Специфика невербальной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – раскрытие кинесики и проксемики как особенности невербального общения.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
раскрыть особенности невербальной коммуникации;
выделить структуру кинесики
изучить взаимодействие невербальной и вербальной коммуникации
рассмотреть невербальные сигналы на: врождённые, генетические, приобретённые и культурно – обусловленные.

Содержание

Введение……………………………………………………….. 3
Глава 1. Основы невербального общения
Особенности невербальной коммуникации……………..7
Врожденные, генетические, приобретённые и культурно – обусловленные сигналы …………………………………..10
Взаимодействие вербальной невербальной коммуникации….12
Глава 2. Невербальное общение и культура
2.1 Кинесика и её структура…………………………………..15
2.2 Проксемика и культура …………………………………...17
Заключение……………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………....22

Вложенные файлы: 1 файл

Копия МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 56.34 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Школа искусства, культуры и спорта

Кафедра культурологии  и искусствоведения

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Специфика невербальной коммуникации»

 

 

Выполнила:

Студентка группы Б9101

1 курса

Кваша Е.А.

Проверила:

канд. ист. н., доцент

Гороховская Л.Г.

 

 

 

 

 

Владивосток

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………….. 3

Глава 1. Основы невербального общения

    1. Особенности невербальной коммуникации……………..7
    2. Врожденные, генетические, приобретённые и культурно – обусловленные сигналы …………………………………..10
    3. Взаимодействие вербальной невербальной коммуникации….12

Глава 2. Невербальное общение и культура

2.1 Кинесика и её структура…………………………………..15

2.2 Проксемика и культура …………………………………...17

Заключение……………………………………………………..20

Список использованной литературы………………………....22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Люди часто не могут  найти слов, чтобы выразить свои чувства, поэтому природа придумала вспомогательные средства. Любая коммуникация, осуществляемая без слов, считается невербальной. Чувства, также как информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов. Это именно та часть коммуникации, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении.

Невербальное общение  может либо дополнять и усиливать  словесное общение, либо ему противоречить  и ослаблять. Хотя невербальное общение  и является часто бессознательным  процессом, в настоящее время  оно достаточно хорошо изучено и  для достижения нужного эффекта  с успехом может контролироваться.

Иллюзия важности слов связана  с тем, что слова проще анализировать  и констатировать, а восприятие невербальной информации слишком субъективно. Наше сознание предпочитает работать с точными  категориями. Да и наша культура устроена так, что нас учат больше обращать внимание на содержание.

Актуальность выбранной  темы курсовой работы определяется тем, что она направлена на изучение невербального взаимодействия между людьми. В наше время бурно развивающихся контактов между людьми различных стран особо важно – правильно ориентироваться в «немом языке». А для специалиста в области культурологии это значимо вдвойне, так как мы должны ориентироваться в разных культурах, дабы избежать неприятных ситуаций при взаимодействии с иностранцами. Следовательно, изучение этого вопроса имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Современное состояние изучения невербального языка не стоит  на месте. Так как особенности  невербального общения основательно стали исследовать только во второй половине ХХ века, вопрос неречевого общения мало освещён. 

Наиболее влиятельной  работой в исследованиях проблемы языка тела начала XX века была работа Чарльза Дарвина1 "Выражение эмоций у людей и у животных", опубликованная в 1872 году. В своей работе он утверждал, что существуют врождённые невербальные качества.

Невербальная коммуникация в прошлом столетии привлекла  внимание, прежде всего, ученых в области социальной и общей психологии В.А. Лабунскую2, она излагала основные положения структурно-функционального подхода к анализу экспрессивного в человеке и рассматривала феномены невербального общения. Позднее к изучению проблем невербальной коммуникации обращаются психолингвисты, например И.Н. Горелов3 пытался доказать особое положение невербального общения в сравнении с вербальным. Изучались различные средства невербальной коммуникации и разрабатывались их возможные классификации.

