Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 20:58, реферат
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.
Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.
Введение................................................................................................................. 3
1.Понятие памяти…………………………….......................................................4
2.Виды памяти..……………………………………………………………..….…5
3.Приемы запоминания……………………………….........................................7
4.Представления и ассоциации…………………………………………………..8
5.От чего зависит качество памяти?.................................................................... 9
6.Развитие памяти…………………………………............................................13
7.Тренировки памяти……………………………………………………………19
8.Заключение…………………………………………………………………….21
Список используемой литературы……………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
«Ярославский государственный технический университет»
Реферат принят
доцент ( )
Косоурихина А. В.
Способы улучшения памяти
Реферат по дисциплине «Психология управления коллективом»
Реферат выполнил
Студент гр. З-13
20.03.2014
Ярославль 2014
Оглавление
Введение......................
1.Понятие памяти…………………………….............
2.Виды памяти..…………………………………………………………
3.Приемы запоминания……………………………….......
4.Представления и ассоциации………………………………………………….
5.От чего зависит качество памяти?.......................
6.Развитие памяти…………………………………...........
7.Тренировки памяти……………………………………………………………
8.Заключение………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Введение
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.
Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.
Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие - то следы, которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью.
Иными словами память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не могли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющемся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
1 Понятие памяти.
Память – одна из самых популярных психических особенностей человека.
Каждый день мы узнаем что-то новое, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть сохранено в кладовых его мозга.
Наш мозг обладает важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает её.
Постоянное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.
Значение памяти в жизни человека очень высоко. Абсолютно все, что мы знаем и умеем - есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки без чего не мыслимо ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше у него храниться в памяти, тем больше пользы он сможет принести обществу.
Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Память, как и все психические процессы, есть деятельность. Человек всегда осуществляет определенную психическую деятельность. Он запоминает наиболее прочно только те факты, события и явления, которые имеют для его деятельности особое значение. Все что с ним связанно запоминается лучше, чем то, что с ним не связанно. Большое влияние имеют эмоциональные отношения человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и на долго. Продуктивность памяти во многом зависит от волевых качеств человека, и не способные к волевым длительным усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо.
В психологии нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых представителями различных наук. За последнее время сформировались и продолжают формироваться различные подходы к изучению памяти.
В начале 20 века возникает смысловая теория памяти. На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.
Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое. В настоящее время нет единой теории о механизмах памяти.
Более убедительной, выглядит, нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки.
Под влиянием биотоков происходят изменения в синапсах, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации.
Другая теория, молекулярная теория памяти считает, что под влиянием биотоков в работе нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых и «записывается» поступающая в мозг информация. Ученые пробуют извлечь из мозга умершего животного «молекулы памяти».
С началом развития кибернетики, с появлением вычислительной техники и развитием программирования начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации. За несколько последних десятилетий в подобных исследованиях был накоплен богатейший материал.
Исследование механизмов памяти на различных уровнях, безусловно, обогащают друг друга.
2 Виды памяти.
Все виды памяти можно условно разделить на 3 группы: 1) Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувство) Соответственно этому различают образную, словесно – логическую, двигательную, эмоциональную виды памяти.
2) Как человек запоминает ( случайно или преднамеренно) здесь выделяют произвольную и непроизвольную память.
3) Как долго сохранится
Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения, собеседника, участка местности, здания, а также движения, процесса общения и т. д. В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления. Они проявляются в том, что человек как бы слышит голос интересующего лица, звук и шум мотора нужной ему автомашины, гул соответствующего участка города. Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека. Некоторые люди обладают ярко выраженной эйдетической памятью (от. греч. эйдос – образ).
Словесно-логическая память выражается в запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме. Этот вид памяти специфически – человеческий, животные такой памятью не обладают. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее воспроизвести мысль словами. Воспроизведение мыслей не всегда происходит в том же словесном выражений в каком они были первоначально выражены, в некоторых случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл учебного материала, а буквальное словесное воспроизведение не требуется. В других случаях необходимо запомнить и воспроизвести точное буквальное выражение мыслей ( правила, определение).
Двигательная (моторная) – позволяет запоминать умение, навыки, различные движения и действия. Двигательная память проявляется запоминаний и воспроизведений движений и их систем. Двигательная память позволяет, например, гимнасту мысленно ощутить порядок движений в разученной комбинации. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность. Все люди обладают двигательной памятью однако проявляется у каждого человека она по разному. Индивидуальные особенности проявления двигательной памяти зависят от двух факторов: 1) от врожденных физических особенностей организма. 2) от упражнений и тренировок выработки двигательных навыков. В результате индивидуальных особенностей каждый человек обладает своим темпом, стилем движений при ходьбе, письме, спорте, игре и труде. Двигательная память развивается раньше других.
Эмоциональная память — это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечетляется в нервной системе человека. И наоборот, неприятные воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно выполненного действия. Яркие эмоциональные переживания быстро запоминаются и легко воспроизводятся. В этом одна из причин того, что интересный материал лучше удерживается в памяти, чем неинтересный, так как интерес всегда имеет более или менее выраженную эмоциональную окрашенность.
Произвольная память - предполагает наличие специальных целей запомнить, которую ставит человек и производит волевое усилие.
Непроизвольная память - не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление. Они запоминаются самим собой, без никаких волевых усилий. Не произвольная память прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили внимание, на чем мы активно и с увлечением работаем.
Кратковременная память - процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточный, для точного воспроизведения, только что происшедших событий, только что воспринятый предметов и явлений. После непроизвольного времени впечатления изчезают и человек оказывается неспособным что - либо вспоминать из воспринятого.
Долговременная память - служит для запоминания информации надолго и прочно. Долговременной памяти находятся знания которые нужны человеку вообще, а не на данный момент. Весь приобретенный жизненный опыт составляет ее часть. Считают, что экспериментальная психология занимается в основном проблемами введения материала в долговременную память, его хранения и воспроизведения. Важнейшим процессом здесь выступает запоминание.
Оперативная память – называют запоминание каких – либо сведений, данных на время необходимое для выполнения каких – то операций, определенного акта деятельности. Например, процессе решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти, исходные данные и промежуточные операции, которые дальнейшем могут быть забыты.
3 Приемы запоминания
Известные в психологии приемы запоминания делятся на логические (смысловые) и механические.
Логическое запоминание направлено на смысл запоминаемой информации. При этом предлагается усиленная работа мышления. Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движений, номеров телефонов. В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием. Это хорошо видно на самом распространенном приеме запоминания — повторении.
Повторение известно с древности. Давно бытует крылатое выражение: «Повторение — мать учения». Действительно, процесс обучения насыщен приемами повторения. Однако следует помнить, что в процессе повторения механизмы памяти работают не сами по себе, а в системе личности. Запоминает не память, а личность, человек. Для человека характерно то, что он целенаправлен в своей деятельности. И чем значимее для него цель, тем большую активность он проявляет в повторении.
Повторение — самый распространенный метод запоминания. Здесь нужно знать следующие правила:
большой по объему материал нужно делить на части соответственно его смысловому значению и заучивать по частям, после чего повторять в целом;