Становление психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель - проследить специфику становления психологии и выделения ее в отдельную область знаний в России в XIX веке.
В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
собран и систематизирован материал по проблеме;
выявлены этапы развития отечественной психологии на рубеже XIX века;
проанализированы основные концепции психологических направлений рассматриваемого периода.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологическая мысль России конца XVIII – начала XIX веков …………………………………………………………………...5
1.1 Развитие психологии в XVIII веке ……………………………………………5
1.2 Состояние психологической науки начала XIX века ………………………10
Глава 2. Особенности развития психологического знания в России на рубеже XIX века …………………………………………………….13
2.1 Формирование психологического знания во второй половине XIX века ...13
2.2 Основные научные течения в российской психологии конца XIX - начала ХХ века …………………………………………………………………………………..21
Заключение …………………………………………………………………...35
Список использованных источников и литературы ………..38

Вложенные файлы: 1 файл

TOR.100.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………...3

Глава 1. Психологическая мысль России конца XVIII – начала XIX веков …………………………………………………………………...5

1.1 Развитие психологии  в XVIII веке ……………………………………………5

1.2 Состояние психологической  науки начала XIX века ………………………10

Глава 2. Особенности развития психологического знания в России на рубеже XIX века …………………………………………………….13

2.1 Формирование психологического  знания во второй половине XIX века ...13

2.2 Основные научные  течения в российской психологии  конца XIX - начала ХХ века …………………………………………………………………………………..21

Заключение …………………………………………………………………...35

Список  использованных источников и литературы ………..38

 

Введение

 

История психологии - это  динамично развивающаяся область  психологического знания и в ходе проводимых учеными исследований возможно получение новых, ранее неизвестных данных о развитии психологической мысли и уточнение уже известных результатов и оценок.

Широко известно, что психология как самостоятельная  наука оформилась сравнительно недавно: как принято считать, во второй половине XIX в. Но не менее хорошо известно, что и раньше, в течение многих столетий и даже тысячелетий, происходило накопление и теоретическое осмысление психологических знаний. У Аристотеля, величайшего энциклопедиста античной Греции, «наука о душе» выступает как область знаний, значительно более отчетливо очерченная и систематизированная, чем многие другие, впоследствии далеко обогнавшие психологию как самостоятельные науки. Психология - очень молодая наука, но очень древняя область знаний.

Возникновение научных  психологических представлений  в России относится к XVIII в., когда  они приобретают теоретические  основания, постепенно освобождаясь от сковывающей религиозной оболочки, однако появление психологических  знаний вообще сопоставимо с рождением человеческой цивилизации: возникает человеческое сообщество и вместе с ним появляются попытки ответить на извечные, волнующие человека вопросы, касающиеся его возможностей и ограничений во взаимодействии с суровой действительностью, его специфики и места в окружающем мире.

В последние годы на фоне усиления рефлексии истории психологического познания появился ряд значимых исследований в области методологии истории  психологии: Т.Д.Марцинковской, А.В.Юревича, Г.А.Мазилова, А.Н.Славской, С.А.Богданчикова, О.В.Гордеевой, М.С.Гусельцевой, Н.В.Богданович и др. Издан труд «Методологические проблемы историко-психологического исследования», посвященный вопросам методологии истории психологии.

Как видим, отечественная психология не развивалась в отрыве от мировой, связь между ними была очень тесной, отечественные ученые постоянно ездили на стажировку в лучшие европейские лаборатории. Выходившие за рубежом книги переводились практически мгновенно и печатались в течение нескольких месяцев после появления на родине. Обзоры научных открытий и дискуссий публиковались и в журналах, например в «Вестнике Европы».

Однако есть необходимость проанализировать целостную картину становления психологии в нашей стране, ее специфику по сравнению с зарубежной и дать анализ тех факторов, которые определили и ее своеобразие, и динамику ее развития. В соответствии с этим выделить временные периоды, характеризующие определенные точки в развитии российской психологической науки.

Таким образом, актуальность проблемы изучения истории психологии сомнений не вызывает.

