Социальные представления о материнстве и отцовстве в истории культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
На основе анализа психологической литературы описать социально-психологическую сущность феномена материнства и отцовства.
Задачи исследования:
проанализировать литературу по проблемам социально-психологической сущности материнства и отцовства;
выявить социально-психологические факторы и условия формирования представлений о материнстве и отцовстве в истории культуры.
Объект исследования: содержание представлений о материнстве и отцовстве.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Московский  городской

психолого-педагогический УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной психологии

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему «Социальные  представления о материнстве  и отцовстве 

в истории культуры»

 

 

 

Выполнил студент

группы 

 

 

 

Научный руководитель

кандидат психологических наук

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011 г.


Оглавление

 

 

Введение

Материнство и отцовство (родительство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что будущее общества - это сегодняшнее состояние родительства.

Проблема родительства встает особенно остро в связи  с неоднозначностью понимания этого феномена в современной психолого-педагогической литературе. Вопрос о природе родительских чувств и отношений с точки зрения обыденного сознания выглядит простым, самоочевидным: родители, во всяком случае мать, - главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детерминируется потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств — не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной биологической и социально-нравственной нормы. Сравнительно-исторические данные убедительно показывают, что современные житейские представления по данному вопросу не являются универсальными, следовательно, родительство, как мы его сегодня понимаем, — продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития.

На особенностях проявлений отцовства акцентирует внимание И. С. Кон в книге «Этнография родительства. Родительство как социокультурный феномен». Изучение материнства как психологического феномена началось в отечественной психологии сравнительно недавно. К проблеме материнства обращаются многие исследователи: В. И. Брутман, О. Р. Ворошнина, В.С.Мухина, В. А. Рамих, Г.Г. Филипова, М.Ю.Чибисова и др.

Цель исследования:

На основе анализа   психологической литературы описать  социально-психологическую сущность феномена материнства и отцовства.

Задачи исследования:

проанализировать литературу по проблемам социально-психологической сущности материнства и отцовства;

выявить социально-психологические факторы и условия формирования представлений о материнстве и отцовстве в истории культуры.

Объект исследования: содержание представлений о материнстве и отцовстве.

Предмет исследования: особенности содержания представлений о материнстве и отцовстве в истории культуры.

Гипотеза: мы полагаем, что содержание представлений о материнстве и отцовстве есть продукт научных исследований и истории культуры.

Теоретико-методологическая основа исследования построена на базовых положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского, в частности на положении о присвоении культуры, выработанной человечеством.

Методики и  методические приёмы. Согласно методологическим основам курсовой работы, задачам теоретического исследования для проверки выдвинутой гипотезы подобран следующий методический приём: теоретический анализ литературы по проблематике социально-психологической сущности материнства и отцовства.

Научная новизна и теоретическая значимость выражается в том, что данная работа пополняет новыми данными существующую систему психологического знания, касающуюся исследований социально-психологической сущности материнства и отцовства;

Практическая  значимость работы состоит в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в лекционной и   просветительской работе психолога.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Представление  о  материнстве как социально-психологическом феномене

1.1. Материнство как культурно-историческое явление

Культурно-историческая сущность материнства может быть раскрыта в ретроспективе через  изменения ожиданий и установок  на данное явление с течением времени. Так как оно возникает объективно при условии взаимодействия с реальным ребенком, рассмотрим основные этапы истории материнства и детства. «Материнство имеет глубокие биологические предпосылки, однако оно предстает в человеческой культуре и как сформированный в процессе исторического развития общества социальный заказ, определяющий самосознание и чувства женщины-матери»1.

Материнство как  системное качество целесообразно  описывать, следуя предложенной В. С. Мухиной  схеме, классифицирующей все многообразие условий и факторов развития человека по следующим реальностям: 1. Реальность предметного мира (природные и рукотворные предметы и система отношения к ним); 2. Реальность образно-знаковых систем (средства формирования личности и психических функций человека); 3. Реальность социального пространства (межличностные взаимоотношения и система общественных норм и законов); 4. Природная реальность.

