Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 16:08, реферат
История психологической науки с особой рельефностью отражает эволюцию взглядов на природу сознания и всей духовной жизни человека. На заре науки (VI-IV вв. до н.э.) в философии уже отчетливо звучало натуралистическое направление мысли. Об этом можно судить по трудам Демокрита, Эмпедокла, Лукреция, Эпикура и др.
Введение.
Формирование материалистической медицинской психологии.
Средневековая медицина и психология.
Медицинская психология в XIX и начале XX веков.
Примитивные представления о психике в связи с болезнями.
План:
Введение.
История психологической науки с особой рельефностью отражает эволюцию взглядов на природу сознания и всей духовной жизни человека. На заре науки (VI-IV вв. до н.э.) в философии уже отчетливо звучало натуралистическое направление мысли. Об этом можно судить по трудам Демокрита, Эмпедокла, Лукреция, Эпикура и др. Уже тогда многие считали, что мозг является "седалищем души" (Алкмеон из Кротона), "средоточием психической деятельности" (Пифагор), а психические болезни - результатом нарушения работы мозга (Гиппократ, Гален).
1.Примитивные представления о психике в связи с болезнями. Человек в борьбе с болезнями издавна совершенствовал свое понимание их сущности, причин и средств борьбы с ними. Но в то время как в области соматических заболеваний еще в глубокой древности стали мало-помалу накапливаться реальные факты, в вопросах, связанных с проблемой психической деятельности, долгое время человечество оставалось во власти наивных фантастических, ненаучных представлений, суеверий и религиозных предрассудков.
Представления о психических заболеваниях встречаются еще в фольклоре и легендах, в мифических древних сказаниях. В основе их лежит мысль о том, что эти заболевания являются следствием овладения духа человека нечистой силой, бесом и т. п. Колдуны, шаманы, жрецы у отставших в историческом развитии народов Азии и Африки и еще недавно Европы демонстрируют приемы лечения и мистически объясняют исцеление.
Понятие о душевной болезни как одержимости человека демоном или бесом (демонология), зародившееся в глубокой древности, дожило до нашего времени. Вопрос о природе психики и психических болезней привлекал внимание ученых еще древнего мира, главным образом философов. Мы встречаемся с представлением о связи психических явлений с мозгом у Алкмеона, с зачатком гуморализма в понимании связи психики и тела у Гиппократа. Но ученые древности не могли преодолеть основной тенденции отщепления душевных болезней от всей области медицины.
2. Средневековая медицина и психология. В мрачный период средневековья особенно отчетливо господствовало демонологическое понимание безумия как формы сочетания болезни с одержимостью дьяволом. Под влиянием астрологии возникло представление о том, что созвездия влияют на течение болезни. Медицина была сосредоточена в руках монахов, полузнахарей, полуврачей. Многие больные, особенно страдающие припадками, и душевнобольные, лечились заклинаниями – «экзорцизмами».
Одновременно в отдельных местах развивалось учение Гиппократа, Галена и других классиков древней медицины. В целях ограждения окружающих от душевнобольных их родственников обязывали наблюдать за ними и отвечать за ущерб, ими наносимый. Больные, представляющие опасность, содержались в тюрьмах и в тюремного типа учреждениях, некоторые в цепях.
В литературе середины XV в. встречается указание Д. Савонаролы на то, что к душевнобольным применялось сечение розгами до крови, их кололи иглами и шипами, покрывали тело горчичниками. Подозреваемых в бесоодержимости подвергали зверским пыткам и этим добивались у них признания о связи с дьяволом. Сторонники «святой инквизиции» были основными виновниками эпидемии бесоодержимости. В 1571 г. один священник заявил, что во Франции имеется не меньше 300 тысяч колдунов и ведьм.
В XVI в. даже видные врачи того времени допускали возможность бесоодержимости (Frennel, 1497-1558; Paré, 1517- 1590; Paracels) и указывали на необходимость дифференциации душевных болезней и бесоодержимости. Но в это время уже началась борьба (Агриппа, Weier, Kardan) с демонологическими идеями.
В XVI в. Италия была уже свободна от демонологического понимания душевных болезней, еще распространенного в Средней Европе. Душевную болезнь стали рассматривать как результат изменения мозга под влиянием каких-то токсических веществ. Mercurial (1536-1606) принадлежит мысль о том, что меланхолия, наступающая чаще от соматических причин, может возникать и под влиянием несчастий. Он же отмечал при этом роль тяжелых условий и дурного обращения в детстве, уродующих человеческий характер.
