Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 19:28, доклад
Стресс — это универсальная, неспецифическая реакция организма на напряжение. Это биологическое определение стресса. Стресс можно рассматривать как характеристику состояния организма при нагрузках и в процессе преодоления этих нагрузок.
Московский государственный областной социально-гуманитарный институт.
по основам медицинских знаний
на тему: стресс, дистресс, школьный невроз, их профилактика.
Стресс
— это универсальная, неспецифическая
реакция организма на напряжение. Это
биологическое определение стресса. Стресс
можно рассматривать как характеристику
состояния организма при нагрузках и в
процессе преодоления этих нагрузок.
Психологи различают внешние и внутренние
воздействия на организм, которые могут
вызвать стрессы. К внешним может принадлежать
что угодно: шум, запах, травмы, жару и др.
К внутренним — страх, конфликт, заботы
и др. На все эти причины человеческий
организм реагирует нарушением равновесия.
А, как известно, всякое отсутствие баланса
должно восстанавливаться. Вот организм
и приспосабливается к условиям, которые
возникли (адаптируется). Поэтому профилактике
стресса на производстве следует уделять
серьезное внимание.
Но стресс может проявлять себя как с положительной
стороны (эустресс): организм мобилизуется,
принимает конструктивные решения, так
и с отрицательной (дистресс): происходит
разрушение, решения принимаются деструктивные.
Стрессы
могут быть сильными или слабыми, долговременными
или кратковременными. С последствиями
кратковременного и слабого стресса большинство
людей в состоянии справиться сами. Однако
сильные и длительные стрессы и их последствия
способны серьезно навредить, поэтому
в таких случаях нужна помощь специалистов
(психотерапевтов или психиатров).
Во-первых, это опасность событий,
выходящих за нормы обычной человеческой
жизни. Сюда можно отнести внезапную смерть
близких, кражу, катастрофу, несчастные
случаи и др.
Во-вторых, дефицит необходимой информации:
кто-то кого-то ждет и волнуется, должно
что-то произойти, но неизвестно что и
т.д.
Возникновение стресса в наиболее типичных
ситуациях можно предвидеть. Например,
стресс во время экзаменов, на приеме у
руководителя, в суде др. Как защититься
от обычных стрессов? Конечно, подключайте
разум и мудрость, если обладать знанием
предмета, стресса на экзамене можно избежать.
Это будет одновременно и профилактикой
стресса и его преодолением. Если продумать
несколько вариантов развития событий,
контролировать эмоции, иметь информацию
о руководителе (его вкусы, настроение,
симпатии), можно обойтись без стрессовых
ситуаций. Знание своих прав поможет спокойно
пережить встречу в суде. Полезно максимально
оградить себя от факторов внезапности
и дефицита информации. Грабители, гадалки
начинают «работать» с психологической
атаки, чтобы ввести жертву в состояние,
подобное стрессу. Если вы не знаете, как
себя вести в таких ситуациях, лучше вообще
не вступать в контакт. В данному случае
это сработает как профилактика стресса
и не нужно будет вообще потом с ним бороться.
Стресс в семье возникает при внезапном
нарушении отношений между ее членами.
Именно поэтому отношения в семье должны
быть открытыми, честными. Частыми бывают
стрессы на производстве. Лучшим средством
от таких ситуаций являются глубокие знания,
опыт, высокая профессиональная подготовка.
Профилактика стрессов на вокзалах, аэропортах
— четкое соблюдение расписания движения,
максимально точное соблюдение инструкций.
Желательно всегда иметь запас денег и
времени на любой случай. Популярными
средствами выхода из стресса современности
стали алкоголь, сигареты, наркотики, безопасный
секс&, деструктивная музыка. Однако
такое снятие стресса одними способствует
развитию стресса у других — близких людей.
• Устранение опасности и информация
о ситуации.
• Наличие стратегий поведения, которые
могут спасти. В борьбе со стрессом можно
выбрать две стратегии — борьбу и побег.
