Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 00:28, курсовая работа
Цель работы рассмотрение природы человеческого мышления, его понимание и объяснение в различных психологических теориях.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, ознакомиться с историей возникновения психологии мышления.               Дать понятие мышления и его виды в современной психологии.           Исследовать основные психологические теории мышления.
Введение                   3
1. Мышление                   5
1.1. Определение и виды мышления                   5
1.2. Операции мыслительной деятельности                   8
1.3. История развития теории мышления                 10
2. Теории мышления                 13
1.1.Теории мышления в западной психологии                 13
1.2.Теории мышления в отечественной  психологии                 19
Заключение                 24
Литература                   25
| Негосударственное образовательное учреждениеВысшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» | 
Факультет Психологический
Курсовая работа
По дисциплине:
«Общая психология»
на тему:
«Теории мышления»
Выполнил: студентка 3 курса
                              
Сидоренкова А.Р.
Научный руководитель:
проф. Немов Р.С.
                              
Филиал г. Конаково, 2013г.
Содержание
Введение 3
1. Мышление 5
1.1. Определение и виды мышления 5
1.2. Операции мыслительной 
1.3. История развития теории мышления 10
2. Теории мышления 13
1.1.Теории мышления в западной психологии 13
1.2.Теории мышления в 
Заключение 24
Литература 25
Введение
Долгое время процесс мышления рассматривался 
в качестве предмета изучения таких дисциплин 
как философия, религия, логика. Лишь позднее 
процесс мышления стал рассматриваться 
в психологии и стал предметом точного 
экспериментального исследования. В данной 
работе описаны различные теории мышления, 
такие как теория гештальтпсихологии, 
бихевиоризма, ассоциации и другие. Также 
в работе представлены материалистические 
и идеалистические подходы. 
Тема изучения мышления остается актуальной 
и сейчас. Мышление изучают и психология, 
и физиология, и патология, и психиатрия. 
Путем наблюдения, эксперимента, тестирования, 
клинических исследований выявляют дефекты 
развития мышления, находят способы их 
коррекции. Все это было бы невозможно, 
без знания основ процесса развития мышления, 
без исследовательской деятельности древних. 
Мышление - процесс познания, который связан 
с открытием субъективно нового знания, 
решением задач, с творческим преобразованием 
действительности. Поэтому в психологии 
мышление рассматривается и изучается 
как психический процесс и как процесс 
решения задач. Мышление включено во все 
виды деятельности человека (труд, познание, 
общение, игру) и связано со всеми личностей 
особенностями человека (мотивацией, эмоциями, 
волей, способностями и пр.). Мышление считается 
высшим познавательным процессом.               
Мышление как психический процесс совершается 
в умственных (мыслительных) действиях 
и операциях.                    
Существуют различные взгляды на природу и механизмы функционирования этого психического процесса. В работе я рассмотрела основные из них.
Объектом курсовой работы является мышление.
Предметом исследования являются различные психологические теории мышления.
Цель работы рассмотрение природы человеческого мышления, его понимание и объяснение в различных психологических теориях.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, ознакомиться с историей возникновения психологии мышления. Дать понятие мышления и его виды в современной психологии. Исследовать основные психологические теории мышления.
 
1.Мышление.
Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.[4] Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет ему представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени. Все это возможно благодаря процессу мышления[12]. Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования[15]
1.1. Определение и виды мышления.
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.[9]
Мышление — это особого рода теоретическая и 
практическая деятельность, предполагающая систему включенных в 
нее действий и операций ориентировочно-
Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.[11]
Виды мышления.                     
Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.
Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.
Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающее нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.
Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью[7]. Также этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения. Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал. В то же самое время даже самое отвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. Любое абстрактное понятие имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая не может отразить всей глубины понятия, но позволяет не отрываться от реального мира[12].
Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. При этом обычно основываются на трех признаках: временном (время протекания процесса), структурном (членение на этапы), уровне протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Различают также реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительность). Иногда применяют термин эгоцентрическое мышление, оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.
Необходимо также вычленять непроизвольные и произвольные мыслительные процессы: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой... Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач..., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей».[16]
Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.
Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.
 Дискурсивное мышление 
 Интуитивное мышление 
Репродуктивное, или шаблонное, мышление 
– это воспроизводящее мышление. 
Продуктивное, или творческое, мышление 
– это мышление, вырабатывающее новую 
стратегию, оригинальный путь решения 
проблемы.[13]
1.2. Операции мыслительной деятельности
К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Сравнение мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.
Анализ мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.
Синтез обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. [9]
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механистическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность - у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитические, главная сила которых в точности и четкости - в анализе, и другие, синтетические, главная сила которых - в широте синтеза. «Анализ и синтез, — писал С. Л. Рубинштейн, — «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное»[13]
Абстракция - это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в АБСТРАКТНЫХ ПОНЯТИЯХ.