Формирование материалистической медицинской психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 16:08, реферат

Краткое описание

История психологической науки с особой рельефностью отражает эволюцию взглядов на природу сознания и всей духовной жизни человека. На заре науки (VI-IV вв. до н.э.) в философии уже отчетливо звучало натуралистическое направление мысли. Об этом можно судить по трудам Демокрита, Эмпедокла, Лукреция, Эпикура и др.

Содержание

Введение.

Формирование материалистической медицинской психологии.
Средневековая медицина и психология.
Медицинская психология в XIX и начале XX веков.
Примитивные представления о психике в связи с болезнями.

Вложенные файлы: 1 файл

срс1.docx

— 38.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

 

  1. Введение.

 

  1. Формирование материалистической медицинской психологии.
  2. Средневековая медицина и психология.
  3. Медицинская психология в XIX и начале XX веков.
  4. Примитивные представления о психике в связи с болезнями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

История психологической науки с особой рельефностью отражает эволюцию взглядов на природу сознания и всей духовной жизни человека. На заре науки (VI-IV вв. до н.э.) в философии уже отчетливо звучало натуралистическое направление мысли. Об этом можно судить по трудам Демокрита, Эмпедокла, Лукреция, Эпикура и др. Уже тогда многие считали, что мозг является "седалищем души" (Алкмеон из Кротона), "средоточием психической деятельности" (Пифагор), а психические болезни - результатом нарушения работы мозга (Гиппократ, Гален).

 

 

 

1.Примитивные представления о психике в связи с болезнями. Человек в борьбе с болезнями издавна совершенствовал свое понимание их сущности, причин и средств борьбы с ними. Но в то время как в области соматических заболеваний еще в глубокой древности стали мало-помалу накапливаться реальные факты, в вопросах, связанных с проблемой психической деятельности, долгое время человечество оставалось во власти наивных фантастических, ненаучных представлений, суеверий и религиозных предрассудков.

Представления о психических заболеваниях встречаются еще в фольклоре и легендах, в мифических древних сказаниях. В основе их лежит мысль о том, что эти заболевания являются следствием овладения духа человека нечистой силой, бесом и т. п. Колдуны, шаманы, жрецы у отставших в историческом развитии народов Азии и Африки и еще недавно Европы демонстрируют приемы лечения и мистически объясняют исцеление.

Понятие о душевной болезни как одержимости человека демоном или бесом (демонология), зародившееся в глубокой древности, дожило до нашего времени. Вопрос о природе  психики и психических болезней привлекал внимание ученых еще древнего мира, главным образом философов. Мы встречаемся с представлением о связи психических явлений с мозгом у Алкмеона, с зачатком гуморализма в понимании связи психики и тела у Гиппократа. Но ученые древности не могли преодолеть основной тенденции отщепления душевных болезней от всей области медицины.

2. Средневековая медицина и психология. В мрачный период средневековья особенно отчетливо господствовало демонологическое понимание безумия как формы сочетания болезни с одержимостью дьяволом. Под влиянием астрологии возникло представление о том, что созвездия влияют на течение болезни. Медицина была сосредоточена в руках монахов, полузнахарей, полуврачей. Многие больные, особенно страдающие припадками, и душевнобольные, лечились заклинаниями – «экзорцизмами».

Одновременно в отдельных местах развивалось учение Гиппократа, Галена и других классиков древней медицины. В целях ограждения окружающих от душевнобольных их родственников обязывали наблюдать за ними и отвечать за ущерб, ими наносимый. Больные, представляющие опасность, содержались в тюрьмах и в тюремного типа учреждениях, некоторые в цепях.

В литературе середины XV в. встречается указание Д. Савонаролы на то, что к душевнобольным применялось сечение розгами до крови, их кололи иглами и шипами, покрывали тело горчичниками. Подозреваемых в бесоодержимости подвергали зверским пыткам и этим добивались у них признания о связи с дьяволом. Сторонники «святой инквизиции» были основными виновниками эпидемии бесоодержимости. В 1571 г. один священник заявил, что во Франции имеется не меньше 300 тысяч колдунов и ведьм.

В XVI в. даже видные врачи того времени допускали возможность бесоодержимости (Frennel, 1497-1558; Paré, 1517- 1590; Paracels) и указывали на необходимость дифференциации душевных болезней и бесоодержимости. Но в это время уже началась борьба (Агриппа, Weier, Kardan) с демонологическими идеями.

В XVI в. Италия была уже свободна от демонологического понимания душевных болезней, еще распространенного в Средней Европе. Душевную болезнь стали рассматривать как результат изменения мозга под влиянием каких-то токсических веществ. Mercurial (1536-1606) принадлежит мысль о том, что меланхолия, наступающая чаще от соматических причин, может возникать и под влиянием несчастий. Он же отмечал при этом роль тяжелых условий и дурного обращения в детстве, уродующих человеческий характер.

