Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 00:49, реферат
Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится
постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается
индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма
консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную
психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей,
вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что
психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что
в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от
рождения свойства. Эти свойства у всех разные.
1. Понятие темперамента
2. История учения темперамента
3. Физиологические основы темперамента
4. Типы темперамента
4.1. Психологическая характеристика типов темперамента
5. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента
6. Темперамент как фактор деятельности
7. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
8. Темперамент и характер
9. Заключение
10. Список использованной литературы
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» В Г.САМАРЕ.
(ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «РГУТиС» В Г.САМАРЕ)
Реферат по учебной дисциплине
«основы коммуникабельной речи»
По теме: Типы темпкрамента
Факультет заочного обучения
Кафедра технологии сервиса и дизайна
Выполнила:
Студентка 1 курса
Группы СЗ 101
Русинова Татьяна
Руководитель:
Степухина. Н. А
Самара 2012г
ПЛАН:
1. Понятие темперамента
2. История учения темперамента
3. Физиологические основы темперамента
4. Типы темперамента
4.1. Психологическая
5. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента
6. Темперамент как фактор деятельности
7. Темперамент и
индивидуальный стиль
8. Темперамент и характер
9. Заключение
10. Список использованной
ПОНЯТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА
Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах
рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не
существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого
человека неповторима.
Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится
постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается
индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма
консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную
психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей,
вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что
психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что
в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от
рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением
студентов, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на
внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем
внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы
- другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что
эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений.
Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент".
ТЕМПЕРАМЕНТ - совокупность типологических особенностей человека,
проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его
реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной
деятельности. Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде
всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. В чем же
заключается их своеобразие? Представим себе две реки - одну спокойную,
равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она
плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов,
ослепительных брызг. Течение другой реки - полная противоположность. Река
быстро несется, вода у нее грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается
в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.
Нечто подобное можно наблюдать в динамике психической деятельности разных людей.
У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне
всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их
всегда строг и голоден. Попадая в трудные ситуации или смешные положения, эти
люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются
разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других
людей психологическая деятельность протекает скачкообразно. Они очень подвижны,
беспокойны, шумливы. Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика
разнообразна и богата. Нередко такие люди при разговоре машут руками и топают
ногами. Они суетливы и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть те
природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической
деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер
протекания психической деятельности, а именно: 1)скорость возникновения
психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия,
быстрота ума, длительность сосредоточения внимания), 2)психический ритм и темп,
3)интенсивность психических
воли),4)направленность психической деятельность на какие-то определенные
объекты(например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к
новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к
самому себе, к своим идеям и образам).
Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического
состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при
наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У
любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил,
а несчастье - падение их.
Напротив свойства темперамента проявляются одним и тем же образом в самых
различных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если
студент волнуется перед сдачей зачета, проявляет беспокойство перед проведением
урока в школе во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании
старта на спортивных соревнованиях, это значит, что высокая тревожность -
свойство его темперамента. Свойства темперамента наиболее устойчивы и
постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные
свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя о
пределенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.
ИСТОРИЯ УЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА
Слово "темперамент" в переводе с латинского обозначает "надлежащее соотношение
частей", равное ему по значению греческое слово "красис" ввел древнегреческий
врач Гиппократ(5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и
анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека.
Он полагал, что темперамент нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле:
крови (по-латински - "сангвис"), лимфы (по-гречески - "флегма"),
желчи(по-гречески - "холе") и черной желчи(по-гречески – "мелана холе").
Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента -
сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего
времени.
Римский врач Гален (II в.) характеризует типы темперамента, наряду с
физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами.
Немецкий философ Кант в конце 8 столетия характеризует темперамент только как
психические свойства. И. Кант в книге "Размышления над чувством прекрасного"
(1764) написал, что флегматик отличается "недостатком морального чувства", а
меланхолику больше, чем кому-либо, присуща "подлинная добродетель", чувство
прекрасного наиболее развито у сангвиника, а чувство чести - у холерика.
И вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась
преимущественно психологической. В связи с этими изменяется понятие о типах
темперамента. Они характеризуются пропорцией уже не физиологических, а
психологических свойств. У Канта - это соотношение разных чувств и разной
степени активности деятельности. У Вундта (конец XIX в.)- это соотношение
скорости и силы "душевных движений".
Естественно, что изменяются и характеристика основных типов темперамента, и
представление о количестве типов. Одними и теми же словами - "сангвиник",
"холерик", "флегматик" и "меланхолик" - разные психологи обозначали
совершенно различные характеристики. Гален насчитал несколько разновидностей
четырех типов. Другие ученые различали шесть, восемь и т.д. типов.
Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных
свойств(характера личности). Однако в течение длительного времени не было
предложено какого-либо строгого и точного критерия для такого различения.
Наконец, в истории учения о темпераменте изменилось понимание его
физиологических основ. Наибольшее значение имеет борьба двух основных
направлений - объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез
внутренней секреции(немецкий психолог Кречмер, американский - Шелдон) или
соотношение свойств нервной системы.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМПЕРАМЕНТА
Научное объяснение природы темперамента дал И. П. Павлов в учение основных
свойств нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, И. П.
Павлов установил, что собаки, отличаются по характеру образования и
протекания условных рефлексов, отличаются также и по темпераменту. На этом
основании он пришел к выводу, что и в основе индивидуальных особенностей
условно-рефлексной деятельности, а именно - свойства нервной системы.
Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является
проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждение и
торможение.
Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения: 1) сила
процессов, 2) уравновешенность процессов, 3) подвижность (сменяемость)
процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить
продолжительное либо кратковременное, очень концентрированное возбуждение и
торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.
Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток
выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При
действии весьма сильных раздражителей нервные клетки просто переходят в
состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе
нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро
истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью:
даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность
нервных процессов, т.е. пропорциональное соотношение возбуждения и
торможения. У некоторых людей эти процессы взаимно уравновешиваются, а у других
этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения, или
процесс возбуждения.
Одно из основных свойств высшей нервной системы - подвижность нервных
процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой
сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и
прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных
процессов (иррадиация и концентрация), быстротой появления нервных процессов в
ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и
изменения динамического стереотипа.
И. П. Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит от сочетания
свойств. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и
индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент,
он назвал типом нервной системы. Комбинации указанных свойств нервных
процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения высшей
нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и
уравновешивания процессов различают четыре основных типа высшей нервной
деятельности.
По признаку силы нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и
слабую нервные системы. Представителей сильной нервной системы он, в свою
очередь, подразделил на сильных уравновешенных и сильных
неуравновешенных. Сильные уравновешенные могут быть быстрыми
(живыми) и медленными (спокойными). Слабость нервной системы И.
П. Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который
перекрывает все другие различия, и поэтому представителей слабого типа уже не
делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов.
Так была создана классификация типов нервной деятельности. Кратко
охарактеризуем каждый тип.
Слабый тип. Представители этого типа нервной системы не могут выдержать
сильные, длительные и концентрированные раздражения. Слабыми являются процессы
возбуждения и торможения. При действии сильных раздражителей задерживается