Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:04, курсовая работа
Вспомните, многие из нас в детстве развлекались, прикладывая к глазам цветные стеклышки: синее - мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое - все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие? Нет! Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют.
Введение 3
1 .Теоретические аспекты формирования цветовосприятия
1.1 Значение восприятия цвета в жизни человека 5
1.2. Характеристика возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста 11
2. Изучение цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Исследование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста 15
2. 2.Формирование цветовосприятия детей младшего дошкольного
возраста 19 Заключение 25
Список литературы 27
Приложение
Введение
1 .Теоретические аспекты формирования цветовосприятия
1.1 Значение восприятия цвета в жизни человека 5
1.2. Характеристика возрастных
особенностей детей младшего
2. Изучение цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Исследование цветовосприятия
у детей младшего дошкольного
возраста
2. 2.Формирование цветовосприятия детей младшего дошкольного
возраста
Список литературы
Приложение
Введение
Вспомните, многие из нас в детстве развлекались, прикладывая к глазам цветные стеклышки: синее - мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое - все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие? Нет! Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом. Цвет как свойство предмета и явления познается детьми через восприятие. Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие психологи (Венгер Д. А, Запорожец А. В., Мелик - Пашаев А. А., Мухина В. С. и др.), искусствоведы (Бакушинский А. В., Волков Н. Н. и др.), педагоги (Езикеева В. А., Комарова Т. С., Казакова Т. Г., Я. А. Коменский, М. Монтессори, Ф. Фребель, Пилюгина Э. Г., Сакулина Н. П., Флерина Е. А., Ремезова Л. А. и др.)
Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. В вопросах сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в разных видах деятельности важную роль сыграли работы (Венгера Л. А., Ветлугиной Н. А., Запорожца А. В., Комаровой Т. С., Сакулиной Н. П., Усовой А. П., и др.). Исследования показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей
человека, но и способность отражения им окружающего мира. Проблема цвета может рассматриваться в различных аспектах: физиологическом, искусствоведческом, психологическом и педагогическом. Наше исследование носит педагогическую направленность и посвящается изучению развития цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из выше сказанного, мы определили объект исследования: восприятие цвета у дошкольников. Предмет исследования: процесс развития и формирования цветовосприятия у детей младшего возраста.
Цель исследования: изучить особенности цветовосприятия у детей и проследить процесс его формирования у младших дошкольников.
Задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме развития цветовосприятия детей дошкольного возраста;
2. Выявить возрастные и индивидуальные особенности цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста;
3. Определить наиболее рациональные методы и приёмы по формированию цветовосприятия у малышей
4. Подобрать цикл дидактических игр по развитию цветовосприятия. Гипотеза исследования: процесс формирования цветовосприятия у младших дошкольников будет эффективным, если:
-работа по этой проблеме будет систематической и целенаправленной;
- будут использоваться различные средства формирования цвета.
5
1. Теоретические аспекты формирования цветовосприятия
1.1. Значение восприятия цвета в жизни человека
Глаз человека способен различать не только черно-белые градации светотени в рисунке, но и разнообразные цвета. Когда мы открываем глаза, то сразу же попадаем в мир полный цвета. Цвет сопровождает человека повсюду, оказывая на него психофизиологическое воздействие и вызывая различные ощущения - тепла иди холода, бодрости или уныния, радости или беспокойства и т.п. Например, люди быстро приходят в бодрое состояние при неповторимой игре цветовых оттенков, создаваемой пробившимся сквозь толщу свинцовых осенних туч солнечным лучом. Основы понимания цвета должны закладываться у людей с детства, если рассматривать значение цвета, как явление духовной культуры и потребности его применения в самых разнообразных областях и отраслях науки и материального производства.
.Чтобы знать, какими цветами и как пользоваться каждому человеку в обиходе, в воспитании детей, - надо понять, каким образом цвет влияет на состояние человека. По данным многочисленных исследований, цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы, восприятие (боли, температуры, времени, пространства, размера, веса), психический статус (эмоциональное состояние, активированность, психическое напряжение). При этом цвет воздействует специфически как при восприятии через зрение, так и при освещении им частей человеческого тела. Человек неосознанно часто использует цвет как средство психической саморегуляции. Люди с разными характерами и в разных психических состояниях видят мир буквально в разном цвете, причём уравновешенные люди воспринимают мир более ярким и красочным.[2]
Таким образом определяя влияние того или иного цвета либо композиции цветов на самочувствие и состояние человека, психологи пришли к следующему заключению: если человек выбирает красный цвет - это характеризует возбудимость, импульсивность, страстность, тогда как разные оттенки зелёного цвета успокаивают, настраивают на деловой, рабочий лад. Синий, голубой цвета так же являются «холодными», то есть уравновешивающими, направляющими к размышлениям, а не переживаниям.
