Типологические особенности функциональной выносливости профессионала к эколого-психическому «выгоранию»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить дифференциально-акмеологические особенности профессионального «выгорания» и функциональной устойчивости к нему персонала современной организации.

Объект исследования – феномен профессионального «выгорания» персонала современной организации.

Предмет исследования – диференциально-акмеологические особенности, условия и факторы системного генеза профессионального «выгорания».

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3
Раздел 1. Эколого-психическое «выгорание»………………………......5
Раздел 2. Методика изучения типологических особенностей функциональной выносливости профессионала к эколого-психическому «выгоранию»………………………………………….…8
Раздел 3. Результаты аналитического исследования и их
обсуждение...................................................................................................9
Заключение……………………………………………………………...11
Литература…………………………………………………….…………12

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по псю.docx

— 40.04 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный  университет 

технологий и управления им. К.Г. Разумовского»

(МГУТУ им. К.Г. Разумовского)

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Кафедра педагогики и психологии

Беловодский Николай Валентинович

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА  К ЭКОЛОГО-ПСИХИЧЕСКОМУ «ВЫГОРАНИЮ»

Направление 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

Курсовая работа студента 2-го курса  заочной формы обучения

 

 

 

 

 

Руководитель:

Доктор психологических  наук, профессор

Т.Ф.Базылевич_____________

 «___»__________ 2013 г.

 

 

 

Автор работы_______________

подпись

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

Содержание

 

  1. Введение……………………………………………………………….….3
  2. Раздел 1. Эколого-психическое «выгорание»………………………......5
  3. Раздел 2. Методика изучения типологических особенностей функциональной выносливости профессионала к эколого-психическому «выгоранию»………………………………………….…8
  4. Раздел 3. Результаты аналитического исследования и их

обсуждение...................................................................................................9

  1. Заключение……………………………………………………………...11
  2. Литература…………………………………………………….…………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность темы исследования определяется острой потребностью науки и практики в познании индивидуальных факторов и особенностей травмирующего действия профессионального «выгорания» на психику. Оно деформирует базовые потребности и способности профессионала, блокирует пути оптимальной реализации личностного потенциала в профессиональном становлении, ведет к психосоматическим расстройствам и снижению безопасности человека в профессиональной деятельности.

Наблюдаемый синдром фиксирует  знакомые каждому человеку: субъективную дискомфортность текущей жизнедеятельности, превалирование в ней отрицательных эмоций, потерю смысла жизни, быструю утомляемость, снижение работоспособности, депрессию, трудность восстановления сил после отдыха, ухудшение психического и соматического здоровья и самочувствия, эмоциональное истощение, конфликтность, цинизм и редукцию профессиональных достижений, особый злой юмор по отношению к окружающим и т.д.

 Цель исследования – выявить дифференциально-акмеологические особенности профессионального «выгорания» и функциональной устойчивости к нему персонала современной организации.  
 
Объект исследования – феномен профессионального «выгорания» персонала современной организации. 
 
Предмет исследования – диференциально-акмеологические особенности, условия и факторы системного генеза профессионального «выгорания». 
 
Гипотеза исследования  
 
Предрасполагающими условиями формирования симптомов профессионального «выгорания» являются снижение функционально-динамического потенциала личности, снижение возможностей самореализации и перспектив профессионального роста, пессимистический прогноз в социальных и личных ожиданиях. Предполагалось выявить взаимосвязи дифференциально-акмеологических особенностей личности и индивидуальности как целостности и уровня функциональной устойчивости профессионала к травмирующему воздействию профессионального «выгорания». Такое предположение основывается на общеакмеологическом законе, согласно которому внешние причины влияют на поведение и психику опосредствованно – через призму внутренних динамических характеристик субъекта деятельности, «жесткие» звенья которых составляют стержень индивидуальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Эколого-психическое выгорание.

Интерес к синдрому «выгорания»  вызван тем, что значительно увеличилось число работающих, которые ощущают себя измотанными, обессиленными и эмоционально «потухшими», что в итоге сказывается на продуктивности работы. Понятие «выгорание» обычно используют для обозначения переживания человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительной включенностью в эмоционально напряженные и значимые ситуации. Синдром «выгорания» берет свое начало в хроническом повседневном напряжении или эмоциональном переутомлении, переживаемом человеком в личностно значимых ситуациях общения с другими людьми. Наиболее часто выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром «психического выгорания» ряд авторов обозначает как «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов.

