Физиология памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:45, реферат

Краткое описание

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

Содержание

Введение
Понятие памяти и научения. Механизмы памяти и научения
Классификация видов памяти
Элементарные виды памяти и научения
Специфические виды памяти
Временная организация памяти
Основные виды научения
Механизмы запечатления. Этапы формирования энграмм
Системы регуляции памяти
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

физиология памяти.docx

— 73.51 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Понятие памяти и научения. Механизмы памяти и научения

Классификация видов памяти

Элементарные  виды памяти и научения

Специфические виды памяти

Временная организация памяти

Основные виды научения

Механизмы запечатления. Этапы  формирования энграмм

Системы регуляции памяти

 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек  стал, хотя и смутно, догадываться о  том, что он способен запоминать и  хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом  обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

Так, древние греки в  соответствии с принятым в то время  способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет  отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Две тысячи лет спустя французский  философ и естествоиспытатель

 Р. Декарт, создатель  "гидравлической" модели нервной  системы, предположил, что частое  использование одних и тех  же пустотелых трубок (так Декарт  представлял себе строение нервных  волокон) приводит к их растяжению  и снижению сопротивления движению "жизненных духов", что сопровождается  формированию навыков - т.е. запоминанием. Позже - уже в 19 и начале 20 веков - в связи с созданием таких систем, как телефонная сеть, электронно-вычислительные машины, магнитофоны и другие устройства, механизмы память трактовали в соответствии с принципами, на которых основаны механизмы действия перечисленных выше устройств.

Наконец, в связи с развитием  исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов памяти привлекли  уже биологические аналогии. В  частности, предполагали, что механизмы, по крайней мере, одного из видов  памяти имеют молекулярную основу (запечатление информации сопровождается изменениями  в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением  содержания в них нуклеиновых  кислот и т. д.).

  1. Понятие памяти и научения. Механизмы памяти

  Жизнь любого организма  невозможна без непрерывной адаптации  к условиям столь же непрерывно  меняющейся среды. Существование  живых организмов предполагает  выработку адаптивного поведения,  направленного на восстановление  нарушенного равновесия при взаимодействии  с окружающей средой или на  достижение определенных целей.  По мере продвижения вверх  по ступеням иерархии живых  существ стереотипные или запрограммированные  формы поведения (у примитивных  животных) постепенно уступают место  более гибкому и пластичному  поведению, позволяющему организмам  эффективно приспосабливаться к  тем разнообразным ситуациям,  с которыми они ежедневно сталкиваются. Приобретенные поведенческие реакции  могут изменяться довольно существенно  и, порой, необратимо. Эти изменения  основаны на  опыте, который  в то или иное время приобретает  индивидуум.Постоянное пополнение  и изменение наших знаний, а  также приобретение новых навыков  и умений происходит в процессе  научения.В широком смысле научение  можно определить как приспособительное  изменение поведения, обусловленное  индивидуальным опытом. Для того, чтобы это определение было  полезно для психологов и психофизиологов,  необходимо  в свою очередь,  определить и ряд входящих  в него понятий.

1. Приспособительное поведение – это изменение, имеющее определенный биологический смысл для данной особи и для сохранения вида.

2. Изменение – это понятие означает, что должно существовать измеримое различие между поведением индивидуума до какого-то вполне определенного события и после него. Это различие должно касаться отделов нервной системы, ответственных за специфическое поведение, а не просто общего состояния организма. Таким образом, сюда не относятся такие изменения, как, например, повышение метаболизма или рост; изменение не должно также быть связано с процессами развития или созревания, с утомлением, повреждением или нормальной адаптацией рецепторов и нервных волокон.

3. Поведение – представляет собой активность организма в целом и находится под контролем центральных систем. Сюда не относится активность отдельных участков двигательных или сенсорных путей.

Научение – совокупность процессов, обеспечивающих приобретение индивидуальной (фенотипической) памяти, вызывающей приспособительную модификацию поведения. Научение и память – неотделимые друг от друга процессы.

С научением тесно связана  память, которую можно определить как хранение и извлечение информации о прошлом опыте. Память необходима для научения, так как она представляет собой механизм, с помощью которого прошлый опыт накапливается и  может становиться источником адаптивных изменений поведения

 Память как результат  обучения связана с такими  изменениями в нервной системе,  которые сохраняются в течение  некоторого времени и существенным  образом влияют на дальнейшее  поведение живого организма. Комплекс  таких структурно-функциональных  изменений связан с процессом  образования энграмм — то есть следов памяти. Пронизывая все стороны существования человека, память имеет разные формы и уровни проявления и функционирования.