В зависимости от того, что подходит конкретно
вам, и избирается линия поведения.
• Умение восстановить в мыслях и поступках
конструктивность. Для восстановления
определенной конструктивности человеку,
в первую очередь, необходимо разобраться
самому в себе, в том, что происходит. Надо
отказаться от сознательного обмана самого
себя. Любой человек может бороться против
разрушительного воздействия обстоятельств
на психику и здоровье. Можно заручиться
поддержкой близких людей, которые помогут
отыскать силы для борьбы с обстоятельствами.
Каждый сознательно может отказаться
от употребления алкоголя, табака и наркотиков.
• Обращение к специалисту, который поможет
восстановить нарушения психической,
нервной, эндокринной систем, возникших
при стрессе.
• Обеспечение организма веществами,
которые необходимы для образования энергии,
а также восстановление поврежденных
клеток. Получения определенного удовлетворения,
но нормальными, полезными для души и тела
способами.
Стрессовые моменты могут возникнуть
в любой ситуации, но готовность к их преодолению
всегда поможет мобилизовать все силы
и найти конструктивный выход из положения.
Вредным стрессом, или дистрессом, называется состояние, которое развивается, если человек длительное время находится в состоянии стресса. Когда после напряженной ситуации сразу же возникает новая напряженная ситуация. Это опасно тем, что организм не успевает отдохнуть и восстановить силы, усталость и напряжение постепенно накапливается, развивается переутомление. Если обычный стресс полезен для организма – тренирует решать проблемы, помогает чувствовать вкус жизни, то дистресс – приносит вред.
Во-первых, надо понять, в чем именно заключается проблема. Понять причины, вызвавшие стрессовое состояние, утомление, неудовлетворенность собой. Для облегчения этой задачи, можно условно разделить жизнь на сферы. Их всего шесть:
Человек доволен собой, когда гармоничен. Конечно, для разных людей разные сферы жизни имеют неодинаковое значение. Одному важнее работа, другому – семья, третьему – творчество. Но все сферы должны присутствовать в некотором объеме, иначе человек будет чувствовать неудовлетворенность.
Например, представим себе карьериста, который практически все время проводит на работе. Он не уделяет внимание семье, или ее совсем нет. У него нет друзей, с которыми можно проводить свободное время. Он весь день проводит в офисе практически без движения. Возможно, он достигнет профессиональных высот, но будет ли он счастлив и удовлетворен жизнью?
Или представим себе женщину, полностью посвятившую себя семье. Она практически добровольно ушла с работы, отказавшись от профессиональной самореализации. Она живет интересами мужа и детей. Сидя дома и ведя хозяйство, она не участвует в жизни общества. Все ее увлечения сузились до бытовых проблем. Она вырастит детей, возможно, внуков, но можно ли ее жизнь назвать полноценной?
Важно не только определить в какой сфере у вас значительные пробелы, но и выяснить свой уровень стресса. Сколько ответственности на работе или в семье вы готовы на себя брать. Какие задачи вам по силам.
Здесь есть два пути защиты организма от стресса: активный и пассивный.
Активный путь – после того как становится ясным, в какой сфере жизни есть проблема, необходимо ее решить. Конечно, лучший способ сделать свою жизнь психологически комфортной – это найти работу, которая приносит удовольствие и уважение, спутника жизни и друзей, которые разделяют ваши интересы и взгляды, хобби, приносящее радость, выбрать себе по вкусу вид спорта или другой физической активности.
Также, активный путь – это работа над своим характером. Учитесь избегать лишнего стресса, не накручивайте себя по пустякам:
Пассивный путь предполагает умение расслабляться и правильно распределять свою энергию.
Получается ли у вас избегать дистресс, подскажет ваш собственный организм. Если у вас улучшается настроение, нормализуется сон, исчезает внутреннее напряжение и появляется желание новых впечатлений и свершений – значит вы все делаете правильно.