Объект данного исследования - история становления психологи в России.

Предметом исследования является развитие психологического знания в России на рубеже XIX века.

Цель - проследить специфику становления психологии и выделения ее в отдельную область знаний в России в XIX веке.

В соответствии с поставленной целью  в работе решены следующие задачи:

  • собран и систематизирован материал по проблеме;
  • выявлены этапы развития отечественной психологии на рубеже XIX века;
  • проанализированы основные концепции психологических направлений рассматриваемого периода.

При исследовании для раскрытия темы были использованы работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме истории психологии, материалы периодических изданий, научные доклады, монографии, а также ресурсы Интернет.

В работе использовались различные методы исследования: изучение и обобщение отечественной и зарубежной литературы по проблеме, аналитический и статистический методы, метод сравнения.

 

Глава 1. Психологическая мысль России конца XVIII – начала XIX веков

 

1.1 Развитие психологии в XVIII веке

 

Исследования в области  истории отечественной философии  и культуры показали, что психологические  идеи развивались в России ещё  в X-XV вв. [2. С. 33]. На этой основе в XVIII веке сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям их последующего развития.

Выявлено, что влияние на формирование русской психологической мысли оказал господствующий в России феодально-крепостнический строй. Все прогрессивные мыслители и философы России в своих трудах вели борьбу с государственной идеологией крепостничества и религии и важнейшей задачей ставили изучение человека в гуманистическом, научном ключе.

Развитие психологической  теории в России, борьба в ней материализма и идеализма приняла особенные формы: борьбы за гуманизм, за освобождение от предрассудков и суеверий.

Накапливаются психологические  знания о труде и трудящемся; зарождается  этнопсихологическое направление  как совокупность данных об особенностях психики, обычаях разных народов, населяющих Россию.

В целом XVIII век охарактеризуется как период экстенсивно-интенсивного развития научного знания. С одной стороны, в это время происходит охват и освоение наукой различных сфер жизни, возникают новые области знания, растет число ученых, увеличивается количество научных центров; получают развитие разные отрасли науки: математика, механика, астрономия, физика, минералогия, география, физиология, анатомия, история и т.д. С другой стороны, история науки знаменуется созданием новой методологии и утверждением опытных методов познания, разработкой оригинальных, исторически перспективных научных идей, концепций и теорий, переходом знания от собирательно-описательной, аналитической стадии к объяснительной.

Доминирование отраслей естественно - научного цикла в системе научных исследовании объясняется следующими причинами: 1) их выраженной практической пользой; 2) альтернативной направленностью по отношению к господствовавшим прежде метафизическим, схоластическим воззрениям; 3) относительно большей независимость от политических и идеологических проблем.

С естественно - научной ориентацией было связано существенное изменение в определении предмета и методов научного познания, его возможностей и границ. Основным предметом научных поисков становятся не недосягаемые и непостигаемые разумом сущности, а реальные явления.

Развитие психологических  идей в российской культуре и науке  этого периода опиралось на творчество русских мыслителей предшествующих эпох и носило во многом оригинальный и передовой характер по отношению к идеям зарубежных ученых. Именно в этот период в России появляются ученые и мыслители, психологическое творчество которых стало знаменательной вехой в истории развития отечественной психологии.

XVIII век вошел в историю  России как время крупнейших  преобразований в науке вообще, и в психологических знаний  в частности.

Особое место в развитии научной психологической мысли в России принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765). Это одна из наиболее ярких фигур данного периода, его творчество составило целую эпоху в развитии отечественной культуры и науки: формулировка всеобщего закона сохранения вещества и движения, разработка базовых принципов атомно-молекулярной теории в физике и химии, создание основ русской грамматики и множество других научных идей и научных концепций. Именно Ломоносов выступил инициатором и вдохновителем создания Московского университета, первым начал читать публичные лекции по естествознанию на русском языке, формируя тем самым новое поколение русских ученых.