Начнем с последнего измерения. Сложную взаимосвязь  человека с природой отмечали многие авторитетные ученые (Л. Н. Гумилев, В. И. Вернадский, В. О. Ключевский, Ф. Боас и др.).

В работах современных  отечественных исследователей мы встречаем  дальнейшее изучение проблемы бытия  человека в природном пространстве. По мнению Ю. А. Веденина, культура и  природа находятся в непрерывном  взаимовлиянии друг на друга. А. В. Мудрик отмечает влияние географического положения и природно-климатических условий на особенности социализации личности.

Проблема взаимоотношений  человека и природы рассматривалась  также и с учетом половой принадлежности, причем единой точки зрения здесь не выработано. Так Э. Дюркгейм отмечал, что женщина в большей степени — продукт природы, тогда как мужчина — продукт общества. Вкусы и стремления мужчины имеют коллективное происхождение, тогда как у женщины они в основном детерминированы организмом, и потому она менее интегрирована в общественную жизнь по сравнению с мужчиной2. Этот взгляд близок и Э. Фромму, который полагал, что в силу того, что мужчина не наделен репродуктивной функцией, он вынужден развивать свой разум и строить мир культуры3.

Природная реальность — это не единственная средовая составляющая, определяющая феноменологию  материнства. Жизнь человека с самого рождения осуществляется в многообразном  предметном мире. Многие окружающие предметы кроме конкретного утилитарного назначения имеют символическое (или ценностно-смысловое) особое значение, структурирующее общую картину мира. Отражение всех реалий бытия в народном сознании определяет ценностно-символическую систему (образно-знаковую по В. С. Мухиной), основными компонентами которой являются: язык, символы, образы и знаки, фольклор, семиотика, топонимика, обряды, ритуалы, традиции и т. д. Таким образом, потенциальная готовность к материнству у представительниц женского пола обусловлена демонстрацией признания материнства как социальной ценности, что приводит к неосознанной идентификации с материнским началом еще до приобретения возможности реализовать его фактически.

Однако не только природные условия и фольклор определяли материнство как системный  феномен. Важнейшее средство человеческого общения, хранения и передачи информации — это язык. В русской традиционной культуре женский образ синкретичен, представляя уникальное единство противоположностей: как нечто святое, наделенное божественной благодатью и в то же время демоническое, влекущее и пугающее, рождающее и убивающее.

Все вышеперечисленные  виды реальности жизни индивида (природная, предметная и образно-смысловая) оказываются  значимыми для него только в случае их включения в социокультурную  среду его существования. Для традиционной культуры характерна четкая система прав, обязанностей и нормативов. Для русской женщины в течение долгого времени обязанности однозначно были связаны с ее реализацией как хранительницы домашнего очага и матери. Образ материнства, как доказательство полноценности и «богоугодности» женщины, формировался у нее с самого рождения; психологическая готовность к материнству считалась само собой разумеющейся. Учитывая, что основным каналом передачи культурных устоев было непосредственное тесное взаимодействие между поколениями, идентичность формировалась в процессе усвоения конкретной культуры посредством межпоколенных и внутрипоколенных связей в ограниченном окружающем пространстве.

Обратимся к  некоторым обобщениям относительно истории материнства в связи с историей детства. Признанный авторитет в области исторических исследований детства Ллойд Де Моз в своей «психогенетической теории истории» утверждает, что в христианском прошлом у родителей практически отсутствовала эмпатия, проявляясь как непонимание детей, отсутствие сопереживания и пассивное оказание помощи. Чувства к детям выражались тогда, когда дети были нетребовательны, то есть «спящими или мертвыми»4. Де Моз выделил шесть этапов развития «истории детства» (и «истории материнства» в т. ч.), некоторые из которых узнаются в историческом развитии Древней Руси и России.

1. Инфантицидная модель, или эпоха детоубийства, характерная для раннего периода развития христианства.