Если экстремальный стресс можно сравнить с тайфуном, то стрессовый процесс выгорания сравним с  медленным, почти незаметным течением. Тем не менее выгорание имеет сильные негативные последствия. Выгорание проявляется, с одной стороны, в душевном неблагополучии (дискомфорте), неудовлетворенности качеством личной жизни, а также в физическом недомогании. С другой стороны, оно отрицательно сказывается на продуктивности трудовой деятельности работников. Поэтому выгорание как феномен попадает в поле зрения не только психологов, психотерапевтов, врачей, но также и работодателей, заинтересованных в энергичных сотрудниках, которые «горят», но не «сгорают» полностью на работе.

Впервые на проблему психического выгорания обратили внимание американские специалисты в связи с созданием  и массовым распространением социальных служб. Люди, работающие в области  психологической и социальной помощи, по долгу службы обязанные проявлять сочувствие, длительное время контактируют с посетителями и их жизненными проблемами. Обязанность работников этих служб - оказание психологической поддержки: они должны выслушать и поддержать людей, обратившихся за помощью. Несмотря на специальную подготовку и подбор персонала для социальных служб по определенным критериям, необходимым в этом виде деятельности, руководители служб через некоторое время нередко сталкивались с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на их невнимание, равнодушие, черствость, а иногда и грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального «стресса общения», который получил название синдрома «психического выгорания». Данный синдром стал рассматриваться как стресс-реакция на продолжительные стрессы межличностных отношений.

В начале 70-х гг. 20-го века специфическая симптоматика выгорания  первоначально была обнаружена исследователями  у лиц помогающих профессий: социальных и медицинских работников, работников благотворительных организаций, администраторов  и обслуживающего персонала, учителей, преподавателей. Позже список профессий, связанных с опасностью «выгорания», был дополнен адвокатами, полицейскими, тюремщиками, политиками, торговым персоналом, менеджерами среднего и высшего  звена. Таким образом, «из платы за сочувствие» синдром «выгорания» превратился в «болезнь» работников «коммуникативных» профессий, т.е. профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости в ситуациях делового общения.

Поскольку организационная  среда запускает процесс «горения», то позже сама организация может  стать жертвой «сгоревших» работников, снижения их продуктивности и негативных реакций на организацию. Понимание  этого стимулирует руководителей  развитых зарубежных компаний искать и применять различные виды профилактики выгорания.

В процессе «сгорания» человек  теряет психическую энергию, у него развивается психосоматическая  усталость (изнурение), эмоциональное  истощение («исчерпание ресурсов»), появляется немотивированное беспокойство и психический дискомфорт, усиливаются  тревожность, раздражительность, вегетативные расстройства, деформируется Я-концепция  и самоотношение к «Я», утрачивается удовлетворенность и смысл профессиональной деятельности, а иногда и собственной (персональной) жизни. Таким образом, феномен «выгорания» представляет собой сложную, многоуровневую симптоматику «душевных потерь» вследствие продолжительного рабочего напряжения в ситуациях делового общения с другими людьми. Последствия данных потерь - психическое (субъективное), а в некоторых случаях и физическое неблагополучие, снижение или утрата трудовой активности и работоспособности, уменьшение персонального и социально-психологического пространства. Есть теоретические и эмпирические основания предполагать, что профилактика и преодоление выгорания имеют прямое отношение к сохранению психической устойчивости и здоровья работников, способствующих профессиональному долголетию, субъективному благополучию и удовлетворенности жизнью в целом.

Психическое выгорание - растянутый во времени стресс, в процессе которого человек растрачивает свои ресурсы, не получая взамен практически ничего (достойной зарплаты, благодарности  от реципиентов и т.п.). Цена этого - эмоциональное истощение, чувство  деперсонализации, неудачи и сопутствующие негативные эмоции и переживания, потеря душевного благополучия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Методика изучения типологических особенностей функциональной выносливости профессионала к эколого-психическому «выгоранию».