Конечно, в России существовала и до Ломоносова философская мысль, развивавшаяся в психологическом  направлении, однако именно с Ломоносовым  особенно тесно связаны оригинальные пути становления русской психологической мысли. Его психологические воззрения - не только побочный результат энциклопедизма, они являются необходимой составной частью его естественно-научного и философского наследия. Они развиваются в связи с научными исследованиями природы, русского языка и др. Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия предметов внешнего мира на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения.

В своих работах по риторике и по физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей. Особенно богата психологическими идеями работа «Краткое руководство к риторике» (1744). Здесь Ломоносов развивает мысли о воображении, о представлениях, страстях, психологии речи [12. С. 3].

В его трудах последовательно  проводятся идеи о том, что психические  явления выступают отражением внешнего мира, что психика зависит от деятельности органического субстрата, мозга; им разработаны основы личностного подхода при организации обучения, который предполагает учет индивидуально-психологических характеристик обучающего в процессе обучения и воспитания. Значителен вклад внес в обоснование и доказательство важной роли речи и речевого общения в процессе формирования личности.

Наиболее глубоко развивал идеи Ломоносова Александр Николаевич Радищев (1749-1802). На всех этапах своего творчества он неизменно обращался к психологическим вопросам [5. С. 71].

Радищев дает такое материалистическое определение бытия: «Бытие вещей независимо от силы познания и существует по себе»... Материальный мир вечен, развивается согласно закону сохранения материи и энергии: «...никакая сила в природе не может пропасть и исчезнуть»... Соответственно, и в понимании психики он исходил из принципов материалистического монизма. Психические явления представляют, по его мнению, «свойства вещества чувствующего и мыслящего», совершаются в пространственных структурах, поскольку мозг имеет протяженность. [5. С. 74].

Большое место в трудах Радищева занимает проблема развития психики и в связи с этим сравнение психики человека и животных, связывая несомненное превосходство человека над животными за счет наличия у него речи и возможности человека «вооружить» свои органы чувств, дополнить их, в том числе и за счет компенсирования недостаточной чувствительности одних органов чувств более сильным развитием других.

Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связываются со своеобразием его  знаний, особенно отмечается роль занятий искусством, вооруженность различными средствами — все это расширяет возможности органов чувств «до беспредельности». Указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания.

Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума, воздействие на человека общества. Большое внимание уделяется проблеме способностей.

В трудах Радищева мы встречаем  интересные и оригинальные идеи относительно взаимосвязи речи и мышления; роли памяти в жизнедеятельности человека; о свободе воли как возможности  выбора из набора вариантов; взаимосвязи общественного и индивидуального в формировании характера человека и общественной сущности человека; об индивидуально-психологических различиях людей, особенностях их склонностей, потребностей и чувств. Им дана убедительная критика физиогномического учения, которое было очень популярно в это время в Европе. [4. С. 71].

Оригинальные и конструктивные психологические идеи высказывались  и таким выдающимся просветителем этого времени, как Григорий Саввич Сковорода (1722-1794). В основе его мировоззрения лежит идея трех «миров»: макрокосма, или Вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой - внешней, материальной и невидимой - внутренней, духовной. Тем самым обосновывалась идея о том, что человек имеет как материальную, так и духовную основу и не может быть сведен только к какой-либо одной из этих основ.

Интересные для своего времени взгляды высказывает Сковорода и относительно природных задатков человека и их роли в его развитии как личности. Он развивает учение о «сродности», «сродном труде» - под этим он понимает труд, который совпадает с природными задатками человека. Только такое совпадение дает человеку чувство удовлетворения и счастья.

Только в этом случае он будет добиваться успешности деятельности при минимальных затратах труда. Он защищал принцип «познай самого себя» как необходимое условие совершенствования внутреннего мира. В соответствии с этим каждый человек, по его мнению, должен изучать свои природные склонности и делать это необходимо с помощью таких методов самопознания, как наблюдение и опыт в разных аспектах - познание себя «как человека одинокого, от всех отличного», как человека «похожего на других людей», живущих на земле, как человека действующего и творящего.

Информация о работе Становление психологии