Стиль общения, его структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:50, контрольная работа

Краткое описание

Стиль общения существенно определяет поведение человека при взаимодействии с другими людьми.
В данной контрольной работе я раскрою основные виды стилей общения, а также модели стилей общения.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Стиль как константная характеристика общения 4
ГЛАВА 2. Структура и функции общения 11
ГЛАВА 3. Роль общения в психическом развитии человека 17
Заключение 21
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

психол общения.docx

— 40.54 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

 

СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по предмету:  _____Психология общения_______________

на тему:          «Стиль общения, его структура и функции»__

 

 

 

                                                                            Работа выполнена:

                                                                                        Студенкой группы  СП-10-6

                                                                                        Артамоновой Ириной                        

                                                                                       Анатольевной

                                                                                        Преподаватель: Проценко

                                                                                        Тарас Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрьск 2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  3

ГЛАВА 1. Стиль как константная характеристика общения 4

ГЛАВА 2. Структура и функции общения 11

ГЛАВА 3. Роль общения в психическом развитии человека 17

Заключение                                                                            21

Список литературы                                                                            23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждому человеку присущ свой целостный стиль общения, который  накладывает вполне узнаваемый, характерный  отпечаток на его поведение и  общение в любых ситуациях. Причем этот стиль не может быть выведен  только из каких-то индивидуальных особенностей и личностных черт людей. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими  людьми.

Стиль общения, который присущ каждому человеку, по-видимому, зависит  от очень разных моментов – от истории  жизни, от отношения к людям, от того, какое общение наиболее предпочитаемо  в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя  то, как человек должен строить  и понимать различные ситуации, сам  оказывает огромное влияние на его  жизнь, формируя его отношение к  людям, способы решения проблем  и его личность.

Стиль общения существенно  определяет поведение человека при  взаимодействии с другими людьми.

В данной контрольной работе я раскрою основные виды стилей общения, а также модели стилей общения.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Стиль как константная характеристика общения

 

Общение человека всегда разворачивается  в конкретной деятельности и обусловлено  ее целями и содержанием. Теплоты  и понимания между людьми было бы гораздо больше, не будь они обременены внешне устанавливаемыми требованиями что-то делать и добиваться практических результатов. Поэтому недостаточно говорить об отношениях или деятельности. Совокупной единицей анализа выступает общение как двуединый процесс взаимосвязи или взаимного контакта субъектов, в котором происходит обмен информацией, психическое отражение друг друга и взаимовлияние друг на друга.

В отечественной психологии известна и широко разрабатывается  идея о влиянии на индивидуальную деятельность человека других людей. Это  в основном работы по проблеме общения. Подробно рассматривается эта проблема и в зарубежной психологии. Общепринятым является положение о том, что  индивидуальные возможности человека возрастают в условиях межличностного общения, особенно в группах высокого уровня развития. Более того, общение  перестраивает самого человека, формирует  его новые возможности, проявляет  те, которые существуют потенциально. И хотя вышеобозначенные факторы не вызывают сомнения, процессы оптимизации межличностного общения пока еще изучены слабо.

В общении всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль. Содержание определяет, вокруг чего или  по поводу чего развертывается то или  иное общение. Стиль указывает на то, как человек взаимодействует  с окружающими. В любом случае содержание общения – сила переменная, поскольку оно определяется конкретной деятельностью, объемом выполняемых  заданий и многими другими  преходящими условиями и обстоятельствами.

Константой при этом выступает  стиль общения, т. е. Способ, с помощью  которого человек строит свои отношения  с другими в той или иной деятельности. У каждого человека свой, характерный только для него стиль общения с людьми. Он несколько  изменяется в зависимости от партнера и характера деятельности, но в  то же время сохраняет свои сущностные черты, отражающие неповторимость и  уникальность личности. При этом стиль  отражает специфику взаимоотношений  между людьми, которые, в свою очередь, выражают многообразную и в то же время неповторимую сущность личностей, включенных в общение.

Понятие стиля общения  довольно близко по своей сути понятию  характера. Ученые постоянно проявляли  интерес к этому явлению, пытаясь  создать классификацию или типологию  характеров. Общая характерология представляет из себя учение о признаках как физического, так и душевного рода. Поскольку душа была и остается для человека явлением крайне сложным и таинственным, создатели характерологии начинали изучение характера, ориентируясь на внешние признаки. Сюда можно отнести не только графологию, физиологическую типологию Кречмера, более ранние френологию Галля и физиогномистику Лафатера, но и возникшую на древнем Востоке астрологию, которая пыталась «внести порядок в хаос индивидуального». Физиологическое деление на четыре гуморальных темперамента находится в тесной связи с древними космологическими воззрениями, бравшими за основу типологии тригоны четырех элементов – воздуха, воды, земли и огня, соотнесенные со знаками зодиака. Тот, кто родился в этих тригонах, отчасти обладает их воздушной или огненной природой, влияющей на темперамент или судьбу.

Гиппократ в своей классической типологии заменил зодиакальные созвездия наименованиями «телесных  соков»: крови, флегмы, желтой желчи  и черной желчи – и стал различать  холериков, флегматиков, сангвиников  и меланхоликов. Эта последняя  типология сохранилась и до наших  времен, а среди попыток ее реформировать удачной можно назвать лишь типологию И.П. Павлова, который выделил четыре типа высшей нервной деятельности на основе сочетания ее характеристик: силы нервных процессов, их сбалансированности и подвижности. Сочетания этих характеристик дают те же четыре типа, которые описывал Гиппократ.