В том же столетии знаменитый врач и ученый Plater разработал первую классификацию психических расстройств по этиологическим моментам, учитывая роль наследственности, эндогенных и экзогенных факторов. Впервые описываются им навязчивые состояния и уделяется много внимания пограничным состояниям; психогенные расстройства обозначаются как «сотрясения духа».

XVII в., век Декарта, характеризуется  возникновением понятий о рефлексе, материалистическим направлением философии Гоббса, материалистическим эмпиризмом Локка. В основу науки кладется не умозрение, а опыт. Идеи детерминизма овладевают естествознанием, начинают проникать и в медицину.

Lepua полагал, что истерия связана с нарушением деятельности мозга, и указывал на роль эмоций в происхождении этой болезни. Он решительно подчеркнул, что истерия встречается не только у женщин, но и у мужчин.

Хотя в это время еще иногда обнаруживаются рецидивы демонологии, но они становятся все реже и реже. Знаменитый врач и химик Geppert установил семь форм меланхолии, но вместе с тем допускал, что при некоторых формах мании люди благодаря влиянию дьявола говорят на иностранных языках, которых раньше не знали.

Van Gelmont указал на роль сильных потрясений в развитии душевных заболеваний. Он в связи с этим рекомендовал лечить психозы погружением больных в холодную воду.

Крупный анатом Deleboë, он же Сильвий (1614-1670), выдвинул формулу «кто не умеет лечить болезни ума, тот не врач». Он сообщал о большом числе случаев излечения душевнобольных с помощью морального воздействия.

Другому выдающемуся анатому Вилизию (1621-1675) принадлежит первое ясное описание прогрессивного паралича. Он был основоположником теории локализации психических функций в мозгу и неврологического направления в психиатрии. Автор первой патологоанатомической монографии Bonetбыл вместе с тем сторонником лечения душевных болезней «диалектикой». Он касался и вопросов психологии, рекомендуя самообладание и умеренность.

Одним из средств лечения душевных болезней того времени было разубеждение и создание таких инсценировок, которые, по мнению авторов, могли вызвать исправление болезненных идей у больных.Lusitanus в книге «Practica animanda» («Одушевляющая практика») описывает ряд подобных случаев. Так, больному, страдавшему идеями греховности, подсылали человека, одетого ангелом, который отпускал больному грехи. Конечно, отсутствие этиопатогенетических знаний делало попытки разработки вопросов психиатрии и медицинской психологии наивными и малопродуктивными, но отмечавшаяся при этом психотерапевтическая активность врачей заслуживает внимания, поскольку они предполагали роль психогенных моментов в патогенезе психоза.

В XVII в., особенно в трудах разностороннего ученого Закхиаса (1584-1659) зарождается судебная психопатология и экспертиза, что дало большой и важный для медицинской психологии материал.

В XVIII в. великий реформатор психиатрической помощи во Франции Pinel в своем «Трактате о душевных болезнях» выдвинул положение о том, что психиатрической больницей должны руководить: врач, администратор и психолог, причем ему представлялось наиболее желательным объединение в одном лице врачебной и психологической компетенции. Как известно, Pinel  освободил душевнобольных от цепей. Немного ранее в Англии принцип гуманного отношения к душевнобольным был реализован в реформе психиатрической больницы Tuke. Но наиболее полное осуществление идеи гуманного обращения с душевнобольными нашли в системе нестеснения (O’Konolli), которая до настоящего времени еще далеко не всюду реализована, несмотря на принципиальное ее признание. Конечно, изучение расстройств психики и ее восстановления могло получить реальную почву только с того момента, когда варварские перевозбуждающие, раздражающие и подавляющие больных условия и воздействия были устранены.

3. Медицинская психология в XIX и начале XX веков. История медицинской психологии тесно связана с развитием медицинской науки, в первую очередь психиатрии, психологических исследований и с накоплением знаний о мозге.

В XIX столетии публикуется ряд работ, положивших начало формированию медицинской психологии как самостоятельной ветви науки.

В 1818 г. знаменитый врач и анатом Reil опубликовал исследование, которое называлось «Рапсодии о психических методах лечения душевных потрясений». Основное значение этого труда для медицинской психологии заключалось в применении своеобразных методов психотерапии. Reil принадлежит также ряд работ по проблеме «медицина и воспитание». В 1834 г. известный неврологFridreich опубликовал «Систематический указатель литературы по врачебной и судебной психологии». В разделе, посвященном врачебной психологии, содержится 3469 названий работ, в различных планах освещающих проблемы психологии, психопатологии, психиатрии и психотерапий.