В ранних сочинениях Л.С Выготского4 формируется тезис о неразрывной связи между поведением и психикой человека. В книге «Невербальная семиотика» Г. Е. Крейдлина5 приводится техника анализа кинетического трактования поведения людей. Рассматриваются различные невербальные и вербальные единицы, рассмотрена славянская система жестов.

А. П. Садохин6, Ю. А. Сорокин7, Пол Экман8 и Э. Холл9 представляют круг вопросов и проблем, возникающих в процессе межкультурного общения. Культура рассматривается как коммуникативная система.

В. Биркенбил10 и М. Л. Кнапп11 дают определения каждому разделу невербального общения и структурируют их.

В 1967 году американский психолог Альберт Мейерабиан установил, что информация, передаваемая словами, составляет лишь 7% от общего объёма информации, получаемой человеком, тогда как на долю невербальных сигналов приходится 93% (мимика, позы, жесты, касания, запахи составляют до 55%, а на долю голосовой паралингвистической составляющей приходится 38%).12

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для  передачи информации, в то время  как невербальный канал применяется  для "обсуждения" межличностных  отношений, а в некоторых случаях  используется вместо словесных сообщений.

Объектом курсовой работы является процесс невербального  общения между людьми, а предметом  – кинесика и проксемика как разделы особенностей неречевого общения.

Цель данной курсовой работы – раскрытие кинесики и проксемики как особенности невербального общения.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

    1. раскрыть особенности невербальной коммуникации;
    2. выделить структуру кинесики
    3. изучить взаимодействие невербальной и вербальной коммуникации
    4. рассмотреть невербальные сигналы на: врождённые, генетические, приобретённые и культурно – обусловленные.

Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых рассматривает  невербальное общение с определённого  ракурса, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Глава 1. Основы невербального  общения

1.1. Особенности невербальной коммуникации

Исследования показывают, что основным видом человеческой коммуникации является вербальное общение, но так же существует множество вспомогательных  моментов помогающих понять  смысл речи, сопровождающейся различными несловесными действиями. Эффективность коммуникации определяется не только верным толкованием смысла слов, но и умением интерпретировать визуальную информацию. Установлено, что хотя язык  самое удобное средство передачи информации, мы воспринимаем не более 40% сказанного, всё остальная информация остаётся на долю мимики, жестов, темпом и тембра голоса.

Дело в том, что словами  можно передать только фактические  знания, но их недостаточно, чтобы передать чувства и эмоции человека. В таком  случае на помощь приходит невербальная коммуникация. Она включает в себя все неязыковые сигналы, представляющие ценность для лучшего понимания.

Под невербальной коммуникацией  в науке понимается совокупность неязыковых средств, символов и знаков, использующихся для передачи информации и сообщений в процессе общения.13

Невербальный способ передачи информации появился в жизни людей  раньше, чем вербальный. Первое предположение  на эту тему высказал Дарвин. Сейчас учёными доказано, что существуют врождённые движения лица и тела. Эта  биологическая природа невербальных средств была выявлена с помощью  наблюдения за слепыми, маленькими детьми и животными. То есть за теми, кто  не мог бы научиться этим сигналам в культурной среде. Исторически  невербальные сигналы оказались более устойчивыми к переменам и не требовали развитого человеческого сознания.

Двойная природа невербальной коммуникации подразумевает наличие  универсальных знаков, а так же принятых только в отдельной культуре. В связи с этим выделяют 3 типа невербальных средств:

- поведенческие знаки,  обусловленные физиологическими  реакциями.

- ненамеренные знаки,  употребление которые связанно  с привычками человека.

- коммуникативные знаки  – сигналы передающие информацию.

Умение прочитать все  эти сигналы даёт более точную картину не только о том, что говорит  человек, но и как он к этому  относится, его чувства, переживания, настроение, намерения и ожидания от данного разговора.

