Теории эмоциональных состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Эмоции и чувства, есть отражение нашего реального мира. Они отражают наш внутренний мир и объективную реальность в переживаниях, которые., в свою очередь, оказывают огромное влияние на наше поведение.
Несомненно, эмоции и чувства связаны между собой. Эмоция несет в себе более конкретный, ситуативный характер, то есть дает оценку ситуации, чувство же более предметно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретический анализ исследований эмоций и чувств………………………5
1.1. Понятие эмоций, чувств и настроения, их характеристика отечественными и зарубежными психологами…………………………………5
1.2. Классификация эмоций и чувств……………………………………..........10
1.3. Функции эмоций и чувств человека……………………………………….14
2. Теории эмоциональных состояний…………………………………………..16
2.1. Эволюционная теория Чарльза Дарвина…………………………………..16
2.2.Психоаналитическая концепция эмоций………………………………...…17
2.3.Соматическая теория эмоций Джемса- Ланге……………………………..18
2.4 Биологическая теория эмоций……………………………………............…19
Заключение……………………………………………………………………….21
Глоссарий………………………………………………………………………...23
Список использованных источников……………………………………...........

Вложенные файлы: 1 файл

Общая характеристика эмоций и чувств.docx

— 58.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Версия шаблона

 

Филиал

Мурманский филиал

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Психология

Тема

Общая характеристика эмоций и чувств

Фамилия студента

 

Имя студента

 

№ контракта

Заказ №А2488


 

 

Автор: Новикова Мария Евгеньевна

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретический анализ  исследований эмоций и чувств………………………5

1.1. Понятие эмоций, чувств  и настроения, их характеристика  отечественными и зарубежными  психологами…………………………………5

1.2. Классификация эмоций  и чувств……………………………………..........10

1.3. Функции эмоций и  чувств человека……………………………………….14

2. Теории эмоциональных  состояний…………………………………………..16

2.1. Эволюционная теория  Чарльза Дарвина…………………………………..16

2.2.Психоаналитическая концепция  эмоций………………………………...…17

2.3.Соматическая теория  эмоций Джемса- Ланге……………………………..18

2.4 Биологическая теория  эмоций……………………………………............…19

Заключение……………………………………………………………………….21

Глоссарий………………………………………………………………………...23

Список использованных источников……………………………………...........25 

Введение

Эмоции и чувства, есть отражение нашего реального мира. Они отражают наш внутренний мир и объективную реальность в переживаниях, которые., в свою очередь, оказывают огромное влияние на наше поведение.

Несомненно, эмоции и чувства связаны между собой. Эмоция несет в себе более конкретный, ситуативный характер, то есть дает оценку ситуации, чувство же более предметно.

В любом обществе есть некие  нормы выражения эмоций, отвечающие представлениям о приличии, скромности, вежливости. Но даже люди, принадлежащие к разным культурам, могут легко воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния гнев или радости, удивления или страха.

Сложная политическая, экономическая и социальная обстановка в мире, постоянные стрессы и психологические нагрузки, которые испытывает человек в настоящее время, делают проблему изучения эмоциональной сферы особенно актуальной. Именно исследование эмоциональной сферы имеет большую практическую значимость как для конкретного индивидуума, так и для общества в целом. Знание основных характеристик эмоциональной сферы, общественного мнения и социализации личности дает в некоторой степени возможность управления эмоциями и чувствами, способность разобраться, какая именно ситуация вызвала то или иное ощущение и как его устранить, если оно нежелательно, либо пролонгировать в том случае, если оно носит позитивный характер.

Основные исследования эмоциональной сферы представлены в психолого-педагогической литературе У. Джеймсом, К. Ланге, К. Изардом, А.Н. Леонтьевым, П. В. Симоновым, П.К. Анохиным. В своих работах они рассматривают понятия эмоций, чувств, настроения и их основные характеристики, подходы к классификации.

Объектом исследования выступает эмоциональная сфера, предметом исследования- сущность и основные характеристики эмоций и чувств.

Цель данной курсовой работы- дать общую характеристику эмоциям и чувствам.

Исходя из цели работы, нами были поставлены следующие задачи:

1) Определить понятие эмоций, чувств и настроения, их характеристику отечественными и зарубежными психологами;

2) Рассмотреть классификацию  эмоций и чувств  человека;

3) Изучить теории эмоциональных  состояний, которые представлены  в отечественной и зарубежной  литературе.;

4) Сформулировать выводы  по данному исследованию

Методы исследования: изучение научной, учебной и методической литературы по теме исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы.

 

 

 

Основная часть

1.Теоретический  анализ исследований эмоций и  чувств

1.1. Понятие эмоций, чувств и настроения, их характеристика отечественными и зарубежными психологами

Эмоции — одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без моций нереальна, так утверждал великий Ч.Дарвин, который считал, что эмоции есть продукт эволюции, с помощью

которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие - огорчают или вызывают отвращение, третьи - оставляют равнодушным. Таким образом, отражение в мозгу человека его реальных переживаний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам, принято называть эмоциями и чувствами, т.е. другими словами эмоции—особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей.