Память – когнитивный  процесс, который представляет собой  систему узнавания, запоминания, сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта. В наиболее простой форме  память реализуется как узнавание  ранее воспринимавшихся предметов. Узнавание – опознание, как уже  известного, объекта, который находится  в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.

Выделяют: – индивидуальное узнавание предмета, как повторное  восприятие именно данного предмета, – родовое узнавание предмета, когда вновь воспринимаемый предмет  может быть отнесен к какому–то  классу предметов. В более сложной  форма предстает как воспроизведение  в представлении предметов, которые  не даны в настоящее время в  актуальном восприятии. Узнавание и  воспроизведение могут быть произвольными  и непроизвольными. На основе этого  факта строилась теория памяти А. Бергсона (1959–1941), французского философа – интуитивиста, который выделял  два вида памяти: память – привычка, или память тела, основой которой  служат физиологические мозговые процессы, и память–воспоминание, или память духа, не связанная с деятельностью  мозга. Запоминание – мнемический  процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей  информации для последующего воспроизведения  и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для  человека характерно то, что развитие его памяти идет, прежде всего, за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве  реализуется, прежде всего, непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов  происходит формирование опосредствованной  памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную  роль в запоминании играет систематическое  повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных  связей. Воспроизведение – мнемический  процесс, в котором происходит актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения). Воспроизведение имеет избирательный  характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными  переживаниями. При воспроизведении  обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенных характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным. Забывание – мнемический процесс, который заключается в потере возможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается, прежде всего, то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.

Функция гиппокампа в процессах  памяти до сих пор точно не известна, хотя есть данные, свидетельствующие  о том, что он как – то связан с кратковременной памятью, а  также, вероятно, с оперативной памятью. Люди с мозговыми нарушениями, локализованными  в области гиппокампа, не могут  хранить в памяти то, о чем узнали совсем недавно, или забывают о том, что уже начали или намеревались сделать после того, как дело уже  начато. Например, им нелегко вспомнить  лицо и имя недавно виденного  человека, с которым их познакомили, однако память на давние прошлые события  у них обычно бывает сохранной. Можно  также предположить, что работа гиппокампа как – то связана с другим процессом памяти–узнаванием. Есть также сведения о том, что активность гиппокампа соотносится с переводом информации на кратковременной в долговременную намять. В одном описанном в литературе случае, когда в результате неизбежного хирургического вмешательства у человека был удален гиппокамп, выяснилось, что этот человек сохраняет в памяти лишь то, что с ним происходит сейчас. Воспоминания о недавнем прошлом стерлись, а события настоящего надолго также не запоминались. Кроме гиппокампа в формировании и организации следов памяти участвует, по – видимому, медиальная височная область мозга. Л. Сквайр высказал предположение о том, что височная область мозга не является хранилищем информации, находящейся в долговременной памяти, но участвует в реорганизации нервных структур и в установлении связи с местами хранения такой информации, прежде всего с корой головного мозга. Такая реорганизация может быть связана с физической перестройкой нервных процессов. Таламическая область, как предполагают, нужна для первоначального кодирования некоторых видов информации, получаемой через органы чувств. Что касается коры головного мозга, то есть данные о ее связи с долговременной памятью.

2.Классификация видов памяти

2.1 Элементарные виды памяти  и научения

В нейрофизиологии выделяют следующие элементарные механизмы научения: привыкание, сенситизацию, временную связь (условный рефлекс). Согласно И.П. Павлову, физиологической основой запоминания служит условный рефлекс как акт образования временной связи между стимулом и реакцией. Эти формы памяти и научения называют простыми, чтобы отличать от научения, имеющего произвольный, осознанный характер. Элементарные формы научения есть даже у беспозвоночных. 
          Привыкание проявляется в постепенном уменьшении реакции по мере повторного предъявления раздражителя. Привыкание всегда сопровождает угашение ориентировочной реакции. Сенситизация — это процесс, противоположный привыканию. Он выражается в снижении порога при предъявлении раздражителей. Благодаря сенситизации организм начинает реагировать на ранее нейтральный раздражитель. 
          Существует также разделение памяти на генотипическую и фенотипическую. Первая — генотипическая, или филогенетическая, связана с безусловными рефлексами и инстинктами. Вторая — фенотипическая — обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения. 

2.2 Специфические виды памяти.

 

В ходе совершенствования  механизмов адаптации развились  и упрочились более сложные формы  памяти, связанные с запечатлением  разных сторон индивидуального опыта.

