Сравнительный анализ семейных пар, проживающих в гражданском браке и семейных пар, состоящих в официально зарегистрированном браке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление удовлетворенности браком между супружескими парами, проживающими в гражданском браке и супружескими парами, состоящими в официально зарегистрированном браке;
Гипотеза исследования: зависит ли удовлетворенность браком от того является ли брак официально зарегистрированным либо гражданским;
Предмет исследования: сравнительный анализ семейных пар, проживающих в гражданском браке и семейных пар, состоящих в официально зарегистрированном браке;
Объект исследования: удовлетворенность браком;
Задачи исследования: - изучение теоретического материала по проблеме исследования;
- подбор психодиагностического материала;
- проведение эмпирического исследования удовлетворенности браком и семейного климата;
- анализ и обобщение полученных результатов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические подходы в изучении проблем брака и семьи…...5
Брак……………………………………………………………………8
1.2.Семья. Сущность, структура и функции современной семьи………..10
1.3. Студенческая семья как особая категория молодых семей………….17
1.4. Конфликты, развод как социальное явление, способы разрешения конфликта в семье.....................................................................................................23
Выводы……………………………………………………………………….34

Глава II. Эмпирическое исследование удовлетворенности
браком и конфликтности молодых супружеских пар.
2.1. Характеристика выборки………………………………………………35
2.2. Методы исследования…………………………………………………..35
2.3. Интерпретация полученных результатов…………………………...…35
Заключение…………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования РФ

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Факультет психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 «Сравнительный анализ  семейных пар, проживающих в гражданском браке и семейных пар, состоящих в официально зарегистрированном браке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнил:

                                                                                Проверил:

                

                                                                                    

 

 

 

 

 

 

Самара 2009

 Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические подходы в изучении проблем брака и семьи…...5

    1. Брак……………………………………………………………………8

         1.2.Семья. Сущность, структура и функции современной семьи………..10

1.3. Студенческая семья как особая  категория молодых семей………….17

1.4. Конфликты, развод как социальное явление, способы разрешения                                конфликта в семье.....................................................................................................23

Выводы……………………………………………………………………….34

 

         Глава II. Эмпирическое исследование удовлетворенности

браком и конфликтности молодых супружеских пар.

2.1. Характеристика выборки………………………………………………35

2.2. Методы исследования…………………………………………………..35

2.3. Интерпретация полученных  результатов…………………………...…35

Заключение…………………………………………………………………..39

Список литературы………………………………………………………….42

Приложение 1……………………………………………………………….44

Приложение 2……………………………………………………………….47

Приложение 3……………………………………………………………….49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения[1].

Как институированное образование семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.

Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.

Каждая семья формирует свой образ жизни, свою микрокультуру. В контексте социально-психологического анализа наиболее полно функции современной семьи представлены финским педагогом Ю.Хямяляйненом.

Семья является первичной малой социальной группой, ближайшей средой формирования личности, семья влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость семьи определяется устремлениями каждого ее члена. Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким образом, семья как референтная группа имеет две основные социальные функции – нормативную и сравнительную[1].

Таким образом, семья имеет две структуры – формальную и неформальную. Изучение этих структур (особенно неформальной) дает значимую информацию об особенностях семьи.

После анализа заданной темы работы определены: предмет, объект, цель, задачи, гипотеза и актуальность исследования.

Актуальность работы: состоит в том, что эта тема малоизученна. На наш взгляд, сравнение удовлетворенности браком в молодых семьях, относящихся к гражданским и официально зарегистрированным является необходимой и очень важной.

Опрос был проведен среди супружеских пар, проживающих в гражданском и состоящих в официально зарегистрированном браках в период от года до трех лет. Это дает нам возможность выявить удовлетворенность браком между супружескими парами.

Цель исследования: выявление удовлетворенности браком между супружескими парами, проживающими в гражданском браке и супружескими парами, состоящими в официально зарегистрированном браке;

Гипотеза исследования: зависит ли удовлетворенность браком от того является ли брак официально зарегистрированным либо гражданским;

 Предмет исследования: сравнительный анализ семейных пар, проживающих в гражданском браке и семейных пар, состоящих в официально зарегистрированном браке;

Объект исследования: удовлетворенность браком;

Задачи исследования: - изучение теоретического материала по проблеме исследования;

-     подбор  психодиагностического материала;

-     проведение  эмпирического исследования удовлетворенности  браком и семейного климата;

- анализ и обобщение полученных результатов;

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические подходы в изучении проблем брака и семьи.

 

       Семья  всегда сверхзначима. Ей, — какой  бы она  ни  была  —  мы  обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней  стоим  мы  на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос  о  семейном  положении,  ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности.

      С теоретической  точки зрения объективно - дистантное рассмотрение  семьи не только задает отчужденность в подтексте, но и,  извлекая  на  свет  божий «зеркало статистики», кроме  более  или  менее  любопытных  частных  выводов приводит к довольно тривиальным общим выводам типа «крепка  семья  —  крепка держава» и наоборот. Необходим поиск  иных  подходов  к  раскрытию  семейной проблематики. Один из таких подходов — ценностный. Суть  его  заключается  в том, чтобы  рассмотреть  семью  как  ценность,  выработанную  человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже  сегодня  и  предвидеть  ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса.