Если симптомы дистресса не проходят длительное время, если вы испытываете апатию и депрессию, мир кажется серым и однообразным, если вам постоянно не хочется ничего делать, а любимые раньше занятия не радуют – вам следует обратиться за помощью к специалисту.
Школьный невроз - это неадекватный способ реагирования ребенка на те или иные проблемы в школе. Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «Я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Для большинства детей уже само поступление в школу становится сложным испытанием. Многое зависит от того, как ребенок справляется с трудностями, какие способы решения проблем, связанных с вхождением в школьную жизнь, выбирает он сам, к сожалению, часто эти проблемы остаются неразрешимыми. А при отсутствии помощи со стороны школьного психолога, педагога, родителей у таких детей и возникают различные формы «школьных неврозов». Способы неадекватной защиты:
Первая группа – дети с явными отклонениями в поведении. Они вызывающе ведут себя на уроках, ходят по классу во время занятий. Грубят учителю, неуправляемы, проявляют агрессивность по отношению не только к учителям, но и к одноклассникам. Учатся, как правило, плохо. Самооценка завышена. Чаще всего учителя относят их к педагогически запущенным или даже к умственно отсталым.
Вторая группа - успевающие школьники, которые удовлетворительно вели себя на уроках, но в результате перегрузок или эмоциональных потрясений вдруг начинают резко, буквально на глазах, меняться. Появляется депрессия, апатия. Учителя говорят о таком ученике, что ею как будто подменили. Ребенок отказывается ходить в школу, начинает грубить, огрызается. У него могут возникнуть навязчивые явления, невротическая депрессия, проявляющаяся в сниженном фоне настроения, тревоге. Иногда дети этой группы теряют контакт с действительностью, уходят в собственные переживания, а подчас и вовсе отказываются разговаривать со взрослыми. Первое время педагоги стараются разобраться в причине изменений, однако чаще всего из-за нехватки времени перестают обращать внимание, зачисляя этих детей в разряд трудновоспитуемых.
Третья группа - школьники, у которых при внешнем, кажущемся благополучии (хорошая успеваемость, удовлетворительное поведение) наблюдаются различные признаки эмоционального неблагополучия: боязнь отвечать у доски, а при устных ответах с места - тремор рук. Говорят очень тихо. Плаксивы, всегда в стороне. У таких школьников - повышенный уровень тревожности, их самооценка, как правило, занижена, они очень ранимы. В силу застенчивости и повышенной тревожности они не могут проявить в полной мере свои способности, их потенциальные возможности могут полностью раскрываться только в индивидуальной работе. Наиболее характерным для этой группы детей является фобический синдром (навязчивое переживание страха с четкой фабулой). Основные признаки патологических страхов - их беспричинность, длительность существования.
Можно выделить также особую группу страхов, вызванных боязнью оказаться не соответствующим той или иной деятельности, не оправдать ожидания окружающих. Для учителей эти дети не представляют особого интереса, так как они не мешают на уроках, прилежны и удовлетворительно учатся. Все эти формы проявления неврозов выделены достаточно условно. Исследования показывают, что агрессивность в первом случае, апатичность во втором и зажатость, и скованность в третьем - все это различные способы неадекватной психологической защиты, во многом зависящей от типа высшей нервной деятельности, от особенностей воспитания в семье и от самой психотравмирующей ситуации.
Рекомендации по профилактике и коррекции школьных неврозов.
Психолог, учитель, родители тревожного школьника должны быть озабочены не столько стремлением снизить тревожность любыми возможными средствами, но стараться так преобразовать структуру тревожной личности, чтобы она могла с большей полнотой реализовывать свой богатый личностный потенциал, не растрачивая его на неадекватные перенапряжения, негативные эмоциональные переживания, страхи и т.п.
Информация о работе Стресс, дистресс, школьный невроз, их профилактика