Современные ученые, пытаясь  разработать типологии темпераментов, характеров или стилей, отходят от этих старых интуитивных путей, пытаются найти собственное решение, которое  удовлетворяло бы запросам науки. И  первый вопрос, встающий перед любым  исследователем, - критерии стиля, или  признаки, по которым можно было бы отнести ту или иную устойчивую форму общения к определенному  стилю.

Астрологи использовали простой  критерий – объективно заданное положение  звезд при рождении. И хотя вопрос, каким образом созвездия и  планеты приобретают качества темперамента, до сих пор остается без ответа, астрологическая типология весьма популярна, и психолог сегодня стоит  перед необходимостью учитывать  этот фактор в работе с клиентом. Сегодняшняя физиологическая типизация  использует критерий четырех старых физиологических темпераментов  – внешний вид и поведение  индивида. А современные исследователи  пытаются найти научный подход к  этой проблеме, преодолевая на своем  пути колоссальные трудности, сопутствующие  любой молодой науке.

Начало научного исследования стиля общения связано с именем немецкого психолога Курта Левина. Заслуга К. Левина и его сотрудников состояла в том , что они положили начало углубленному исследованию проблемы стиля общения, разработали социально-психологическое понятие «стиль лидерства».

Лидерство рассматривается  в социальной психологии как феномен, характеризующий динамические процессы в группе, связанные с отношениями доминирования и подчинения. Начиная с 30-х гг. социальные психологи активно исследуют проблему лидерства, формулируют различные теории лидерства. Наиболее известными из них являются теории лидерских ролей, теория черт, интерактивная теория, ситуационная теория и «синтетическая» теория.

В рамках исследуемой проблемы выделяют и понятие «стили лидерства», обозначающее «совокупность приемов  и методов, применяемых лидером  и руководителем с целью оказания воздействия на зависящих от него или находящихся в его подчинении людей».

К. Левиным и его последователями  были выделены и описаны три стиля  лидерства: авторитарный, демократический  и анархичный. В более поздних классификациях стали использоваться и другие, синонимичные обозначения, например: «директивный», «коллегиальный», «либеральный», или «властный», «коллективный», «попустительский».

«Авторитарным» (директивным, властным) называют стиль лидерства, при котором лидер действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, сосредоточивает основные функции управления у себя в руках.

«Демократический» (коллегиальный, коллективный) лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, давая им достаточную свободу действий.

«Либеральный» (анархический, попустительский) стиль лидерства – форма руководства, при которой лидер отстраняется от активного управления группой, позволяя членам группы делать все, что им захочется. Экспериментальные исследования, осуществляемые отечественными психологами, показывает, эффективность стиля лидерства зависит от не только от качеств руководителя, но и от уровня развития группы. Рассмотрим критерии стилей, предлагаемые К. Левиным.

Формальную сторону составляют следующие характеристики:

- интонации голоса руководителя (неприветливая – в авторитарном, товарищеская – в демократическом, конвенциальная – в попустительском стиле).

- Распоряжения руководителя (деловые, краткие – в авторитарном, с дискуссиями – в демократическом, непоследовательные – в попустительском стиле).

- Запреты руководителя (без снисхождения, с угрозой – в авторитарном, с дискуссиями – в демократическом, без запретов – в попустительском стиле).

- Похвала и порицания руководителя (субъективные – в авторитарном, с советами – в демократическом, без похвалы и порицаний – в попустительском стиле).

- Позиция, занимаемая руководителем (над группой – в авторитарном,  внутри группы – в демократическом, в стороне от группы – в попустительском стиле).

Содержательную сторону  составляют:

- характер планирования дел в группе (заранее – авторитарном, совместно в группе – в демократическом, не планируются – в попустительском стиле).

- Характер целей (непосредственные, близкие – в авторитарном, близкие и дальние – в демократическом, отсутствие целей – в попустительском стиле).

- Ответственность за реализацию дел в группе несут: руководитель – в авторитарном, все члены группы – в демократическом, никто – в попустительском стиле.

Эти критерии стилей руководства  используются в современной психологии управления. Весьма значимой для решения проблемы психокоррекции стиля общения представляется характеристика позиции, занимаемой руководителем (над группой – в авторитарном, внутри группы – в демократическом, в стороне от группы – в попустительском стиле). Именно этот критерий стоит во главе угла любого общения и определяет его характер.

Исследование К. Левина и  его сотрудников положило начало углубленному психологическому изучению проблемы стиля общения, которое  получило широкое распространение  во всем мире и продолжается вот  уже несколько десятков лет.

В социальной психологии наряду с термином «стиль лидерства» используются понятия «стиль общения», «индивидуальный  стиль деятельности», «стиль отношений», «межличностный стиль общения», «способ  общения людей друг с другом», межличностный образ действий», «ориентация межличностного общения», «стратегия», «тактика», «тенденция действий»  и др.

Коммуникативные стили общения

это способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения  Обычно выделяют 10 таких стилей:

1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации);

2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);

3) спорный (агрессивный  или доказывающий);

4) успокаивающий (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника);

5) впечатляющий (стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление);

6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения);

7) внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие);

Информация о работе Стиль общения, его структура и функции