По мнению В. П. Конецкой второй вид коммуникации делится на намеренные и ненамеренные, сознательные и бессознательные движения. Она говорит, что грань разделения порой неуловима. Например, социальный акт самопрезентации как начальный и неизбежный этап осуществления контакта происходит ненамеренно, особенно когда повторяется многократно и становится автоматическим навыком, неконтролируемым рефлексией. Но в отдельных ситуациях самопрезентация является тщательно планируемым социальным актом, где все компоненты используются намеренно.14

Э. Холл разработал модель организационной  культуры и установил различия между  высококонтекстными и низкоконтекстными культурами.

Согласно Холлу высоконтекстной культурой является та, где межчеловеческие отношения долговременны. В повседневных ситуациях коммуникация происходит быстро и носит сквозной характер. Договорённости и договоры преимущественно заключаются в устной форме. Деление между внутренними и внешними группами ярко выраженно. Поведение в большей степени обуславливается культурой и медленно поддаётся изменению.

Низкоконтекстной является культура, где межличностные отношения сохраняются недолго и поверхностны. Коммуникация имеет очень определенный характер.  Договоры заключаются в письменной форме. Отсутствие деления между внутренними и внешними группами. Культурное поведение легко меняется.

Если социальная сеть не очень плотная, то для каждой коммуникации необходима дополнительная информация, этим и вызывается наличие низкоконтекстных культур.

Так же невербальная коммуникация включает в себя следующие разделы:15

• Кинесика – совокупность жестов, поз, телодвижений.

• Такесика – рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания и другие прикосновения к телу партнёра.

• Сенсорика – совокупность чувственных восприятий от органов чувств.

• Проксемика – способы использования пространства в процессе коммуникации.

• Хронемика – способы использования времени.

Невербальное общение  очень важно, но его структура  не так проста, как кажется на первый взгляд. Каждый подраздел включает в себя другие разделы и вся информация очень важна, так как даёт нам подробную характеристику предмета, который мы ежедневно применяем в своей жизни.

 

 

 

    1. Врожденные, генетические, приобретённые и культурно – обусловленные сигналы

Несмотря на то, что проведено  много исследований, не прекращаются дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врождёнными или приобретёнными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путём. Доказательства были получены благодаря глухим, слепым или глухонемым людям, так как они не могли научиться невербальному общению с помощью зрительных или слуховых рецепторов. Так же проводились исследования в разных культурных средах, нациях и на животных, больше всего похожих на людей, макаки и обезьяны.

Выводы этих исследований привели к тому, что классификация  невербального общения должна существовать. Например, детеныши приматов появляются на свет со способностью к сосанию. Следовательно, это или генетически  передаваемое или врожденное движение.

Немецкий учёный Айбесфельдт установил, что способность слепых или глухих от рождения детей улыбаться проявляется без всякого копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах.

Экман и Фризен подтвердили некоторые высказанные Дарвином предположения о врождённых жестах, когда изучали 5 совершенно разных культур, в том числе и изолированных. Пол Экман проводил исследования на племени Новой Гвинеи. Эти люди никогда не смотрели телевизор и не входили в контакт с другими культурами, они были полностью изолированы от внешнего мира. Это была идеальная платформа для доказательства универсальности эмоций.

В племени не было письменности, поэтому Экман показывал фотографии, на которых были, изображены разные эмоции и просил придумать историю, подходящую этой картинке. Далее он сделал наоборот, так как, придумывание историй затрудняло жителей этого племени, и процесс шёл слишком медленно. Учёный рассказывал историю, а испытуемые должны были выбрать одно фото из многих, которое бы соответствовало контексту истории. Процесс усложнялся из-за того, что для общения с племенем требовалось два переводчика. Но результаты поразили Экмана, так как изначально он не поддерживал теорию Дарвина о врождённых эмоциях. Культурный контекст не искажался из-за разнообразности испытуемых. Гвинейское племя описывало все эмоции точно так же как австралийские и японские студенты Экмана.

Информация о работе Специфика невербальной коммуникации