В формировании медицинской психологии нашла яркое выражение борьба идеалистического и материалистического направлений в медицине. Представители первого направления получили название «психиков», второго – «соматиков». Борьба психиков и соматиков закончилась победой соматиков, признанием естествознания единственной основой медицины. Однако первоначально это была победа механистического материализма. В отличие от «соматиков» «психики» усиленно пропагандировали, изобретали и применяли терапию, якобы положительно воздействующую на психику больного и формирующую у него, прежде всего, дисциплинированность и уважение к авторитету медицинского персонала. К этим воздействиям относится механотерапия в виде вращающегося полого колеса «настоящего суррогата цепи и плетки» (Schnizer), привязывания к креслу и кровати, деревянной маски, или гидротерапия в форме внезапного сбрасывания больного с высоты в бассейн или поливания головы мощной струей воды. Эти жестокие, потрясающие процедуры могли только ухудшить состояние больного, но не облегчить его.

Особенно развивали идеи «психиков» в первой половине прошлого века Heinroth, Ideler. Для этой группы психиатров было характерно ненаучное, идеалистическое «психологизирование» (игнорирование организма) в рассмотрении психических болезней. Психическая болезнь рассматривалась здесь как выражение и результат «борьбы страстей» (Ideler).

Крайним представителем школы соматиков был Jacobi. Значительная роль в преодолении ошибок этих двух направлений принадлежит Grisinger, который решительно осудил «поэтические» представления в психиатрии, отстаивал введение психиатрии в русло единой медицинской науки и несколько продвинулся к физиологическому пониманию мозга как органа психики.

Интерес ученых к психике нормального человека, соматического и психически больного в XIX столетии непрерывно возрастает. В середине столетия появляется «Медицинская психология» Lotze, а в 70-х годах выходит книга D.H. Tuke под названием «Психологическая медицина». Но эти книги представляли собой в большей степени очерки современной авторам психиатрии и истории ее развития, нежели собственно медицинской психологии. В XX в. появляется ряд монографий, более правильно освещающих предмет медицинской психологии. В 1908 г. Witmer, профессор университета в Пенсильвании, стал издавать «Psychological clinic».

Некоторые направления развития психотерапии конца XIX и начала XX вв. имели важное значение для формирования медицинской психологии.

В середине XIX в. возник месмеризм – учение о «животном магнетизме». Это учение, создателем которого является Mesmer, явилось первой попыткой обоснования гипнотических явлений.

Факты гипноза были описаны также аббатом Faria и хирургом Braid. Последний немногим позжеMesmer  независимо от концепции животного магнетизма опубликовал исследования о гипнозе. Более глубокое понимание гипнотизм получил в клинике Charcot в Сальпетриере, крупнейшей психиатрической больнице Парижа. Charcot  связывал истерическое состояние с гипнотическим и полагал, что в основе того и другого лежит особое физиологическое состояние.

Bernheim, современник Charcot, развивая идеи и опыт врача Liebault, стоял на точке зрения психологического понимания гипноза и внушения.

Факты внушения и гипноза привлекли широкое внимание науки и общества, появилось значительное количество исследований. Хотя опыт гипноза использовался и шарлатанами, но в результате большого внимания к нему был собран огромный материал, который в настоящее время с развитием неврологии, физиологии и психологии представляет область очень интересную и ценную для понимания нейрофизиологии человека и медицинской психологии. Большой интерес в этом отношении представляют работы Janet, посвященные неврозам и медицинской психологии, работы Prince по проблеме подсознательного. Эти работы основывались на значительном экспериментальном материале, добытом при исследовании в гипнотическом состоянии у лиц, страдающих неврозами. Janetпринадлежит написанная уже в XX в. книга «Медицинская психология», в которой он подытожил свой большой клинический и психотерапевтический опыт.  Janet и другие авторы описали особые состояния, которые назывались раздвоением сознания, двойной личностью или деперсонализацией.

С конца XIX и начала XX в. начало формироваться особое направление, которое исходило первоначально из опыта лечения истерических состояний, описанного Брейером и Фрейдом. Последний явился главой этого направления и основателем учения о психоанализе. Это учение вначале касалось преимущественно клиники неврозов, психологического анализа невротических проявлений и их психотерапии, а затем было перенесено и на изучение здорового человека. Сам Фрейд отмечал, что он оперирует рядом недоказуемых положений, что его учение не может быть основано ни на физиологии, ни на научной психологии. Именно в связи с этим он назвал развиваемое им психологическое учениеметапсихологией, т. е. находящимся за пределами психологии. Идеи Фрейда и его последователей приобрели широкое распространение во всех капиталистических странах, привлекли много пламенных последователей и создали нечто вроде наукообразной религии. Однако психоанализ был подвергнут очень серьезной критике, как у нас, так и за рубежом. Одна из ранних критических работ о Фрейде и фрейдизме принадлежит Blondel. Вместе с тем за рубежом фрейдизм приобрел многочисленных последователей. Фрейд и его последователи не понимали и неправильно понимают социально-историческую природу развития человека, резко снижают роль разума и сознания в психике, выдвигают на первый план врожденные формы психической деятельности, особенно сексуальную сторону жизни человека, совершенно неправильно ими понимаемую.

Информация о работе Формирование материалистической медицинской психологии