Используя такие знания, мы можем сознательно подойти к формированию цветовой гаммы, окружающей наших детей. В наше нелёгкое время мы можем окружить детей гармонией цвета в одежде, в игрушках, в оформлении детской комнаты. Если убрать из обихода все грязные, неестественно яркие, кроваво-красные, коричневые, чёрные и серые краски, это уже будет способствовать охранению детей, развитию в них равновесия, спокойствия, вдумчивости, устремлять их к красоте.
Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. На протяжении многих веков цвет остаётся важным объектом исследований, только подходы учёных к этой проблеме осуществлялись с различных сторон. Следует отметить, что обычно исследование восприятия цвета проводится в комплексе и обогащает науку о цвете – цветоведение, включающее физический, физиологический и психологический аспекты изучения цвета. Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствуют развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Об этом в своё время писал ещё чешский педагог Ян Амос Коменский.
В начале XVII в. Я А. Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что в
проведении этой работы значительная
роль принадлежит изобразительной деятельности.
Создавая изображение. дети учатся замечать
цвета и наслаждаться ими. Я. А. Коменский
считал, что формирование у детей интереса
к цвету должно осуществляться постепенно
и строиться с учетом возрастных особенностей.
Он рекомендовал давать детям что- нибудь
раскрашенное и цветное уже в два - три
года, а на четвертом году призывал еще
более расширять область цветового зрения,
основываясь на том, "...что доставляет
удовольствие глазу". Он подчеркивал,
что необходимо с раннего возраста воспитывать
у детей эмоциональное отношение к цвету.
По мнению Я. А. Коменского, цвет имеет
большое значение в развитии эстетического
восприятия детей и может выступать для
ребенка как один из признаков предмета.
Поэтому отношение детей к цвету может
строиться на основе их отношения к данному
предмету (ребенку понравился по вкусу
ярко
предложить им повторно
рассмотреть предмет и с
Для обучения детей восприятию различных цветов и оттенков Ф. Фребель предлагал специальные методы и приемы. Во-первых, он рекомендовал рассматривать цвет самостоятельно, несмотря на форму предмета. По мнению Ф. Фребеля, цвет следует изобразить ради него самого. Во-вторых, Ф. Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов. Прежде всего, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т.д.). Затем называются цвета по их внутренней силе (темный, светлый и т.п.), и в конце - отдельные цвета по их видам смешивания. Такое же большое значение воспитанию чувства цвета придавала М. Монтессори.[14] Она считала, что формирование чувства
цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются специальные усилия педагога. В работе по ознакомлению детей с цветом М. Монтессори следовала четырем этапам:
1. Активные действия самого ребенка, направленные на получение сенсорного опыта;
2. Ассоциация сенсорного восприятия с названием цвета педагогом;
3. Распознавание ребенком цвета по называнию;
4. Запоминание и самостоятельное называние цвета ребенком;
М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей умения различать, называть и использовать различные цвета и оттенки возможна только при наличии специальных дидактических средств.
Впервые в истории педагогики М. Монтессори были разработаны наглядно-дидактические материалы для работы с детьми. Она утверждала, что постоянное общение ребенка с этими материалами способствует приобретению знаний о цвете даже малолетними детьми, которые оказываются в состоянии располагать оттенки по градациям.
В русской педагогической мысли интерес к детскому рисунку возник в 80-е годы XIX столетия, но изучение его продолжается и по настоящее время. Все научные труды по изучению детского рисования в разной мере, но обязательно касаются восприятия и использования цвета детьми, как одного из ведущих средств художественной выразительности рисунка.Содержание и методика развития цветового восприятия детей, усвоение ими цветовых эталонов, знаний о цветах и способах их получения были более подробно изучены в результате проведения исследований по сенсорному воспитанию. Работы по сенсорному воспитанию и развитию позволили лучше разобраться в природе развития детского восприятия, его психологии. В своих исследованиях Э. Г. Пилюгина приводит данные, которые свидетельствуют о возможности выработки у детей первых дней и месяцев жизни тонких дифференцировок предметов разных цветовых тонов и оттенков. Предпочтение при этом отдается не предмету конкретного цвета, а общему сочетанию цветового окружения. В солнечные, ясные дни дети охотнее следят за перемещением зеленых, синих предметов. В пасмурные дни более успешно прослеживают при перемещении желтые, оранжевые предметы. Э. Г. Пилюгина считает, что основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов - это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов[13]. В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств. Система эталонов включает основные цвета спектра. Она, также как и Л. А. Венгер, не рекомендует знакомить малышей с голубым цветом, так как одновременное введение синего и голубого цвета может существенно затруднить формирование четких
Информация о работе Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста