Условия успешного семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 22:12, реферат

Краткое описание

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье…………………...4
2. Роль авторитета родителей в воспитании…………………………………….....7
3. Организация взаимодействия педагога с родителями…………………….…..12
Заключение…………………………………………………………………….……16
Список используемой литературы………………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Условия успешного семейного воспитания.docx

— 39.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА

 

«Условия успешного семейного воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье…………………...4

2. Роль авторитета родителей в воспитании…………………………………….....7

3. Организация  взаимодействия педагога с родителями…………………….…..12

Заключение…………………………………………………………………….……16

Список используемой литературы………………………………………………...17

 

 

Введение

 

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных  отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение  к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в  процессе совместной деятельности, ребенок  утверждает себя как личность среди  других людей.

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными  способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его  первичной социализации грает семья. В семье ребёнок приобретает  убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для  нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу  жизни детей.

 

 

 

1. Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье

 

Среди различных  социальных факторов, влияющих на становление  личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный  институт воспитания. То, что человек  приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится  в течение значительной части  своей жизни. В семье закладываются  основы личности.

Основными условиями успеха в воспитании детей  в семье можно считать наличие  нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка  к книге и чтению, к труду.

Нормальная  семейная атмосфера – это осознание  родителями своего долга и чувства  ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к  учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших  и малых делах, в бережном отношении  к достоинству каждого члена  семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Созданию  высоконравственной атмосферы в  семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К  ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня  рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме  создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует  духовную культуру, «цементирует» семью  как коллектив. [1]

Успешным  воспитание в семье будет при  соблюдении четкого режима дня для  детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течение суток  – время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием  пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст  и состояние здоровья ребенка. Режим  дня должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при  обязательном привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны  старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.

Особое  место в воспитании ребенка в  семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит слушать сказки, которые  ему читают взрослые, рассказы из жизни  людей и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает  всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и  обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя  он переживает, волнуется, радуется и  огорчается, то есть у него формируются  чувства, постепенно зарождается интерес  к книге. С поступлением ребенка  в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и  выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык  не появляется сам по себе, нужна  согласованная и умелая работа школы  и семьи. Только это приобщит ребенка  к чтению, и он начнет считать  книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес  к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут  свои герои, которым он будет подражать.

Трудно  переоценить значение труда в  жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека улучшает все физиологические процессы в  организме – правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством  борьбы с утомлением, особенно для  лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.

Трудовое  воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребенок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут  судить о его ценности.

Важным  условием успешного воспитания детей  является единство требований, предъявляемых  к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям  со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и  семьей подрывает авторитет учителя  и родителей, ведет к потере уважения к ним. [4]

Развитые  в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и  взрослыми обогащают личность ребенка, требуют применения возможностей в  обществе. А применить их можно, доверившись  коллективным формам воспитания. Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей и старших  братьев и сестер. Отец и мать уполномочены воспитать достойного члена общества, на этом и основывается их родительская власть и их авторитет  в глазах детей. Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать  отцу или матери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во всем. Нормальные взаимоотношения детей и родителей  в семье строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу. Дети видят  в родителях советчиков во всех своих  делах, помощников в борьбе с разного  рода трудностями, истинных друзей, с  которыми можно поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять  к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.

ребёнок семья авторитет воспитание

 

2. Роль авторитета родителей в воспитании

 

Воспитание  детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

Смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное  достоинство старшего, как его  сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом.

Родительский  пример и авторитет – специфическая  форма передачи социального, в том  числе нравственного опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального наследования. Отец и  мать в глазах ребенка должны иметь  этот авторитет. Часто приходится слышать  вопрос: что делать с ребенком, если он не слушается? Вот это самое  «не слушается» и есть признак  того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

Откуда  берется родительский авторитет, как  он организуется?

Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет  дается от природы, что это — особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти  родители ошибаются. Авторитет может  быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное  дело.

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и  работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое  и ответственное дело, родители руководят  этим делом и отвечают за него перед  обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в  своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет и не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного. При этом нужно всегда помнить, что в каждой человеческой деятельности есть свои напряжения и свое достоинство. Ни в коем случае родители не должны представляться детям как рекордсмены в своей области, как ни с чем неcpaвнимые гении. Дети должны видеть и заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших товарищей отца матери. Гражданский авторитет родителей только тогда станет на настоящую высоту, если это не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена коллектива.

Авторитет знания необходимо ведет и к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка  бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда  он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о  помощи, потому что не умеет этого  сделать, вы сами должны прийти с помощью.

Часто эта  помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в  распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить наилучшим  образом. Часто бывает, что эту  помощь нужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие  в детской игре, либо познакомиться  с друзьями детей, либо побывать в  школе и поговорить с учителем. Если в вашей семье несколько  детей, а это — самый счастливый случай, к делу такой помощи могут  быть привлечены старшие братья и  сестры.

Родительская  помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях  совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже лучше, чтобы ребенок видел ваши настороженность, внимание и доверие к его силам. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё делать за него, снять с него ответственность. Именно линия ответственности является важной линией родительского авторитета. Ну, а вообще, для того чтобы знать своего ребенка, нужно уметь его слушать и слышать. [4]

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях.

Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом  страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается  громом, при всяком удобном и неудобном  случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, –  то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский, а может и  материнский, террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и других членов семьи, мать например. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от отца, он вызывает детскую  ложь и человеческую трусость, и  в то же время он воспитывает в  ребенке жестокость.

Авторитет чванства. Это особый вид вредного авторитета. У каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они – самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность своим детям. Дома они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что, пораженные таким видом отца, дети начинают вести себя также.

Информация о работе Условия успешного семейного воспитания