      Этот подход  позволяет абстрагироваться от многих тривиальных  аспектов темы, от всех  проблем,  не  попадающих  в  фокус  ценностного  рассмотрения (дефиниции брака и семьи, их эволюция в ходе истории и  др.),  отвлечься  от сколько-нибудь   полного   обзора   результатов    конкретно-социологических исследований, посвященных различным сторонам  семьи  и  семейных  отношений. Исследования эти, безусловно, нужны, но их избыток может  создавать  иллюзию того, что наличие таковых в качестве обязательного базиса  любого  изыскания является,  чуть  ли  не  единственным  критерием  научности  в   социологии[14].

      Намеченный ценностный подход к семье в принципе  не  может  быть  реализован посредством эмпирии, ибо, не будучи саморазвивающейся системой,  семья  сама в себе не содержит большую часть того материала, который  мог  бы  послужить для объяснения  и  понимания  того,  что  она  есть,  и  что  с  ней  должно произойти.

      Ценностный  подход к семье как к социокультурному  явлению осуществим  в рамках социологии. Известно, что семья по аспекту  включена  в  рассмотрение многих наук — философии, психологии, этики, демографии,  сексологии  (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и  эта  ее заинтересованность в исследовании  семьи  как  целого,  как  системы  ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное,  целостное  рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение  своего  (наряду с другими) аспекта[15].

      Вопрос  о роли семьи  в  обществе  центральный  в  осмыслении  семейной проблематики. Но о какой семье  следует  вести  речь?  О  современной.  Той, которая явилась продуктом длительного развития человечества и которую  можно отнести к современной не  только  в  историческом  времени,  одинаковом  для всех, но  и  в  социальном,  отсчитывающем  также  и  скорость  общественных преобразований.  Сознавая  нечеткость  выдвигаемого  критерия  современного, целесообразно отметить, что в  пределах  этой  неопределенности  он  все  же работает и позволяет, например, патриархальный тип  семьи  не  причислять  к современным  [14].

Основные теоретические подходы к изучению семьи

1. Психодинамический подход к семье. (Берет начало в работах Фрейда)

Семья понимается, как среда первичной социализации. В условиях семьи у человека формируются защитные механизмы, которые позволяют конструктивно переработать энергию базовых влечений.

Развитие личности имеет несколько событий, которые являются психологически травмирующими для человека:

  • отнятие от груди
  • формирование навыков опрятности (приучение к горшку)
  • рождение младшего ребенка
  • выход в школу и детский сад (ослабление инфантильной зависимости ребенка от родителей)
  • обретение независимости от родителей (автономизация)
  • смерть одного из родителей.

Развитие личности понимается как процесс в двух направлениях:

  1. освобождение от инфантильной зависимости
  2. формирование самоопределения по типу взрослого человека

От эгоцентрического представления о себе как центра семьи к адекватному осознанию себя и своего места в обществе, как это бывает у взрослых людей.

Понятие "семейные мифы" - это ригидные и возможно неадекватные жизненные принципы, передаваемые родителями своим детям, и эти жизненные нормы отражают вытесненные психологические проблемы родителей.

"Семейная тревога" - возникает  в том случае, если они испытывают  неприемлемые для осознания влечения по отношению к кому-то из членов семьи. (Эдипов комплекс)

2. Юнгеанский  подход к семье

Индивидуализация - путь к себе, личностный рост (Юнг).

Для нее необходим некоторый функциональный уровень дискомфорта, неустроенности, самопожертвования.

Архетипы жен и мужей. Архетипы брачных отношений:

  1. крестьянский брак - общее дело тянут за собой
  2. брак "детский приют" - сказка о золушке (добирает в брак то, что не добрал в семье родителей)
  3. политический брак
  4. рабский брак (подчинение одного другим)

3. Гуманистический подход к семье. В.Сатир, Э.С.Спиваковская

Семья рассматривается как социальная среда, способствующая личностному росту.

Огромное значение внутрисемейного общения:

  • однозначное - общение, в котором человек проявляет то, что чувствует реально, истинные эмоции (содержание всех коммуникативных каналов одинаково)
  • двусмысленное - противоречивое содержание коммуникативных каналов (партнер находится в растерянности: чему верить?)

     Семья - благополучная, неблагополучная.

    • благополучная - особая жизненная сила и комфорт в семье; уверенность в себе характерна для членов семьи; общение однозначное, открытое. Благополучная семья - образцами ее являются люди зрелые в личностном плане, и дети тоже зрелые, соответственно своему возрасту.
    • неблагополучная - печать несчастья на лицах; общение двусмысленное, спутанное, нечестное, страх быть отвергнутым, наказанным. Неблагополучная семья - незрелая - встречаются две полу-личности в надежде что-либо путное сделать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Брак

 

Русское слово «брак» восходит к древнерусскому «брачити», что означает «отбирать», т. е. выбирать хорошее, нужное и отбрасывать плохое, ненужное. Это порождает некоторую двусмысленность термина, которым в юридической сфере обозначают семейный союз, а в производственной — испорченную, некачественную продукцию.

Информация о работе Сравнительный анализ семейных пар, проживающих в гражданском браке и семейных пар, состоящих в официально зарегистрированном браке