В том же столетии знаменитый врач и ученый Plater разработал первую классификацию психических расстройств по этиологическим моментам, учитывая роль наследственности, эндогенных и экзогенных факторов. Впервые описываются им навязчивые состояния и уделяется много внимания пограничным состояниям; психогенные расстройства обозначаются как «сотрясения духа».
XVII в., век Декарта, характеризуется возникновением понятий о рефлексе, материалистическим направлением философии Гоббса, материалистическим эмпиризмом Локка. В основу науки кладется не умозрение, а опыт. Идеи детерминизма овладевают естествознанием, начинают проникать и в медицину.
Lepua полагал, что истерия связана с нарушением деятельности мозга, и указывал на роль эмоций в происхождении этой болезни. Он решительно подчеркнул, что истерия встречается не только у женщин, но и у мужчин.
Хотя в это время еще иногда обнаруживаются рецидивы демонологии, но они становятся все реже и реже. Знаменитый врач и химик Geppert установил семь форм меланхолии, но вместе с тем допускал, что при некоторых формах мании люди благодаря влиянию дьявола говорят на иностранных языках, которых раньше не знали.
Van Gelmont указал на роль сильных потрясений в развитии душевных заболеваний. Он в связи с этим рекомендовал лечить психозы погружением больных в холодную воду.
Крупный анатом Deleboë, он же Сильвий (1614-1670), выдвинул формулу «кто не умеет лечить болезни ума, тот не врач». Он сообщал о большом числе случаев излечения душевнобольных с помощью морального воздействия.
Другому выдающемуся анатому Вилизию (1621-1675) принадлежит первое ясное описание прогрессивного паралича. Он был основоположником теории локализации психических функций в мозгу и неврологического направления в психиатрии. Автор первой патологоанатомической монографии Bonetбыл вместе с тем сторонником лечения душевных болезней «диалектикой». Он касался и вопросов психологии, рекомендуя самообладание и умеренность.
Одним из средств лечения душевных
болезней того времени было разубеждение
и создание таких инсценировок, которые,
по мнению авторов, могли вызвать исправление
болезненных идей у больных.Lusitanus в книге «Practica animanda» («
В XVII в., особенно в трудах разностороннего ученого Закхиаса (1584-1659) зарождается судебная психопатология и экспертиза, что дало большой и важный для медицинской психологии материал.
В XVIII в. великий реформатор психиатрической помощи во Франции Pinel в своем «Трактате о душевных болезнях» выдвинул положение о том, что психиатрической больницей должны руководить: врач, администратор и психолог, причем ему представлялось наиболее желательным объединение в одном лице врачебной и психологической компетенции. Как известно, Pinel освободил душевнобольных от цепей. Немного ранее в Англии принцип гуманного отношения к душевнобольным был реализован в реформе психиатрической больницы Tuke. Но наиболее полное осуществление идеи гуманного обращения с душевнобольными нашли в системе нестеснения (O’Konolli), которая до настоящего времени еще далеко не всюду реализована, несмотря на принципиальное ее признание. Конечно, изучение расстройств психики и ее восстановления могло получить реальную почву только с того момента, когда варварские перевозбуждающие, раздражающие и подавляющие больных условия и воздействия были устранены.
3. Медицинская психология в XIX и начале XX веков. История медицинской психологии тесно связана с развитием медицинской науки, в первую очередь психиатрии, психологических исследований и с накоплением знаний о мозге.
В XIX столетии публикуется ряд работ, положивших начало формированию медицинской психологии как самостоятельной ветви науки.
В 1818 г. знаменитый врач и анатом Reil опубликовал исследование, которое называлось «Рапсодии о психических методах лечения душевных потрясений». Основное значение этого труда для медицинской психологии заключалось в применении своеобразных методов психотерапии. Reil принадлежит также ряд работ по проблеме «медицина и воспитание». В 1834 г. известный неврологFridreich опубликовал «Систематический указатель литературы по врачебной и судебной психологии». В разделе, посвященном врачебной психологии, содержится 3469 названий работ, в различных планах освещающих проблемы психологии, психопатологии, психиатрии и психотерапий.
В формировании медицинской психологии нашла яркое выражение борьба идеалистического и материалистического направлений в медицине. Представители первого направления получили название «психиков», второго – «соматиков». Борьба психиков и соматиков закончилась победой соматиков, признанием естествознания единственной основой медицины. Однако первоначально это была победа механистического материализма. В отличие от «соматиков» «психики» усиленно пропагандировали, изобретали и применяли терапию, якобы положительно воздействующую на психику больного и формирующую у него, прежде всего, дисциплинированность и уважение к авторитету медицинского персонала. К этим воздействиям относится механотерапия в виде вращающегося полого колеса «настоящего суррогата цепи и плетки» (Schnizer), привязывания к креслу и кровати, деревянной маски, или гидротерапия в форме внезапного сбрасывания больного с высоты в бассейн или поливания головы мощной струей воды. Эти жестокие, потрясающие процедуры могли только ухудшить состояние больного, но не облегчить его.
