Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:07, курсовая работа
Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название "характер"). Характер человека - это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле - тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств управляется ими. Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни - Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.
1. Введение
2. Акцентуации характера как крайний вариант нормы
3. Типы акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко
4. Типы характеров А. Е. Личко
5. Акцентуации характера
6. Заключение
7. Список литературы
1. Введение
Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название "характер"). Характер человека - это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле - тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств управляется ими. Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни - Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них следующие:
1. Характер
человека формируется довольно
рано в онтогенезе и на
2. Те
сочетания личностных черт, которые
входят в характер человека, не
являются случайными. Они образуют
четко различимые, позволяющие выявлять
и строить типологию
3. Большая
часть людей в соответствии
с этой типологией может быть
разделена на группы.
2. Акцентуации характера как крайний вариант нормы
Акцентуация
характера, по А.Е. Личко,- это чрезмерное
усиление отдельных черт характера,
при котором наблюдаются не выходящие
за пределы нормы отклонения в
психологии и поведении человека,
граничащие с патологией. Такие акцентуации
как временные состояния
У подростков
от типа акцентуации характера зависит
многое - особенности транзиторных
нарушений поведения ("пубертатных
кризов"), острых аффективных реакций
и неврозов (как в их к картине,
так и в отношении вызывающих
их причин). Тип акцентуации также
в значительной мере определяет отношение
подростка к соматическим заболеваниям,
особенно длительным. Акцентуация характера
выступает как важный фактор фона
при эндогенных психических заболеваниях
и как фактор предрасполагающий
при реактивных нервно-психических
расстройствах. С типом акцентуации
характера необходимо считаться
при разработке реабилитационных программ
для подростков. Этот тип служит
одним из главных ориентиров для
медико-психологических
Тип акцентуации
указывает на слабые места характера
и тем самым позволяет
Обычно
акцентуации развиваются в
В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая
акцентуация. Эта степень, видимо, должна
быть отнесена не к крайним, а к
обычным вариантам нормы. В обыденных,
привычных условиях, черты определенного
типа характера выражены слабо или
не проявляются совсем. Однако черты
этого типа могут ярко, порой неожиданно,
выявиться под влиянием тех ситуаций
и психических травм, которые
предъявляют повышенные требования
к "месту наименьшего
Существует
две классификации типов
3.
Типы акцентуаций
характера подростков
по А.Е. Личко
Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, различают следующие основные типы акцентуаций характеров:
1) лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации;
2) циклоидный - склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации;
3) астенический - тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;
4) боязливый
(сензитивный) тип - робость, стеснительность,
повышенная впечатлительность,
5) психастенический
- высокая тревожность,
6) шизоидный - отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов (см. экстраверсия - интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания (см. симпатия) недостаток интуиции в процессе общения;
7) застревающий
(параноидный) - повышенная раздражительность,
стойкость отрицательных
8) эпилептоидный
- недостаточная управляемость,
9) демонстративный
(истероидный) - выраженная тенденция
к вытеснению неприятных для
субъекта фактов и событий,
к лживости, фантазированию и
притворству, используемым для
привлечения к себе внимания,
характеризуемая отсутствием
10) гипертимный
- постоянно приподнятое
11) дистимный,
напротив, преобладание пониженного
настроения чрезвычайная
12) неустойчивый
(экстравертированный) тип - склонность
легко поддаваться влиянию
13) конформный
- чрезмерная подчиненность и
зависимость от мнения других,
недостаток критичности и
4. Типы характеров А. Е. Личко
Близкой к классификациям А. Е. Личко является типология характеров, предложенная К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:
1. Гипертимный
тип. Его характеризует
2. Дистимный
тип. Его характеризует низкая
контактность, немногословие, доминирующее
пессимистическое настроение. Они
располагают следующими
3. Циклоидный
тип. Ему свойственны довольно
частые периодические смены
4. Возбудимый
тип. Данному типу присуща
5. Застревающий
тип. Его характеризуют
6. Педантичный
тип. В конфликты вступает
7. Тревожный
тип. Людям данного типа
8. Эмотивный
тип. Эти люди предпочитают
общение в узком кругу