Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 20:18, контрольная работа
Цель работы заключается в изучении трансактного анализа Э. Берна.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- изучение доступной литературы по данной теме;
- ознакомление с теорией личности, используемой в трансактном анализе;
- изучение теории человеческих взаимоотношений, созданной Э. Берном.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Структура личности
4
2. Анализ трансакций
7
3. Сущность понятия «жизненный сценарий»
11
4. Сравнительный анализ психологических игр по Э.Берну
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему «Трансактный анализ Эрика Берна»
Севастополь
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1. Структура личности |
4 |
2. Анализ трансакций |
7 |
3. Сущность понятия «жизненный сценарий» |
11 |
4. Сравнительный анализ |
16 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
21 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
22 |
ВВЕДЕНИЕ
Эрик Берн, основатель трансактного анализа,
родился в 1910 г. в Канаде. Пойдя по стопам
отца, он стал изучать медицину, в частности
психиатрию. В 40-е Э. Берн начал обучаться психоанализу
и занялся частной практикой. Во время
Второй Мировой Войны он занимался групповой
психотерапией. Не смотря на то, что Э.
Берн продолжал свой профессиональный
рост и обучение психоанализу, ему было
отказано в получении статуса психоаналитика.
Возможно, это и подтолкнуло его к созданию
нового направления в психотерапии, которое
могло применяться для групповой терапии
и было лишено таких недостатков классического
психоанализа, как пассивность пациента
и большая продолжительность лечения.
В 1958 г. была опубликована его статья «Трансактный
анализ: новый и эффективный метод групповой
терапии». Э. Берн развивал свою концепцию,
рассматривая все новые аспекты игр и
сценариев. Он регулярно проводил семинары,
посвященные трансактному анализу, писал
книги, вместе с коллегами основал Международную
Ассоциацию Трансактного Анализа (ITAA).
После смерти Эрика Берна в 1970 г. разработку
данного направления психотерапии продолжили
его ученики Клод Штайнер, Томас Харрис,
Джэки Ли Шифф и другие. Современный трансактный
анализ продолжает развиваться и находит
все новые области применения. Это позволяет
говорить об актуальности темы данной
работы. Цель работы заключается в изучении трансактного
анализа Э. Берна.
Для достижения поставленной цели должны
быть решены следующие задачи:
- изучение доступной литературы по данной
теме;
- ознакомление с теорией
- изучение теории человеческих взаимоотношений,
созданной Э. Берном.
1. Структура личности
Вторая половина семидесятых и восьмидесятые годы открыли трансактный анализ. Сегодня трансактный анализ представляет собой один из классических вариантов современного психоанализа. Его развитие шло стремительно, ведь первое упоминание идей трансактного анализа относится к 1957 году. Согласно концепции Э. Берна, структура личности состоит из трех частей, которые называют Я-состояниями (эго-состояниями). Каждый человек пребывает по очереди во всех трех Я-состояниях, что проявляется в разных, часто противоречивых, наборах поведенческих стереотипов. Эти наборы поведенческих стереотипов обозначаются как Родитель, Взрослый и Ребенок. В трансактном анализе слова Родитель, Взрослый и Ребенок пишутся с заглавной буквы, когда они обозначают Я-состояния. Каждое Я-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Подчеркивается, что Я-состояния - это не роли, исполняемые людьми, а феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией.
Выделение Я-состояний основано на трёх аксиоматических положениях:
1) каждый взрослый некогда был
ребёнком. Этот ребёнок в каждом
человеке представлен эго-
2) каждый человек с нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый;
3) у каждого индивида были
или есть родители или
Описание эго-состояний представлено в табл. 1.
Эго-состояния |
Типичные способы поведения, высказывания | |
Родитель |
Заботливый родитель |
Утешает, исправляет, помогает "Это мы сделаем" "Не бойся" "Мы все тебе поможем" |
Критический родитель |
Грозит, критикует, приказывает "Опять ты опаздал на работу?" "У каждого на столе должен быть график!" | |
Взрослый |
Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения "Который час?" "У кого же может быть это письмо?" "Эту проблему мы решим в группе" | |
Ребенок |
Спонтанный ребенок |
Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение "Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" "Вы это сделали просто замечательно!" |
Приспосабливающийся ребенок |
Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности" | |
Бунтующий ребенок |
Протестующее, бросающее вызов поведение "Я это делать не буду!" "Вы этого сделать не сможете" |
Таблица 1. Эго-состояния и типичные способы поведения и высказывания.
Эти три Я-состояния можно изобразить в виде трех не перекрывающихся, но соприкасающихся кругов, расположенных по вертикали, что отражает их отличие друг от друга и обычную несовместимость.
Рис 1. Расположение трех эго-состояний.
Родитель располагается вверху, его функция - этическое руководство; Взрослый осуществляет взаимодействие с реальностью; Ребенок представляет собой вместилище, а иногда и буйство архаических тенденций [9].
Такое положение отражает моральную иерархию. Родитель – наиболее слабое ее звено, а Ребенок – наиболее сильное. Это соотношение хорошо заметно при алкоголизации: первым отключается Родитель, вскоре бразды правления переходят к Ребенку, который удерживает их достаточно долго и уходит последним. Та же последовательность наблюдается при засыпании: Родитель уходит в дремотное состояние, в то время как Ребенок проявляет себя в сновидениях. Психическая энергия, согласно взглядам Э. Берна, переходит из одного Я-состояния в другое. Состояние, активированное в данный момент, определяет поведение индивида. Родитель, Взрослый и Ребенок обладают равными правами, каждое из этих проявлений занимает свое место в нормальной жизни. Необходимость в анализе и перестройке возникает лишь при нарушении здорового равновесия.
Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребёнком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.
Диагностировать эго-состояния в личности возможно путём наблюдения за вербальными и невербальными компонентами поведения. Например, находясь в состоянии Родитель, произносятся фразы типа “мне нельзя”, “я должен”, критические замечания типа “итак, запомни”, “прекрати это”, “ни за что на свете”, “я бы на твоём месте”, “милый мой”. Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, “грозный вид”, вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого по голове и т.п. Ребёнок может быть продиагностирован на основании выражений, отражающих чувства, желания и опасения: “я хочу”, “меня злит”, “я ненавижу”, “какое мне дело”. К невербальным проявлениям относятся дрожащие губы, потупленный взор, пожимание плечами, выражение восторга.
2. Анализ трансакций
Вербальные и невербальные взаимодействия между людьми называются трансакциями. Трансакция – это обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия могут быть условными или безусловными, положительными или отрицательными. Различают трансакции параллельные, перекрёстные и скрытые [5.].
Параллельные — это трансакции при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть.» В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми Эго-состояниями собеседников. Такие взаимодействия не обладают способностью производить конфликты и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии отображаются параллельными линиями.
Рис. 2.1 Параллельные трансакции.
Перекрёстные (пересекающиеся) трансакции уже обладают способностью производить на свет конфликты. В этих случаях на стимул даётся неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Например, когда на вопрос мужа “Где мои запонки?” женой даётся ответ “Куда положил, там и возьми”. Таким образом, на исходящий от Взрослого стимул даётся реакция Родителя. Такие перекрёстные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и могут закончиться хлопаньем дверьми.
Рис. 2.2 Перекрестные трансакции.
Скрытые трансакции отличаются тем, что включают более двух эго-состояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Таким образом, скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на других так, что они этого не осознают [7].
Трансакция может производиться на двух уровнях – социальном и психологическом. Это характерно для скрытых трансакций, где на психологическом уровне они содержат скрытые мотивы.
Рис. 2.3 Скрытые трансакции.
Э. Берн приводит примеры угловой трансакции, в которой участвуют три эго-состояния и пишет, что в ней особенно сильны продавцы. Например, Продавец предлагает покупателю дорогой вид товара со словами: “Эта модель получше, но она вам не по карману”, на что покупатель даёт ответ: “Вот её-то я и возьму”. Продавец на уровне Взрослого констатирует факты (что модель лучше и что она не по карману покупателю), на что покупатель должен был бы дать ответ на уровне Взрослого – что продавец безусловно прав. Но поскольку психологический вектор был умело направлен Взрослым продавца к Ребёнку покупателя, отвечает именно Ребёнок покупателя, желая продемонстрировать, что он вовсе не хуже других [3].
Рис. 2.4 Угловые трансакции.
Одобрение в трансактном анализе понимается как “поглаживание”. Существует три типа поглаживаний: физическое (например, касание), вербальное (слова) и невербальное (подмигивание, кивки, жесты и тому подобное). Поглаживания даются за «существование» (то есть являются безусловными) и за «поступки» (условные поглаживания). Они могут быть позитивными – например, дружеское физическое прикосновение, тёплые слова и доброжелательные жесты; и негативными – шлепки, хмурые взгляды, брань.
Безусловные поглаживания получаются, как в младенческом возрасте, просто за тот факт, «что ты есть». Позитивные безусловные поглаживания бывают вербальными («Я люблю тебя»), невербальными (смех, улыбки, жесты) и физическими (прикосновения, ласки, баюканье). Условные же поглаживания даются скорее за поступки, чем за факт существования: когда ребёнок впервые начинает ходить, родители говорят с ним взволнованным голосом, улыбаются, целуют; когда же ребёнок прольёт молоко или сверх меры раскапризничается, он может получить окрик, шлепок или гневный взгляд [2].
Следующий аспект трансактного анализа — структурирование времени. Согласно Э. Берну, люди структурируют время при помощи шести способов: уход, (избежание), ритуалы, развлечение (времяпрепровождение), деятельность, игры, интимность (любовные сексуальные взаимодействия).
Такие трансакции, как ритуалы, развлечения или деятельность, направлены на достижение определённых целей – структурирование времени и получение воздействий от окружающих. Поэтому их можно обозначить как “честные”, то есть не предусматривающие манипуляции другими. Игры же являются сериями скрытых трансакций, ведущих к определённому результату, в котором у одного из игроков есть заинтересованность [5].
Ритуалом называется стереотипная серия простых дополнительных трансакций, которые заданы внешними социальными факторами. Неформальный ритуал (например, прощание) в своей основе неизменен, но может отличаться в деталях. Формальный же ритуал (например, церковная литургия) характеризуется очень маленькой свободой. Ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени.
Можно определить времяпрепровождение как серию простых, полуритуальных дополнительных трансакций, целью которой является структурирование определённого интервала времени. Начало и конец такого интервала можно назвать процедурами. При этом трансакции обычно приспособлены к нуждам всех участников таким образом, чтобы каждый мог получить максимальный выигрыш в течение данного интервала – чем лучше адаптирован участник, тем больше его выигрыш. Времяпрепровождения обычно взаимно исключают друг друга, то есть не смешиваются. Времяпрепровождения формируют основу для знакомства и могут привести к дружбе, способствуют подтверждению избранных человеком ролей и укреплению его жизненной позиции [6].
3. Сущность понятия «жизненный сценарий»
Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути» [2].