2. Оставляющая модель, или эпоха небрежения, для которой характерно стремление передать ребенка на попечение другому лицу.

3. Амбивалентная модель, или эпоха терпимости (XVI—XVII в. в.). Ребенку разрешали войти в эмоциональную жизнь родителей, в том числе матерей, однако отказывали в самостоятельном духовном существовании. Основной целью воспитания стало придание ребенку определенной формы.

4. Вторгающаяся модель, или эпоха завоеваний (XVIII в.). Родители стали ближе к ребенку. Они «пытались завоевать его разум, чтобы контролировать его внутренний мир».

5. Социализирующая модель (с XIX в. до середины нашего века). Воспитание ребенка становится скорее процессом развития воли, нежели обучением.

6. Помогающая модель. Предполагается, что ребенок лучше знает, что ему требуется на каждом возрастном этапе, родители вовлечены в его жизнь для того, чтобы они могли прочувствовать и удовлетворить его потребности.

Очевидно, что  ценность материнства на протяжении истории изменялась соответственно ценности детства, и лишь в последнее  время материнство стало «отсчитываться»  не от ребенка, а от личности женщины как субъекта родительского поведения и установок.

Но остановимся  кратко на динамике социальных установок  на материнство и семью, характерную  для России еще в дохристианские времена. Этот анализ позволит понять, какие ценности претерпели идеологическое и социальное насилие, определяя амбивалентность установок на материнство и в последующие периоды, в том числе на современном этапе.

На этапе расцвета языческой культуры материнство  было безусловной ценностью, представляло собой условие успешности семьи, рода и основывалось на естественной репродуктивной потребности и спонтанной радости от этой деятельности. Материнство оставалось явлением инстинктивно обусловленным, непосредственным и эгоцентрическим, в котором ребенок как личность никак не присутствовал.

В средневековой  России материнство утратило свою естественную первозданность и оказалось включенным в социально-политическую жизнь  страны. Готовность к материнству, таким  образом, стала опосредоваться социальным статусом, семейным положением женщины и начала включать элементы женского (материнского) самосознания и зачатки эмпатического отношения к ребенку.

Материнство в  Новое время, особенно после Октябрьской  революции, почти утратило свою социальную ценность и стало подчиняться  требованиям политической конъюнктуры. В силу этого готовность к материнству как психологическое явление осталась представленной в основном в форме поведенческого компонента (готовности действовать), но почти не содержала в себе ролевой рефлексии или материнского чувства (исключая непреодолимые проявления инстинкта).

Итак, обобщая  сказанное, можно констатировать: в  силу того, что материнство обладает эволюционной и социальной значимостью, в сложной среде обитания человека изначально заложена «ниша» для его  существования, которая посредством предъявления социальных ожиданий в различных культурно- и возрастно-специфических формах пробуждает в любом человеке женского пола потенциальную готовность стать матерью.

    1. Основные подходы к изучению материнства

Теоретический анализ научных работ зарубежных исследователей позволяет выделить два основных подхода, в русле которых они выполнены: изучение материнства в контексте материнско-детских отношений как целостного явления и материнство как самостоятельный феномен, центральной образующей которого является личность матери. Кроме того, исследования проведены в рамках различных теоретических направлений, среди которых можно выделить основные: этологическое, культурно-антропологическое, психоаналитическое, бихевиоральное (теории социального научения), теории материнской депривации.

В русле этологических  исследований поведение человека рассматривается  как вариант поведения животных, видоизмененный под влиянием культуры и функционирования более сложно организованных психических процессов. Феномен материнства изучается с точки зрения обеспечения матерью условий для полноценного развития потомства. Большое значение придается эволюционным аспектам формирования физиологических, мотивационных и поведенческих механизмов материнства. На основе экспериментальных исследований (Г. Харлоу, Дж. Митчелл, Д. Визел, Д. Хьюбел, Н. Тинберген и др.) сделаны выводы о том, что материнское поведение животных определяется не только наследственными факторами, но и научением.

Информация о работе Социальные представления о материнстве и отцовстве в истории культуры