не одно значение. Сегодня
под философией понимают определенную
отрасль научного знания, важнейшую
составляющую идеологии, систему теоретических
рассуждений, разрабатываемую
О том, как растет и
созревает человеческое сознание, как
оно соотносится с возрастом,
пишет М.С. Коган в своей книге,
пережившей не одно издание. Несмотря
на то, что философия как наука
анализирует мировоззрение
Философски взглянуть на вещь или предмет означает продумать причины и следствия его возникновение, наше отношение к нему, связь его с другими предметами реального мира. Да и это еще не все, так как необходимо определить место исследуемого предмета в историческом процессе, его роль и значение не только для философской мысли, но и для обыкновенного человеческого бытия. Строго говоря, философия является такой формой постижения мира, которая не может быть сведена ни к какой другой форме познания. У нее отличные от науки методы обращения к эмпирическому материалу, свои способы его обобщения и проверки1.
В диалогах Платона, в которых выразителем его точки зрения, как правило, выступает Сократ, философия представлена в художественной форме. Диалоги Платона занимают особое место в контексте древней философской мысли. Они даже больше напоминают пьесы или интермедии. По сравнению с литературой средневековья они намного живее, жизненнее и остроумнее. Философия Платона имеет художественную форму, сравнимую с произведениями великих творцов, таких как Гете или Тарковский. Подобная форма философии, назовем ее креативной философией, прослеживает связь философии как формы логико-теоретического мышления с искусством как формой художественно-образного осмысления мира. В результате можно говорить о теоретической философии и практической философии, в которой художественная составляющая не так видна, однако передаваемый подтекст говорит о глубине и зрелости философской мысли. При этом не следует забывать о существовании еще одной формы философии – философии, пронизывающей произведения классиков, таких как Толстой, Скрябин, Врубель, Уайльд.
Платон считал, что познать можно только существующие идеи и никак иначе. Поскольку способность к познанию присуща каждому человеку (в той или иной степени), она «живет» в душе человека и помогает ему осуществлять Познавание мира. Подлинный же философ – это тот, кто способен возвыситься до Познавания красоты. Красота универсальна, как и любая другая идея, «она прекрасна всегда, везде и решительно для всего». Такими же идеями являются идеи добра, справедливости и блага. Идея блага – центральная идея в философии Платона.
Платон считал философом
того, кто «созерцает прекрасное, …
кто любит усматривать истину…
Интересно отметить, что известный английский писатель Оскар Уайльд («профессор эстетики», философ, проповедник гедонизма, эстетизма, любви к прекрасному), считавший себя последователем Платона, заявлял, что «философ – тот, кто созерцает прекрасное, …кто способен видеть природу красоты самой по себе». Корни его философии уходят в античную философию, в царство платоновских идей: в мир идей и мир вещей, где идеи первичны, а вещи вторичны, где «реальный мир есть лишь отблеск вечного идеального совершенства»; «ведь ’идея’ у Платона не есть сознание, не субъект и не объект, но тождество и синтез этих противоположностей», синтез субъективного и объективного, синтез ума и удовольствия, то есть эстетический принцип, который является мерой всех вещей. Философия эстетизма (культ красоты и индивидуализма, стремление к прекрасному и к совершенству формы независимо от заключенных в ней уроков) и философия жизни (мудрость и сострадание, великодушие и терпимость) причудливым образом сочетаясь, проникая одна в другую и переплетаясь, сопровождали известного английского писателя, «профессора эстетики» Оскара Уайльда на протяжении всей его недолгой, но яркой жизни. Философия эстетизма была для него формой, которую он, хотя и провозглашает более важной, чем содержание, рассматривает в неразрывной с ним связи и даже в подчинении ему. Обе философии - искусства и жизни - сосуществовали у Уайльда в диалектическом единстве и борьбе, рождая совершенно нетрадиционное, парадоксальное отношение к действительности. Эта двойственность наложила отпечаток на всю жизнь и творчество писателя-парадоксалиста, который провозгласил эстетизм своим жизненным кредо2.
