Факторы влияющие на пренатальное развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 01:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы: проанализировать факторы, влияющие на внутриутробное развитие.
Задачи:
1.Изучить материал по выбранной теме.
2.Раскрыть понятие «пренатальное развития».
3. Ознакомиться с факторами, влияющими на пренатальное (внутриутробное) развитие.
4.Выделить причины нарушений в пренатальном периоде.

Содержание

1.Введение ………………………...........................................3
2.Пренатальное развитие …………………………………4-6
3. Факторы, влияющие на пренатальное развитие………7-8
4. Причины нарушений в пренатальном периоде………....9
5. Рекомендации по профилактике нарушений в пренатальном периоде..10-11
6.Заключение………………………………………………..12
7.Список литературы……………………………………….13

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление и контрольная по возрастной психологии.docx

— 37.73 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

 

1.Введение  ………………………...........................................3

2.Пренатальное развитие …………………………………4-6

3. Факторы, влияющие на пренатальное развитие………7-8

4. Причины нарушений в пренатальном  периоде………....9

5. Рекомендации по профилактике нарушений в пренатальном периоде..10-11

6.Заключение………………………………………………..12

7.Список литературы……………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

« Главное  в человеке – это начало, не детство, а именно начало.

Это мысли  отца, настроение матери, это большие  и маленькие события, которые происходят в тот момент, когда жизнь зарождается»1

В.И. Шклеревский

Нужно создать благоприятные  условия для развития, к ним относятся, прежде всего, наличное состояние развивающегося, среда его обитания и формы взаимодействия (или связи) развивающегося со средой.

Новая жизнь начинается с  оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом при совокуплении будущих матери и отца, которые при этом испытывают сильнейшие ощущения и чувства.

 Думающие люди, желающие  иметь ребёнка, позаботятся о  качестве «семян», постараются  подготовить «почву» наилучшим  образом. Для этого надо вести  здоровый образ жизни и обеспечить  будущим родителям определённый  психологический настрой. Они  могут также «оросить почву»  с помощью гомеопатии и установить, насколько это возможно, преграду  на пути наследственных нарушений.

А.И. Захаров (1998), как современный  практический психотерапевт, предложил  «рабочие» формулировки условий  для оптимального зачатия. Причём он начал с того, что «мы вольны «распоряжаться судьбой ребенка», если верим во влияние планет на нашу жизнь. Тогда, заранее определив  день зачатия, мы рассчитываем месяц  рождения ребёнка и соответствующий  знак зодиака. Но если говорить более  серьёзно, то чем выше культурный и  интеллектуальный уровень родителей, тем более ответственно они относятся  к возможному рождению ребёнка».

Цель данной контрольной работы: проанализировать факторы, влияющие на внутриутробное развитие.

Задачи:

1.Изучить материал по  выбранной теме.

2.Раскрыть понятие  «пренатальное развития».

3. Ознакомиться  с факторами, влияющими на пренатальное (внутриутробное) развитие.

4.Выделить причины нарушений в пренатальном периоде.

5.Расказать о рекомендациях по профилактике нарушений в пренатальном периоде.

 

 

Пренатальное  развитие.

Пренатальный период –  это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка  и его психики. Темпы этих изменений  поистине фантастические: через 30 часов  после оплодотворения яйцеклетка делится  на две клетки, а к пятому дню  эмбрион имеет уже более ста  клеток и представляет собой полый  шарик, заполненный жидкостью.

Пренатальное развитие, или  внутриутробное развитие, развитие до рождения, является начальным этапом человеческой жизни. Его важность была осознана уже в древних цивилизациях. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы  и многие другие народы разработали  свод законов для матерей, супружеских  пар и общества в целом, предусматривающих  создание  наилучших условий для  жизни и развития ребенка.

Характеристика возраста раскрывается в форме выделения  его основных стадий (периодов), в  форме учёта разнородности и  разновремённости происходящих изменений, в форме фиксации появившихся  структурных новообразований.

Различаются три периода пренатального развития: герминальный (около 2 недель), эмбриональный (около 6 недель) и фетальный (около 30 недель - вплоть до родов).[2]

1.Герминальный период. Оплодотворённая яйцеклетка, или зигота, существует около двух недель. В течение этого времени происходит её быстрое дробление и первичная организация клеток в виде бластоцисты, которая погружается в стенку матки. Закладываются структуры, которые обеспечивают питание и защиту организма: амнион, хорион, желточный мешок, плацента, пупочный канатик (пуповина). Период завершается формированием зародыша, или эмбриона.

