Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:50, реферат
Проблема стресса совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной психологии. Совладающее поведение или «копинг» происходит от английского «cope» - преодолевать (реже - бороться, сражаться). Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, приспосабливаться к ситуациям, находить наиболее выгодные выходы из трудностей. В этой связи человеку необходимо использовать все возможные ресурсы для того, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя более или менее безопасно.
Введение 3
1. Понятие стресса 4
2. Теории и модели стресса 7
3. Общая характеристика стратегий совладающего поведения 11
Заключение 19
Список использованных источников 20
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Брянская государственная
инженерно-технологическая
Кафедра инженерной психологии педагогики и права
Реферат на тему:
«Стресс и способы совладающего поведения»
по дисциплине «Психология и педагогика»
Группа ИСТ-501
Преподаватель:
доктор педагог. наук, проф.
Брянск 2013
Содержание
Введение 3
1. Понятие стресса 4
2. Теории и модели стресса 7
3. Общая характеристика стратегий совладающего поведения 11
Заключение 19
Список использованных источников 20
Проблема стресса совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной психологии. Совладающее поведение или «копинг» происходит от английского «cope» - преодолевать (реже - бороться, сражаться). Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, приспосабливаться к ситуациям, находить наиболее выгодные выходы из трудностей. В этой связи человеку необходимо использовать все возможные ресурсы для того, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя более или менее безопасно.
В рамках проблемы совладающего поведения большой теоретический и практический интерес представляет собой поиск ответов на вопросы: какими способами человек справляется с повседневными трудностями, в том числе стрессовыми событиями в своей жизни и как он их разрешает.
Задачи работы:
Термин «стресс»
(от англ. stress – давление, напряжение)
заимствован из техники, где это
слово используется для обозначения
внешней силы, приложенной к физическому
объекту и вызывающей его напряженность,
то есть временное или постоянное
изменение структуры объекта. В
физиологии, психологии, медицине этот
термин применяется для обозначения
обширного круга состояний
В современной
научной литературе термин «стресс»
используется по крайней мере в трех
значениях. Во-первых, понятие стресс
может определяться как любые
внешние стимулы или события,
которые вызывают у человека напряжение
или возбуждение. В настоящие
время в этом значении чаще употребляются
термины «стрессор», «стресс-фактор».
Во-вторых, стресс может относиться
к субъективной реакции и в
этом значении он отражает внутреннее
психическое состояние
В связи с
отсутствием общей теории стресса
нет и общепринятого его
«1. Иногда это понятие
относят к состоянию
2. Стресс также рассматривается
как психологические и
3. Стресс определяется
как событие или условие в
физическом или социальном
Для прояснения понятия стресса Р. Лазарус сформулировал два основных положения. Во-первых, терминологическую путаницу и противоречия в определении понятия «стресс» можно будет устранить, если при анализе психологического стресса учитывать не только внешние наблюдаемые стрессовые стимулы и реакции, но и некоторые, связанные со стрессом, психологические процессы – например, процесс оценки угрозы. Во-вторых, стрессовая реакция может быть понята только с учетом защитных процессов, порождаемых угрозой, – физиологические и поведенческие системы реакций на угрозу связаны с внутренней психологической структурой личности, ее ролью в стремлении субъекта справиться с этой угрозой. [7]
Следствием
неоднозначности трактовки
В психологической структуре
психической напряженности
Требуется обратить
внимание на тот факт, что четкого
смыслового и феноменологического
разграничения понятий «
В ряде случаев
предпринимаются попытки «
Логика изучения проблемы
и расширение сферы проявления стрессовых
состояний обусловливают
С именем Р. Лазаруса
связана разработка когнитивной
теории психологического стресса, основу
которой составляют положения о
роли субъективной познавательной оценки
угрозы неблагоприятного воздействия
и своей возможности
R. Lazarus высказал предположение о том, что адаптация к среде определяется эмоциями. В его теории когнитивные процессы обусловливают как качество, так и интенсивность эмоциональных реакций, причем краеугольным камнем является когнитивная оценка, детерминируемая взаимодействием личностных факторов индивида с теми стимулами среды, с которыми он сталкивается. Качество и интенсивность эмоции и результирующее поведение зависят от когнитивной оценки значимости реального или антиципирующего взаимодействия со средой, определяемой исходя из благополучия личности.
Автор выдвигает идею опосредованной
детерминации наблюдаемых при стрессе
реакций. По его мнению, между воздействующим
стимулом и ответной реакцией включены
промежуточные переменные, имеющие
психологическую природу. Одним
из таких психологических
Процессы оценки угрозы, связанные с анализом значения ситуации и отношением к ней, имеют сложный характер: они включают не только относительно простые перцептивные функции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, элементы прошлого опыта субъекта, его обучение и т. п.
Понятие угрозы является основным
в концепции Р. Лазаруса. С его
помощью автор описывает
Р. Лазарус в своей теории подчеркивает необходимость разделения оценок угрозы от оценок процесса ее преодоления. С момента оценки угрозы воздействия начинается процесс ее преодоления с целью устранения или уменьшения ожидаемого вредного эффекта. Характер, интенсивность этого процесса зависит от когнитивных оценок сочетания купирующих возможностей субъекта и требований к нему.
Поскольку угроза является решающим
фактором психологического стресса, встает
вопрос о его критериях. Неявным
образом автор принимает за такой
критерий различные проявления стресса,
особое внимание среди них уделяя
физиологическим индикаторам. Он считает,
что каждый физиологический индикатор
угрозы дает какую-то специфическую
информацию об ориентациях индивида
по отношению к угрожающему
Из данной теории делается ряд важных заключений. Во-первых, одинаковые внешние события могут являться или не быть стрессовыми для разных людей, – личностные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессорного значения для конкретного субъекта. Во-вторых, одни и те же люди могут одно и то же событие в одном случае воспринимать как стрессорное, а в другом как обычное, нормальное, – такие различия могут быть связаны с изменениями в физиологическом состоянии или в психическом статусе субъекта.