Модально-специфические  виды. Мнестические процессы могут быть связаны с деятельностью разных анализаторов, поэтому существуют специфические виды памяти соответственно органам чувств: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная. Следует упомянуть, что уровень развития этих видов памяти у разных людей различен. Не исключено, что последнее связано с индивидуальными особенностями анализаторных систем. Например, встречаются индивиды с необыкновенно развитой зрительной памятью. Это явление — эйдетизм — выражается в том, что человек в нужный момент способен воспроизвести во всех деталях ранее виденный предмет, картину, страницу книги и т.д. Эйдетический образ отличается от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать образ в его отсутствие. Предполагается, что физиологическую основу эйдетических образов составляет остаточное возбуждение зрительного анализатора. Хорошо развития модально-специфическая память нередко является профессионально важным качеством: например, слуховая память музыкантов, вкусовая и обонятельная дегустаторов, двигательная гимнастов и т.д.

Образная память. Запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений. В этом случае фиксируются сложные образы, объединяющие зрительные, слуховые и другие модально-специфические сигналы. Такую память называют образной. Образная память гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа.  
          По некоторым представлениям, ее морфологической основой служат сложные нейрональные сети, включающие взаимосвязанные нейронные звенья, расположенные в разных отделах мозга. Поэтому выпадение какого-либо одного звена или нескольких звеньев образной памяти не способно разрушить всю ее структуру. Это дает образной памяти большие преимущества как в эффективности процессов усвоения и хранения, так и в объеме и прочности фиксации информации. Вероятно, что с подобными особенностями образной памяти связаны внезапные, нередко безо всяких усилий припоминания забытого материала. 
  Эмоциональная память. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенные воспоминания могут возникать как при повторном воздействии раздражителей, обусловивших это состояние, так и в отсутствие последних. Эмоционально окрашенное впечатление фиксируется практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики. Так же непроизвольно информация воспроизводится из эмоциональной памяти. Этот вид памяти во многом сходен с образной, но иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная. Ее морфологической основой предположительно служат распределенные нервные сети, включающие нейрональные группы их разных отделов коры и ближайшей подкорки.

Словесно-логическая память. Словесно-логическая (или семантическая) - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания. Ее морфологическую основу можно схематически представить как упорядоченную последовательность линейных звеньев, каждое из которых соединено, как правило, с предшествующим и последующим. Сами же цепи соединяются между собой только в отдельных звеньях. В результате выпадение даже одного звена (например, вследствие органического поражения нервной ткани) ведет к разрыву всей цепи, нарушению последовательности хранимых событий и к выпадению из памяти большего или меньшего объема информации.

2.3. Временная организация памяти.

Другим основанием для  классификации памяти является продолжительность  закрепления и сохранения материала.

Принято подразделять память на три вида:

иконическую, или сенсорную, память (ИП);

кратковременную, или оперативную, память (КВП);

долговременную, или декларативную, память (ДВП).

Иногда последний вид памяти называется пропозиционной, вторичной  или семантической. Считается, что  каждый из этих видов памяти обеспечивается различными мозговыми процессами и  механизмами, связанными с деятельностью функционально и структурно различных мозговых систем. 
          Длительность хранения в сенсорной, или иконической, памяти составляет 250-400 мс, однако по некоторым данным этот процесс может продолжаться до 4-х сек. Объем ИП при наличии соответствующей инструкции от 12 до 20 элементов. Длительность хранения в кратковременной памяти около 12 сек., при повторении дольше. Объем КВП представлен широко известным числом Миллера 7 ± 2 элемента. Длительность хранения в ДВП неопределенно долгая, объем велик, по некоторым представлениям, неограничен. 
          Подобную временную типологию памяти подтверждают эксперименты с животными по научению, в которых показано, что запоминание ухудшается, если сразу же за научением следует удар электрическим током (электроконвульсивный шок — ЭКШ), т.е. ЭКШ препятствует переносу информации из кратковременной памяти в долговременную. Аналогично, травма, полученная человеком, не сказывается сразу на воспроизведении событий, но уже через несколько минут человек не может точно вспомнить всех обстоятельств происшествия. 
          О существовании двух различных хранилищ памяти (долговременного и кратковременного) свидетельствуют такие факты. Две группы испытуемых — здоровые и больные амнезией — должны были воспроизвести список из 10 слов сразу после заучивания и с задержкой в 30 сек. В момент задержки испытуемые обеих групп должны были решать арифметическую задачу. Значимых различий между двумя группами испытуемых при немедленном воспроизведении обнаружено не было, в то время как при отсроченном воспроизведении у больных амнезией объем запоминания был намного ниже. Этот эксперимент подтверждает, что механизмы кратковременной и долговременной памяти у человека различны.

Информация о работе Физиология памяти