2.Эмбриональный  период. Сформировавшийся зародыш, или эмбрион, в течение шести недель (с третьей по восьмую неделю беременности) приобретает черты, присущие только человеку. Длина его тела за это время увеличивается от 6 мм до 2,5 см. Из зародышевого диска начинается развитие, в общей форме, всех органов самого эмбриона. Появляются зачатки головного и спинного мозга. Начинают развиваться сердце, мышцы, позвоночный столб, рёбра и пищеварительный тракт. Формируются многие внешние соматические структуры: лицо, руки, ноги, пальцы на ногах и руках, - и внутренние органы. Появляется предпосылка кожной чувствительности - общая чувствительность, проявляющая себя в виде реакции движениями на соответствующие раздражители. Из наружного слоя клеток формируются ткани и структуры, которые до конца беременности будут поддерживать, питать и защищать эмбрион, а затем и плод. Это защитная оболочка эмбриона, заполненная жидкостью; её называют «мешком амниона». Эмбрион питается с помощью плаценты, объединяющей его с материнским организмом. Плацента - дисковидное тканевое образование; оно находится в одном из участков стенки матки и обеспечивает обмен веществ между организмом матери и эбрионом. Плацента соединяется с эмбрионом пуповиной. А это - плотный тяж, в котором объединены кровеносные сосуды плода: две артерии и одна вена.

С третьей по восьмую неделю наиболее велика вероятность выкидыша, или самопроизвольного аборта. Основные причины этого - патологическое  развитие плаценты, пуповины и/или самого эмбриона. Эмбриональный период завершается формированием плода.

3.Фетальный период продолжается с начала третьего месяца беременности до конца девятого: примерно 7 месяцев из 9-и, или 30 недель из 38-и (из 266-и дней общей длительности беременности, в среднем. Но пределы от 259-и до 301-о дня тоже считаются нормальными). Размеры тела изменяются на третьем месяце в пределах от 2,5 см до 7,5 см с массой до 14 граммов. К шести месяцам рост увеличивается до 30 см, а масса - до 700 граммов. И к концу девятого месяца рост, в среднем, равен 51-у см, масса - 3,4 кг. За пределами этих границ заболеваемость выше: при массе меньше 2,4 кг и больше 4,7 кг она резко растёт.

Созревают и начинают функционировать  большинство органов и систем организма, возникают связи между  ними. Плод начинает шевелиться. Он «брыкается», поворачивает голову, а затем и  всё тело. При сомкнутых веках  выражены нескоординированные движения глаз, проявляются различные мимические движения, сосательные движения (сосёт  большой палец), дыхательные движения и заглатывание амниотической жидкости. К концу третьего месяца сформированности наружных половых органов позволяет  определять пол плода. Во втором триместре  продолжается быстрый рост плода, и  на пятом месяце мать обычно ощущает  его движение. Кожа покрывается первичным  волосяным покровом (лануго) и защитным слоем выделений кожных желёз. К  концу 24-й недели формируются все  нейроны головного мозга. Появляется зрительная световая чувствительность; очевидной становится и реакция  плода на звук.

В третьем триместре (на седьмом  месяце и позже) уже возможно рождение - плод жизнеспособен. Продолжается его  рост; в 7 месяцев масса растёт до 1,5 кг, а на 8-м месяце прирост её за неделю может быть до 200 граммов. Созревают лёгкие. Расширяется диапазон ощущений и поведенческих форм. В  середине восьмого месяца образуется подкожный жировой слой. От матери через плаценту передаются антитела, защищающие от инфекций. На 9-м месяце постепенно отпадает сырообразный защитный слой и рассасывается первичный  волосяной покров (лануго). Готовый  к родам плод переворачивается вниз головой. Незадолго до родов, за 1-2 недели, матка перемещается к основанию  тазовой области, и матери становится легче дышать: уменьшается давление изнутри на диафрагму. У плода замедляется приращение массы, клетки плаценты начинают вырождаться, а у матери появляются нерегулярные безболезненные сокращения мышц живота и матки. Всё готово к родам.

Помимо сказанного, с точки  зрения психологии существенны научно установленные следующие факты. В 15 недель плод совершает хватательные движения, морщится, двигает глазами, гримасничает. Раздражение подошв или  век вызывают рефлекторные движения. С 20-й недели работают органы вкуса  и обоняния, с 24-й недели явно выражена кожная и слуховая чувствительность, а с 25-й недели реакция на звук устойчива. На 27-й неделе обнаружено, что плод поворачивает голову в сторону  источника света, направленного  на живот матери. И мозговые реакции  на свет подтверждаются сканированием  мозга. Все поведенческие новообразования  к концу 7-го месяца  (мимика, брыкание, повороты тела и головы) интерпретируются исследователями уже как «произвольные  движения плода, стремящегося занять удобное  положение в утробе матери».  В середине 8-го месяца открываются глаза, и плод может видеть свои руки и своё окружение, хотя внутри матки и темно. На 32-й неделе сформированы многие нейронные системы мозга, и его сканирование свидетельствует о наличии периодов парадоксального сна. На этой основе высказывается предположение о возможности сновидений. На 9-м месяце устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования; предполагается, что одновременно у плода завершается формирование слуховой системы.

Вот такая интересная жизнь  у нас до рождения. По количеству получаемой информации и интенсивности  ее освоения – это, наверное, самый  «богатый» период человеческой жизни: ведь все основные характеристики мира (звуки, твердость и мягкость поверхности, вкус, движение, появление и исчезновение стимуляции, ее ритм и т.д.) – уже  освоены, и все органы чувств ребенка  «умеют» с ними работать – есть, на что опереться после рождения.