Для решения поставленных задач и реализации цели работы использовался  комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования. На первом этапе исследования использовались: изучение литературных источников, беседа, экспертный опрос. Применялись общенаучные (логические, аналитические, комплексные), частнонаучные, конкретные психологические, в том числе типологические методы.  
Был применен метод сравнительного эмпирического исследования «крайних» групп по изучаемому признаку, который признается современной математической статистикой наиболее адекватным способом обработки данных психологического исследования.  
В качестве методических инструментов использовались специально разработанные в дифференциальной психологии и акмеологии методики: методика оценки структуры целостной индивидуальности Т.Ф. Базылевич (ОСЦИ), методика субъективного шкалирования «эмоциональных меток» комфортности определенных событий жизнедеятельности, методика исследования уровня притязаний личности (модификация методики Ф. Хоппе), методика определения самооценки личности (КИСС), обследование текущей ситуации профессиональной деятельности служащих.  
Для обработки эмпирических данных применены качественный и количественный (статистический) анализ с использованием методов математической статистики. 
Теоретико-методологическую базу исследования составили: отечественные разработки в области психологии человека как субъекта деятельности и общения (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.Г.Лаптев, С.Л. Рубинштейн и др.), в акмеологии (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г.Зазыкин, В.Н.Казаков, А.В.Кириченко, П.А.Корчемный, М.Ф.Секач и др.). Курсовая работа основана на теоретико-методологической базе типологических исследований и традициях отечественной дифференциальной психологии и акмеологии, которые предполагают первичное рассмотрение психофизиологического уровня целостной индивидуальности в качестве референтного, опосредствующего взаимосодействие свойств в продуктивности деятельности (Б.Ф.Ломов, 1984; Б.М. Теплов, 1963; В.Д. Небылицын, 1966), первичность строго лабораторных методов их изучения и математико-статистический анализ данных (Б.М. Теплов, 1963; В.Д. Небылицын, 1966), важность анализа активности человека для разработки проблем индивидуальности в акмеологии (Б.М. Теплов, 1956; Т.Ф. Базылевич, 1998; А.А.Деркач,1998, 2003). Учтена роль данных о высокой прогностичности типологических характеристик (А.Н. Лебедев, 1993 и др.).

 

Раздел 3. Результаты аналитического исследования и их обсуждение.

   Эмпирическую базу исследования составили 256 служащих крупного строительного консорциума в возрасте 36-56 лет (мужчины с высшим и средне-специальным образованием).  
  Надежность и достоверность полученных научных результатов обеспечены использованием сложившихся в отечественной и зарубежной психологии исходных теоретических и методологических принципов, теоретической обоснованностью и апробацией методик в процессе валидизации квазиэксперимента ОСЦИ, качественной обработкой источников, валидностью и надежностью методик и методических приемов, выявлением дифференциально-акмеологических механизмов формирования профессионального «выгорания» на основе существующих теоретико-прикладных концепций, математической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа, апробацией результатов исследования на практике, применением надежных и состоятельных методов исследования, репрезентативностью выборки, разнообразием использованных в исследовании методов и конкретных методик, их взаимодополняемостью, всесторонним теоретическим анализом, интерпретацией и статистической обработкой полученных результатов.

    Первичная диагностика  структуры целостной индивидуальности, отраженная в трех таблицах, позволила  выделить несочетание взаимосвязи задатков личностно-профессионального развития и оптимальных ситуаций жизнедеятельности. Так, данные таблицы 1 показывают, что дисгармоничность целостной индивидуальности (по параметру интегративного индекса методики ОСЦИ) фиксируется у 69-76%  обследованных сотрудников строительного холдинга.

Таблица 1.

Распределение значений интегративного индекса целостной индивидуальности у служащих строительного консорциума

Характеристика типа целостной  индивидуальности

Служащие консорциума

Дисгармоничность индивидуальности

63%

Гармоничность индивидуальности

37%


  Данные о распределение  суммарных значений симптомов  акмеолого-психического выгорания индивидуальности у служащих с точки зрения функциональной выносливости к травматизации профессионала на пути к «Акме» приведены в таблице 2.

 

 

Таблица 2.

Распределение суммарных  значений фиксации эколого-психического выгорания личности у служащих строительного  консорциума

Характеристика уровня эколого-психического выгорания личности

Служащие консорциума

Наличие выраженного выгорания

57%

Отсутствие выраженного  выгорания

43%

Информация о работе Типологические особенности функциональной выносливости профессионала к эколого-психическому «выгоранию»