На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций указывал известный физиолог П. К. Анохин.  Он в частности, писал: “Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма”. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. Он может быстро со спасительной скоростью, отреагировать на внешнее воздействие не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры, “сведя их... к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие” .1

Эмоциональные состояния регулируют ход протекания психических и органических процессов. Внешняя эмоциональная экспрессия развилась и закрепилась в эволюции “как средство оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовом общении... У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения становятся тонко дифференцированным языком, с помощью которого индивиды обмениваются информацией как о своем состоянии, так и о том, что происходит вокруг”. В этом высказывании подчеркнута еще одна роль эмоций — коммуникативная. Они, по сути дела, явились для человека первым “языком”, которым он начал пользоваться в общении с себе подобными. Этот язык, как показывают многочисленные наблюдения, вполне доступен и высшим животным.

Основные эмоциональные состояния, присущие человеку, можно разделить на эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т. е. передаются другим людям, сопереживаются.2

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства—личностные образования. Они характеризуют человека социально психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В. К. Вилюнас пишет: “Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия”.3

Несмотря на то, что эмоции и чувства как переживания тесно взаимосвязаны, они имеют существенные различия. Переживания, связанные с удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей организма в пище, защите от холода, в сне, в самосохранении, относятся к эмоциям. Эмоции, как мы уже отмечали, присущи людям и животным. Однако эмоции человека существенно отличаются от эмоций животных: они в известной степени перестроены под влиянием социального опыта. От условий общественной жизни зависят как формы проявления эмоций у человека, так и способы достижения целей и удовлетворения тех потребностей, с которыми связана та или иная эмоция.

Своеобразие эмоций и чувств проявляется в особой субъективности, зависящей от личностной значимости воздействующих на человека предметов и явлений окружающей действительности. Один и тот же предмет, ситуация, случай, преступление в разное время могут вызывать у человека различные переживания, эмоции, чувства. Это свидетельствует о сложной взаимосвязи эмоций и чувств с потребностями и целями человека и объясняет источник субъективности эмоций и чувств.

Эмоции и чувства характеризуются полярностью и пластичностью. Каждой эмоции и любому чувству противостоят противоположные переживания, между которыми существуют множество переходов. Так, радости противостоит горе, любви - ненависть, коллективизму - эгоизм и т.п. Вместе с тем одни и те же эмоции и чувства могут переживаться человеком с различной глубиной в зависимости от вызвавших их причин и особенности деятельности, совершаемой личностью.

Эмоции и чувства отличаются большим разнообразием. Все они подразделяются на две группы: активизирующие деятельность - стенические и подавляющие, угнетающие жизнедеятельность - астенические.

Однако одно и то же чувство или эмоция могут в зависимости от обстоятельств активизировать или подавлять деятельность человека.

 В процессе развития  человека, на практике сложились  системы положительных и отрицательных эмоций.

Положительные эмоции: удовлетворение, радость, восторг, ликование, гордость, восхищение, самодовольство, уверенность, удовлетворенность собой, уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь, благодарность, спокойная совесть, облегчение, безопасность, злорадство и др.

Отрицательные эмоции: горе (скорбь), неудовольствие, тоска, печаль, скука, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, обида, гнев, презрение, негодование, неприязнь, зависть, ненависть, злость, ревность, сомнение, растерянность, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, отвращение и т.д.

Как видно из изложенного, разделение эмоций на положительные и отрицательные проведено исключительно по принципу удовольствия и неудовольствия. Положительные эмоции, воздействуя на нервную систему, содействуют оздоровлению организма, а отрицательные - его разрушению, ведут к различным заболеваниям.

В жизни человека названные выше эмоции создают у личности различные формы эмоциональных состояний: настроение, страсть и аффект.

Настроение — это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и “безотчетностью” переживаний.4

Среди факторов, влияющих на настроение, выделяют:

     1)  органические  процессы  (болезнь,  утомление   создают   пониженное настроение;  здоровье,  полноценный  сон,  физическая  активность  поднимают настроение);

    2) внешняя  среда  (грязь,  шум,  спертый  воздух,  раздражающие  звуки, неприятная  окраска  помещения  ухудшают  настроение;   чистота,   умеренная  тишина, свежий воздух, приятная  музыка,  соответствующая  окраска  помещения улучшают настроение);

    3) взаимоотношения  между  людьми  (приветливость,  доверие  и  такт  со стороны  окружающих  делают  человека  бодрым  и  жизнерадостным;  грубость, безразличие, недоверие и бестактность угнетают настроение);

    4) мыслительные  процессы (образные представления, в  которых  отражаются положительные  эмоции, создают  подъем  в  настроении;  образы,  связанные  с отрицательными  эмоциями, угнетают настроение).

Таким образом, эмоциональные проявления человека достаточно многообразны. Настроение  - это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и “безотчетностью” переживаний.

 

1.2. Классификация эмоций  и чувств

Вопрос о количестве и виды эмоциональных реакций обсуждают уже на протяжении многих веков. Еще Аристотель выделял любовь и ненависть, желание и сразу, надежду и отчаяние, робость и смелость, радость и печаль, гнев. Представители древнегреческой философской школы стоицизма утверждали, что эмоции, имея в своей основе два блага и два зла, следует разделять на четыре основные страсти: желание и радость, печаль и страх. Далее они разделяли их на 32 второстепенные страсти. Б. Спиноза считал, что существует столько видов удовольствие, недовольство и желание, сколько есть видов тех объектов, со стороны которых мы испытываем аффектов. Как видим, разделение мотивационных образований (желаний) чувств и эмоций в этих представлениях отсутствует, так же как и разделение чувств и эмоций.

Информация о работе Теории эмоциональных состояний