Особенно развивали идеи «психиков» в первой половине прошлого века Heinroth, Ideler. Для этой группы психиатров было характерно ненаучное, идеалистическое «психологизирование» (игнорирование организма) в рассмотрении психических болезней. Психическая болезнь рассматривалась здесь как выражение и результат «борьбы страстей» (Ideler).
Крайним представителем школы соматиков был Jacobi. Значительная роль в преодолении ошибок этих двух направлений принадлежит Grisinger, который решительно осудил «поэтические» представления в психиатрии, отстаивал введение психиатрии в русло единой медицинской науки и несколько продвинулся к физиологическому пониманию мозга как органа психики.
Интерес ученых к психике нормального
человека, соматического и психически
больного в XIX столетии непрерывно возрастает.
В середине столетия появляется «Медицинская
психология» Lotze, а в 70-х годах выходит книга D.H. Tuke под
названием «Психологическая медицина».
Но эти книги представляли собой в большей
степени очерки современной авторам психиатрии
и истории ее развития, нежели собственно
медицинской психологии. В XX в. появляется
ряд монографий, более правильно освещающих
предмет медицинской психологии. В 1908
г. Witmer, профессор университета в Пенсильвании,
стал издавать «Psychological
Некоторые направления развития психотерапии конца XIX и начала XX вв. имели важное значение для формирования медицинской психологии.
В середине XIX в. возник месмеризм – учение о «животном магнетизме». Это учение, создателем которого является Mesmer, явилось первой попыткой обоснования гипнотических явлений.
Факты гипноза были описаны также аббатом Faria и хирургом Braid. Последний немногим позжеMesmer независимо от концепции животного магнетизма опубликовал исследования о гипнозе. Более глубокое понимание гипнотизм получил в клинике Charcot в Сальпетриере, крупнейшей психиатрической больнице Парижа. Charcot связывал истерическое состояние с гипнотическим и полагал, что в основе того и другого лежит особое физиологическое состояние.
Bernheim, современник Charcot, развивая идеи и опыт врача Liebault, стоял на точке зрения психологического понимания гипноза и внушения.
Факты внушения и гипноза привлекли широкое внимание науки и общества, появилось значительное количество исследований. Хотя опыт гипноза использовался и шарлатанами, но в результате большого внимания к нему был собран огромный материал, который в настоящее время с развитием неврологии, физиологии и психологии представляет область очень интересную и ценную для понимания нейрофизиологии человека и медицинской психологии. Большой интерес в этом отношении представляют работы Janet, посвященные неврозам и медицинской психологии, работы Prince по проблеме подсознательного. Эти работы основывались на значительном экспериментальном материале, добытом при исследовании в гипнотическом состоянии у лиц, страдающих неврозами. Janetпринадлежит написанная уже в XX в. книга «Медицинская психология», в которой он подытожил свой большой клинический и психотерапевтический опыт. Janet и другие авторы описали особые состояния, которые назывались раздвоением сознания, двойной личностью или деперсонализацией.
С конца XIX и начала XX в. начало формироваться особое направление, которое исходило первоначально из опыта лечения истерических состояний, описанного Брейером и Фрейдом. Последний явился главой этого направления и основателем учения о психоанализе. Это учение вначале касалось преимущественно клиники неврозов, психологического анализа невротических проявлений и их психотерапии, а затем было перенесено и на изучение здорового человека. Сам Фрейд отмечал, что он оперирует рядом недоказуемых положений, что его учение не может быть основано ни на физиологии, ни на научной психологии. Именно в связи с этим он назвал развиваемое им психологическое учениеметапсихологией, т. е. находящимся за пределами психологии. Идеи Фрейда и его последователей приобрели широкое распространение во всех капиталистических странах, привлекли много пламенных последователей и создали нечто вроде наукообразной религии. Однако психоанализ был подвергнут очень серьезной критике, как у нас, так и за рубежом. Одна из ранних критических работ о Фрейде и фрейдизме принадлежит Blondel. Вместе с тем за рубежом фрейдизм приобрел многочисленных последователей. Фрейд и его последователи не понимали и неправильно понимают социально-историческую природу развития человека, резко снижают роль разума и сознания в психике, выдвигают на первый план врожденные формы психической деятельности, особенно сексуальную сторону жизни человека, совершенно неправильно ими понимаемую.
Информация о работе Формирование материалистической медицинской психологии