Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:45, курсовая работа
Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Противоречия пронизывают все сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.
Наша жизнь соткана из конфликтов. Дома и на работе, в процессе учебы человек постоянно попадает в конфликтные ситуации или становится
их свидетелем, наблюдает по телевидению, узнает из газет, слышит о конфликтах по радио и от окружающих.
Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Противоречия пронизывают все сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.
Большинство социологов склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления. Конфликт, понимаемый как конкуренция, поощряет творчество, инновации и, в конечном счете, содействует прогрессивному развитию. Определенный уровень конкуренции делает общество или его ячейку более жизнеспособным, динамичным, восприимчивым к прогрессу. Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни, выявление и развитие конфликта в целом – полезное и нужное дело. Общество, властные структуры и отдельные граждане будут достигать более эффективных результатов в своих действиях, если они не будут закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации, а будут следовать определенным правилам, направленным на урегулирование конфликта.
Общество как сложный социальный организм живет и развивается по своим законам. В нем, как и в любой другой социальной системе, возникают конфликты. Объективной основой возникновения конфликтов в обществе является наличие в нем совокупности социальных отношений между субъектами социального взаимодействия особого рода – нациями, государствами, классами (социальными группами), партиями, союзами и т.д.
Под конфликтами в обществе подразумеваются конфликты различных сфер общественной жизни (экономической, политической, социальной и духовной), в которых происходит столкновение интересов, ценностей, взглядов и целей особых субъектов социального взаимодействия — наций, государств, классов, партий, союзов и т.д. Таким образом, конфликты в обществе подразделяются на четыре основные группы: экономические, политические, социальные и духовные. В каждой из названных групп в зависимости от тех или иных факторов и условий выделяются конкретные виды конфликтов. Например, в группе экономических конфликтов могут быть выделены внутренние (охватывающие конкретное государство) и внешние (международные); крупномасштабные и местные и т. п. [1, с. 146].
Экономические
конфликты возникают между
Объективные
предпосылки возникновения
Объективная
основа возникновения социальных конфликтов
заключена в противоречиях
Конфликты
в духовной сфере общества возникают
на основе противоречий, складывающихся
в процессе производства, распределения
и потребления духовных ценностей. Такие
конфликты охватывают сферу общественного
сознания, науку, религию, литературу,
искусство, а также те социальные институты,
которые управляют этими явлениями. Конфликты
духовной сферы – это противоборство
субъектов социального взаимодействия
на основе противоположных интересов
и взглядов в процессе производства, распределения
и потребления духовных ценностей. Разрешение
таких конфликтов возможно лишь на основе
взаимного уважения культурных и национальных
ценностей, признания права каждого народа
на свою культуру [3, с. 106].
1.2. Специфика конфликта в организации
Организация
— это сложное целое, которое
включает в себя не только индивидов
с различными статусами, социальными
установками и интересами, но и
различные социальные образования,
стремящиеся занять более высокое
место в структуре организации,
изменить существующие нормы деятельности
или систему отношений внутри
организационной структуры. Кроме
того, различные подразделения
В организациях конфликт проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой [12, с. 196].
Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях:
- распределение ресурсов;
- взаимозависимость задач;
- различия в целях;
- различия в способах достижения целей;
- неудовлетворительные коммуникации
- различия
в психологических особенностях
[11, с. 256].
1.3. Организационные конфликты
Организационный конфликт — это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентации. Они возникают вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива. Такое рассогласование происходит:
1) когда работник не выполняет, игнорирует требования, предъявляемые ему со стороны организации. Например, прогулы, нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, некачественное выполнение своих обязанностей и т.п.;
2) когда требования, предъявляемые к работнику, противоречивы, неконкретны. Например, низкое качество должностных инструкций, непродуманное распределение должностных обязанностей и т.п. может привести к конфликту;
3)
когда имеются должностные,
Организационные конфликты содержат проблемы, связанные в первую очередь с организацией и условиями деятельности. Ситуацию здесь определяют: состояние оборудования и инструмента, планирования и техдокументации, норм и расценок, заработной платы и премиальных средств; справедливость оценки «лучших», «худших»; распределение заданий и загрузка людей; выдвижение и повышение и т. д. [7, с. 86].
Сегодня
организация, как и общество в
целом, постепенно выходят из кризиса
и переходят в качественно новую фазу
своего существования — фазу развития.
Интенсификация развития в организации,
особенно производственной, может быть
обусловлена более высокой степенью взаимодействия
различных сил. Это, в свою очередь, неизбежно
приводит к расширению базы конфликта
и сокращению времени его вызревания [12, с. 326].
1.4. Производственные конфликты
На сегодняшний день тема производственных конфликтов очень актуальна. Множество современных психологов работают именно над этой проблемой и пытаются найти пути разрешения конфликтных ситуаций. С данным видом конфликта сталкиваются почти все те, кто хоть когда-то работал или работает. Одни чувствуют нарастание конфликтной ситуации, но предпочитают молчать во избежание «наказания» со стороны руководства, другие же не хотят молчать и отстаивают свою правоту, чего бы это им ни стоило [4, с. 403].
Сам термин «производственный конфликт» не имеет однозначного толкования и широкого распространения. Одним из трудов, где приводится определение производственных конфликтов является «Конфликтология» под редакцией Ратникова В.П. и др.; в нем производственный конфликт понимается как одна из форм конфликта в организации (наряду с организационным, трудовым, инновационным), заключающаяся в выражении противоречий в производственных отношениях трудового коллектива. Авторы под этим понимают все конфликты: межличностные, межгрупповые, между личностью и группой, которые имеют место непосредственно в производственном коллективе собственно так же как и в любом коллективе любой организации, да и сами авторы далее используют термин как синоним конфликта в организации. Так же следует подчеркнуть, что авторы разводят понятия производственного конфликта и трудового (то есть конфликта между наемным работником и работодателем по поводу трудовых отношений), в то время как социолог Здравомыслов А.Г. подчеркивает специфику производственных конфликтов именно как столкновение экономических интересов. В книге «Конфликтология», следуя его логике, описываются производственные конфликты уже как трудовые [7, с. 76].
Так как производственный конфликт является одним из видов конфликтов в организации, то он имеет те же структуру, стадии развития, виды и функции, методы исследования, что и конфликт в любой организации.
Если
рассматривать причины
- производственные конфликты, причинами которых являются неблагоприятные условия труда, недостаток в организации труда, перезагруженность, несовершенство системы оплаты, несоответствие прав и обязанностей, плохое оснащение оргтехникой, непонимание и недоверие среди коллег;
- конфликты, вызванные ошибочными действиями со стороны руководителя, а именно, нарушение трудового законодательства и несправедливая оценка руководителя [8, с. 111].
Нельзя также не рассматривать субъективные производственные конфликты. Их можно разделить, отталкиваясь от двух причин возникновения:
1)
управленческие причины чаще
всего возникают из-за
2)
личностные причины же