Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:53, курсовая работа
Цель исследования: изучить содержание социальных установок студентов о представителях этнических групп.
Задачи исследования:
Проанализировать литературные источники раскрывающие феномен социальной установки и характеристики этнических групп
Рассмотреть факторы формирования социальных установок
Выявить отношение студентов к представителям этнических групп по методике Э. Богардуса.
Введение
Проблема социальных установок является очень значимой в социальной психологии. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?
Если рассматривать, этот
вопрос в контексте этноустановок
направленных на восприятие и отношение
к этническим группам, то он чрезвычайно
важен для социально
Исследованиями социальных установок в нашей стране занимались И.С. Бериташвили, И.Т. Бжалава, В.Н. Мясищев, Ш.А. Надирашвили, В.Г. Норакидзе, Д.Н. Узнадзе, Д.А. Чарквиани и д.р. Оригинальные концепции установки предложены А.Г. Асмоловым в общей психологии и В.А. Ядовым в социологии.
За рубежом этой проблемой занимались С. Аш, Л. Ланге, У. Томас, Г. Олпорт, Л. Фестингер, Ф. Хайдер и многие другие.
Объект нашего исследования: социальные установки студентов (15-23 лет).
Предмет: социальные установки студентов об этнических группах.
Цель исследования: изучить содержание социальных установок студентов о представителях этнических групп.
Задачи исследования:
В соответствии с целью исследования были проведена методика «шкала социальной дистанции» Э. Богардуса.
Глава 1. Теоретические основы исследования социальных установок студентов об этнических группах
1.1. Проблема исследования
социальных установок в
Начало исследования социальных установок было положено работой Ф. Знанецкого и У. Томаса об адаптации польских крестьян-эмигрантов в США в 1918 г.
Были выявлены две зависимости,
описывающие процесс адаптации:
зависимость индивида от социальной
организации и зависимость
Исследователи социальной установки Р. Нисбетт, Л. Росс отмечали, что у индивида может существовать одновременно иерархия социальных установок. Кроме того, в конкретной ситуации может происходить конфликт между социальной установки на объект и социальной установки на ситуацию, а также в зависимости от ситуации может проявляться (доминировать) когнитивный или же аффективный компоненты структуры социальной установки. Изменение социальной установки может происходить под влиянием убеждения, массовой пропаганды, членства в новой социальной группе или же благодаря более глубокому знакомству с объектом установки [14].
В.А. Ядов в диспозиционной концепции регуляции социального поведения также говорит об иерархии социальных установок и выделяет четыре уровня установок:
Как отмечал В.А. Ядов, на личностном уровне образуется субъективная иерархия социальных установок в соответствии с психологической значимостью объектов для конкретного человека [25].
Исследователями (Л. Ланге, Л. Фестингер) было осуществлено множество попыток измерения социальной установки как латентного отношения к социальным ситуациям и объектам. По мнению Л. Ланге, к деятельности личность побуждают потребности и мотивы. Социальная установка поясняет, почему люди в определенных ситуациях поступают тем или иным образом, почему они выбирают конкретный мотив. Это понятие объясняет особое состояние личности, предшествующее ее реальному поведению. Л. Ланге делает вывод, что социальная установка возникает в результате активного освоения личностью всей системы социальных связей.
Как считает автор, в отличие от кратковременных эмоциональных реакций, социальная установка достаточно долго сохраняется [20].
Что же представляет собой социальная установка? В современной социальной психологии есть два определения этого явления:
Уместно также отметить определение установки, данное Д.Н. Узнадзе. По его мнению, установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией [19].
Как отмечает автор, настроенность
на поведение для удовлетворения
данной потребности и в данной
ситуации может закрепляться в случае
повторения ситуации, тогда возникает
фиксированная установка в
В свою очередь, в западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из этих семнадцати определений были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями [24].
Аттитюд понимался всеми как «определенное состояние сознания и нервной системы выражающее готовность к реакции организованное на основе предшествующего опыта оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение» [18].
По мнению исследователей, attitude в отличие от «установки» в исходном психологическом смысле фиксирует в большей мере ценностное (нормативное) отношение к социальному объекту, указывает и на факт переживания, и на факт разделенности [8].
Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, как значение объекта (явления) для данной личности – его личностный смысл.
Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. отмечают, что установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией [18].
Таким образом, социальная установка – фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты [9].
Социальная установка
формируется на основании предварительного
социально-психологического опыта, разворачивается
на осознанном и неосознанном уровне
и осуществляет регулятивные (направляет
поведение или управляет ею) функцию
в отношении поведения
1.2. Социально –
психологические
Этнос (от греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. Некоторые исследователи считают существование феномена, обозначаемого термином "этнос", в лучшем случае гипотезой ввиду того, что, по их мнению, непротиворечивого определения понятия не предложено [11].
Этнические группы (ethnic group) — группа людей общей идентичности, появившаяся в результате коллективного понимания ее особой истории. Этнические группы обладают собственными культурными обычаями, нормами, убеждениями и традициями. Они обычно имеют общий язык и проводят границы между членами и нечленами. Как и в группах по рождению, принадлежность к этнической группе может приобретаться посредством брака или других социально санкционированных способов [15].
Антрополог Наррол (1964) подчеркнул значение общих культурных ценностей и группового понимания культурной отличительности как ключевых элементов в принадлежности к этнической группе. Барт (1970) подчеркивал организацию группы и проведение этнических границ через этнические признаки не путем изоляции, как доказывает Наррол, а социальных процессов исключения и инкорпорации. По его мнению, члены этнических групп идентифицируют друг друга с точки зрения этнических категорий и, в свою очередь, таким же образом распознаются посторонние [16].
С точки зрения этнопсихологии в этнических общностях различают две стороны:
Несмотря
на многочисленные противоречия и споры
относительно содержания национального
характера, в исследованиях обычно
наблюдается довольно большое единодушие
при описании черт национального
характера у отдельных
Национальный характер может быть рассмотрен как фиксация типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы. Речь здесь идет о степени выраженности той или другой черты, о специфике ее проявления. Литература фиксирует, например, специфику английского юмора (хотя чувство юмора свойственно, естественно, не только англичанам), итальянской экспансивности (хотя в не меньшей степени экспансивными являются и испанцы) и т.д. [7].
По данным Гудикунста, Тинг-Туми, Хофстеде западные и восточные этносы различаются по следующим основным психологическим характеристикам: индивидуализм—коллективизм (в западных культурах преобладает индивидуализм, а в восточных — коллективизм); низкая и высокая контекстуальная коммуникация (большинство азиатских народов относятся к высококонтекстуальным, а западные — к низкоконтекстуальным); низкий — высокий уровень избегания неопределенности (у западных этносов — низкий уровень, а у восточных — высокий); властная дистанция (у восточных народов — высокий уровень, а у западных — низкий) и маскулинность—фемининность (к примеру, в США и Германии низкий уровень маскулинности, а в Японии — высокий) [10].
Основной сферой проявления национального характера является разного рода деятельность. Наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь народное искусство и язык. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта [7].
Информация о работе Социальные установки студентов о представителях этнических групп