Разнородность пренатального  развития раскрывается, в частности, в разнонаправленности роста  отдельных органов и систем. Например, в направлении «от головы к  ногам» и/или от центра тела к его периферии. Разновремённость пренатального развития ярко проявляется в изменениях формы и, в частности, в изменениях пропорций у растущей зиготы - эмбриона - плода. За этим стоит разная скорость роста у отдельных тканей, органов и частей целого. А главные структурные новообразования пренатального развития однозначно маркируют переход от герминальной стадии развития к эмбриональной и от эмбриональной стадии к фетальной. Завершение последней, фетальной стадии знаменуется родами и переходом к перинатальному развитию. О наличии особых критических («сенситивных») периодов пренатального развития речь пойдёт далее, прежде всего, в связи с выделением факторов, нарушающих его нормальный ход.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы, влияющие на пренатальное развитие.

Среди  факторов пренатального  развития внимание науки было привлечено, в первую очередь, к причинам ярко выраженных аномалий развития. Возникло соответствующее учение - тератология (от греч. «teras», («teratos»), что означает «урод», «чудовище»). Особенные воздействия, нарушающие нормальное развитие плода, названы «тератогенами»; к их числу  относятся, например, вирусы или химические препараты. Чаще всего воздействие  тератогена имеет вероятностную  природу. Будет ли причинён вред плоду, зависит от сочетания различных  обстоятельств. Это интенсивность  и продолжительность неблагоприятного воздействия, стадия развития плода, здоровье матери, наследственность и др.

Во время беременности любое внешнее воздействие влияет на потомство в зависимости от  уровня развития последнего. Часто  при таких воздействиях будущая  мать ещё не знает о своей беременности и не придаёт большого значения «проходным»  заболеваниям, таким как краснуха или грипп; и она даже не задумывается о возможных последствиях приёма ею назначенных лекарств. И тогда  вред бывает нанесён на герминальной или эмбриональной стадиях развития, ещё до того, как женщина узнает о своём новом состоянии и о необходимости особенно заботится, о своём здоровье.

Критический, или «сенситивный», период в контексте пренатального  развития - это время повышенной чувствительности ткани, органа, структуры  или системы организма к определённым воздействиям.

На герминальной стадии воздействие любого тератогена имеет однозначный эффект - пренатальную смерть, которая, за исключением особых ситуаций искусственного зачатия, обычно даже не регистрируется в перинатологическом плане. Центральная нервная система подвергается серьёзным структурным нарушениям при воздействиях тератогенов с 3-й по 5-ю недели, а всё остальное время беременности остаётся риск физиологических дефектов. Сердцу  грозят структурные сдвиги с середины 3-й до середины 6-й недели, а физиологические дефекты - до конца 8-й недели. Руки и ноги деформируются при воздействии тератогенов с середины 4-й до конца 7-й недели, и имеют физиологические дефекты при их воздействии в течение 8-й недели. Глаза могут иметь серьёзные структурные нарушения при воздействиях с середины 4-й недели до середины 8-й, а физиологические дефекты - вплоть до конца беременности. Уши - с риском структурных нарушений с середины 4-й недели до середины 12-й, и с риском физиологических нарушений - до начала 20-й недели. Наружные половые органы - с риском структурных нарушений также с 4-й недели по 12-ю, а с риском физиологических сдвигов - вплоть до родов.

Весьма показательны драмы  европейских женщин, которые, будучи беременными, по рекомендациям врачей принимали лёгкий транквилизатор, помогающий, как рекламировалось, при бессоннице, при тошноте, при других утренних недомоганиях. Это было в 1959-м - 1960-м  годах, прежде всего, в Великобритании и Германии. В течение последующих  двух лет у таких матерей родилось около 10 тысяч детей с различными уродствами. Тщательное исследование обнаружило связь между видом  дефекта и сроком беременности, при  котором принималось разрекламированное лекарство - талидомид. [5]

Среди главных  тератогенов, вредных для будущей матери и ребёнка, специалисты, выделяют: курение (табака и марихуаны), алкоголь, наркотики, различные лекарственные препараты; гормоны; различные химические агенты, болезни, вирусы которых преодолевают плацентарный барьер.

 В число  таких  болезней входят: краснуха, сифилис,  герпес, полиомиелит, различные формы гриппа, вирус иммунодефицита.

Из собственно материнских  тератогенов специалисты выделяют резус-фактор и возраст матери. Так, опасны ситуации, при которых кровь  матери резус-отрицательная, а кровь плода - резус-положительная.

 Установлено также,  что пренатальные аномалии и  различные дефекты чаще бывают  при первой беременности у  женщин в возрасте старше 35 лет  и моложе 19 лет, по сравнению  с теми, чей возраст находится  в рамках этого диапазона. Например, риск рождения ребёнка с синдромом  Дауна у сорокалетних матерей  в 10 раз выше, чем у тридцатилетних.[6]

Информация о работе Факторы влияющие на пренатальное развитие