Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:54, реферат
В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
1. Социально-психологический климат на предприятиях общественного питания. Его влияние на профессиональное общение с посетителями. 2
2.Лидерство. Роль лидерства во взаимоотношении с подчиненными. 9
Список литературы. 18
Содержание
В условиях современной
научно-технической революции
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.
Понятие «социально-психологический климат» используют для интегральной характеристики трудовых коллективов. Социально-психологический климат – качественная сторона межличностных отношений проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.2
Важнейшие признаки благоприятного СПК:
-доверие и
высокая требовательность
-свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающегося всего коллектива;
-отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решений.
-достаточная
информированность членов
-высокая степень
эмоциональной включенности и
взаимопомощи в ситуациях
вызывающих состояние
-принятие на
себя ответственности за
Таким образом характер СПК зависит от уровня группового решения. Установлено что между состоянием СПК развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.
Наиболее общим образом социально-психологический климат коллектива (СПК) можно определить как психологическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Это состояние включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, характеризуется различной степенью осознанности. СПК – качественная сторона отношений между людьми, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в трудовом коллективе. СПК складывается постепенно в процессе совместной жизнедеятельности людей, приобретает относительную самостоятельность и сам начинает влиять на поведение и результаты деятельности членов коллектива.
Важнейшей
проблемой в изучении
Экспериментальные
исследования Л.И. Уманского показывают
прямую зависимость между этими
моделями и уровнем развития группы
как коллектива. Чем выше степень единства
формальной и неформальной структур коллектива,
тем позитивнее воздействия, формирующие
климат коллектива.
В современных условиях решение этих проблем является значимым для конечного успеха ресторанного предприятия.
Нарастающая динамика предложений и спроса на рынке, возникновение новых ресторанных концепций и форм обслуживания предполагает гибкое изменение структуры ресторана и, как следствие, - изменение принципов работы персонала и с персоналом. В связи с этим основными приорететами структурных изменений являются: акцентирование внимания на корпоративных требованиях; решение задач в комплексе, охватывая все подразделения; распределение целей и задач оперативного и долгосрочного характера; определение промежуточных сроков для контроля и сравнения полученных результатов с поставленной целью.
Определяя организационную структуру ресторана, необходимо учитывать трудоемкость и квалификацию работников на каждом уровне.
В ресторанном
бизнесе существуют специфические
условия трудовой деятельности -
высокий процент текучести
Считается нормальным, если в течение года число уволенных сотрудников превышает 60-70%. Это связано со многими причинами – частые стрессы, необходимость постоянного самоконтроля, тяжелые условия труда в производственных подразделениях, сменный график, работа в ночное время. Другой отличительной особенностью является то, что большинство работников ресторана (официанты, повара, кондитеры и другие вспомогательные службы) имеют средний уровень образования, что сужает возможности использования всего спектра поисков. Таким образом, эти два фактора – высокая текучесть и средний уровень образования – должны в первую очередь определять политику поиска кадров.
Одним из основных недостатков ресторанного бизнеса при управлении персоналом является отсутствие стабильности для работников на большинстве предприятий. Постоянное развитие, сочетаемое с неизбежными структурными изменениями, обострение конкуренции внедрение новых технологий ведет за собой снижение доли низкоквалифицированного труда. На уровне работы с коллективом эти изменения проявляются в усилении значения одних служб и ослаблении других.
Персоналу важно чувствовать внимание и заботу со стороны руководства, понимание особых условий труда. Затраты на социально - психологическую поддержку персонала окупаются уверенностью в его надежности и предсказуемости, стабильностью работы и повышением ее качества, личной заинтересованностью в результате.
Из всех возможных методов коллективной поддержки, распространяемых на весь персонал, успешно применяются дотируемое питание, льготные путевки на отдых и лечение. Особенно сотрудники ценят инициативу руководства по приобретению детских подарков к новому году (за счет средств социального страхования). Моральная поддержка, направленная на проявление искренней заинтересованности в оценке результатов, анализе сильных и слабых сторон деятельности со стороны руководства создает атмосферу доверия и уважения. В мировой практике это явление описывается как удовлетворенность жизнью. Это очень важная психологическая составляющая, достижение которой у сотрудников организации – одна из целей руководителя, т.к. доброе психологическое самочувствие является одной из ведущих причин повышения эффективности обслуживания и, как следствие, повышение прибыли.
Влияние-социально психологического климата на общение с посетителями очень велико и оно может быть двояким-стимулирующим и сдерживающим, что является основанием для его дифференциации на благоприятный и неблагоприятный.
Социально-психологический климат влияет на самочувствие членов коллектива, принятие и осуществление общих решений, достижение максимальной эффективности совместной деятельности. Наибольшее влияние благоприятного социально-психологического климата на совместную деятельность людей проявляется в бригадах, работающих на единый наряд. Это влияние проявляется в активном и заинтересованном отношении к делу, в добросовестном выполнении каждым своих функций и обязанностей, в товарищеской сплочённости, осознанной дисциплине, взаимопомощи, ответственности, и высокой требовательности друг к другу. Преимущественно лидерство рассматривалось, как способность влиять на группу, побуждая её к достижению групповых целей и если не противоставлялось, то четко разграничивалось с управленческой деятельностью.4
Лидерство –
важнейший компонент
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории.
Теория черт объясняет феномен лидерства выдающимися качествами человека, такими как ум, воля, целеустремленность, организаторские способности, компетентность и др. Согласно концепциям харизматического лидерства последователи испытывают вдохновение от лидера и стремятся во всем ему подражать. В факторно-аналитической теории вводится понятие целей и задач, связанных с конкретной ситуацией, которые формируют стиль поведения лидера. Разработчики ситуационной теории исходили из того, что конкретные обстоятельства определяют отбор лидера и детерминируют его поведение. Теория конституентов признает роль последователей решающей в феномене лидерства. Психологические теории описывают, как внутренние побуждения человека к занятию руководящих позиций влияют на становление, характер и направленность лидера.
Значимость
лидерства для руководства
Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.
Эффективность
лидерства непосредственно