За культом красоты чувствуется скорбь об уродливости действительности и желание воспевать прекрасное для того, чтобы заставить жизнь подражать искусству и стремиться к совершенству.
Сократовские диалоги настолько прочно врезались в память его ученикам, а Платон был одним из них, что иного пути в поиске истины они себе не представляли3. Платон тоже стал пользоваться методом диалогической беседы, в чем чрезвычайно преуспел. Смысл такой беседы заключался в том, что в процессе ее собеседники высказывали свои точки зрения на все что угодно и каждый из них, выдвигая собственные суждения, находил противоречие в суждениях собеседника и, не высказывая своего личного отношения к его рассуждениям, помогал ему «родить» истину, самостоятельно сформулировать правильный вывод. С тех пор и говорят, что истина рождается в споре. Вопросы обсуждаются достаточно бытовые жизненные, но настолько важна истина в их понимании, что это становится единственной целью и задачей собеседников. Такая философия очень напоминала философию софистов. Если вспомнить их учение, то и у софистов истина рождается в споре, однако не совсем та истина, которую имел в виду Платон – не объективная (не зависящая от воли и сознания человека), а субъективная, т.е. кто сумел доказать свою точку зрения и отстоять ее - тот и прав. Оскар Уайльд говорил, что истина – субъективна, а ложь – это правда других людей.
Понятие «философия» - настолько яркое, мощное и всеобъемлющее, что нельзя, на наш взгляд, ограничиться одним классическим определением философии как «любви к мудрости». Однако философия как наука, понятна не всем. Мы недаром говорим «философский склад ума», «математический склад ума». Сочетание со словом «философия» и «философский» встречаются повсюду: жизненная философия, философское суждение, философия жизни, философия этики, эстетики, научная философия, классическая философия, философский подход.
Существует много «оттенков», форм, направлений философской мысли, как-то: философия всеединства, которую исповедовал русский философ В.С. Соловьев, философия жизни и искусства, нашедшая отражение в трудах многих писателей и поэтов, в частности Оскара Уайльда, верившего в то, что к совершенству можно придти только через страдание, или философия «непротивления злу насилием» - у Льва Толстого, философия символистов в произведениях Верлена и т.д.
Философия Всеединства – все едино. Единство бога и человека. Идея богочеловека пронизывает все учение о всеединстве. Совершенство может быть достигнуто только через страдание, причем только в том случае, если в человеке есть бог. Идеалом богочеловека стал Иисус Христос. Идея Добра отождествляется с идеей Всеединства. Стремление к Добру – вот истинная мудрость.
В широком понимании слова, философия – взгляды, мировоззрение, образ мыслей. У каждого человека есть своя жизненная философия – отношение к себе, обществу. Все, что человек исповедует и проповедует, его мысли и поступки, относится к сфере его жизненной философии – жизненной позиции4.
Таким образом, философия – это, безусловно, наука, которая пронизывает все на свете, зримо или незримо присутствует в том или ином феномене действительности. Философия – основа всех наук, поскольку в любой науке все умозаключения, гипотезы строятся на выводах, требующих не только логического (философия неотделима от логики), но и философского обоснования.
Логика – результат развития интеллектуальной культуры общества. Еще в древности люди не всегда довольствовались мифологическими толкованиями явлений природы, каких-то событий, происходящих в их жизни. Им требовались «более весомые» доказательства того, что представляют собой явления природы. Таким образом, стремясь объяснить происходящее не с мифологической точки зрения, общество постепенно разработало иной, логический подход к объяснению явлений реального мира. Постепенно складывается система умозрительного, но вместе с тем доказательного и последовательного знания. Здесь большая роль отводится научному знанию, которое также набирало силу: успехи в математике, астрономии получили наибольший расцвет именно в те далекие времена, когда складывались первые представления о логике как о науке. Это дало толчок к осознанию необходимости изучения природы самого мышления, установления всех процессов мышления с логической точки зрения5.