Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 18:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

2 шпоры.docx

— 120.46 Кб (Скачать файл)

1 . Общая характеристика  пед. д-ти.

 

Пед. д-ть – сложная многоуровневая комплексная д-ть педагога, направленная на формирование личности учащихся и их обучение в соответствии с нравственно- экономическими условием жизни общества, уровнем развития науки.

Цель – интеллектуальное и личностное развитие учащегося.

Предмет – организация учебной д-ти учащегося , направленного на освоение социо-культурного общества.

Средства – научные знания.

Способы передачи научного опыта: объяснения, совместная работа, практика, тренинг.

Формы передачи: классно-урочные, лекции, семинары, тренинги, зачеты, экзамены.

Продукт пед. д-ти- сформированный индивидуальный опыт.

Результат: развитие ученика (интеллектуальное).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  и сложности пед. д-ти.

 

1. Пед. д-ть. С другими людьми (Человек-человек);

2. Учащиеся находятся в развитии. От педагога требуется творческое мышление.

3. Обучение, воспитание осуществляется не только педагогом, но и другими.

4. Пед. д-ть. Несёт рефлексивный характер.

5. Динамический характер (постоянно меняется характер связи, условия, знания, ученики).

6. результаты практической д-ти. (развитие другого человека, профессиональный рост учителя, психолога).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Уровни продуктивности  педагогической деятельности.

 

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что  и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего:

целенаправленность; мотивированность; предметность.

Специфической характеристикой  педагогической деятельности является ее продуктивность.

Н.В. Кузьмина выделяет пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

           I уровень - (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

           II уровень - (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.

           III уровень - (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; среднепродуктивный.

           IV уровень - (высокий) системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом; продуктивный.

           V уровень - (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Структура педагогической  деятельности

 

Кондратьева отмечает все  компоненты свойств пед деятельности:

  1. Мотивы.
  2. Цели
  • Исходные пед цели
  • Конструктивные (более конкретные)
  • Оперативные (ставятся конкретно педагогом на занятиях)
  1. Планирование (определение путей достижения целей. Один из приемов деятельности и своей и других).
  1. Переработка информации.
  2. Оперативный образ (представление о том, каким он является в данный момент и каким будет).
  3. Принятие решения.

Компоненты Ломов:

  • Выявление проблем системы
  • Выдвижение гипотез
  • Оценка их вариантов
  • Выбор того варианта, который обеспечивает достижение результатов.
  1. Действие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Мотивация педагогической  деятельности

 

Система мотивов деятельности педагога называется педагогическая направленность.

 

Кондратьева и вербова соотносят мотивы пед деятельности с высшими человеческими потребностями (потребность в творчестве, в контактах, познании).

Аминов выделил мотивы власти:

  • Власть вознаграждение
  • Власть наказание
  • Нормативная власть
  • Власть эталона
  • Власть знатока
  • Информационная власть

Мотивация и центрация

Орлов выделил 7 основных центраций:

— эгоистическая (центрация на интересах своего «Я»);

 

— бюрократическая (центрация на интересах администрации, руководителей);

 

— конфликтная (центрация на интересах коллег);

 

— авторитетная (центрация на интересах, запросах родителей учащихся);

 

— познавательная (центрация на требованиях средств обучения и воспитания);

 

— альтруистическая (центрация на интересах (потребностях) учащихся);

 

— гуманистическая (центрация учителя на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей (администратора, коллег, родителей, учащихся))

 

В гуманистической психологии наиболее разработана гуманистическая центрация. Она как бы противостоит первым шести центрациям, отражающим реальность традиционного обучения. Изменение направленности этих центрации или «децентрация» учителя представляет собой одну из психокоррекционных задач современного образования в целом и школьного образования в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Функции педагогической  деятельности

 

Выделяют две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.

1. В целеполагающую группу входят следующие функции:

ориентационная;

развивающая;

мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);

информационная.

Эта группа функций соотносится  с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями  человека.

2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:

конструктивная;

организаторская;

коммуникативная;

гностическая.

Так, конструктивная функция обеспечивает:

а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;

б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;

в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторская функция реализуется через организацию:

а) информации в процессе сообщения ее учащимся;

б) различных видов деятельности учащихся;

в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.

Коммуникативная функция предполагает:

а) установление правильных взаимоотношений с учащимися;

б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.

Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:

а) содержания и способов воздействия на других людей;

б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;

в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Педагогическая направленность личности учителя

 

Кузьмина ввела понятие  «пед направленность».

Маркова тоже использовала это понятие:

Пед направленность – мотивация в профессии учителя, главное в которой действительная ориентация на развитие личности.

Митина:

Пед направленность – интеграционная характеристика труда учителя, в ней выражается стремление педагога к самореализации, росту, развитию в сфере пед деятельности.

Структура пед направленности:

  1. Направленность на ребенка и др людей (самореализация его индивидуальности)
  2. Направленность на себя, связана с потребностью самосовершенствования, самореализации.
  3. Направленность на предметную сторону профессии педагога.

Типы пед направленности:

  1. Истинно пед направленность
  2. Ложная пед направленность
  3. Формальная пед направленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Знания педагога

 

По Кузьминой:

  • Знание содержания деят-ти или предмета.
  • Знание правил осуществления деятельности (средства, формы, методы и т.д.)
  • Знание психологических особенностей овладения учащимися содержанием и методами уч. деят-ти.
  • Знание индивидуальных психологических особенностей учащихся.
  • Знание достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Педагогические  умения и их характеристика

 

Умения педагога по Кузьминой:

1 конструктивные (подбор заданий)

2 проектировочные

3 коммуникативные

4 организаторские

5 гностические (анализ своей д-ти).

Однако в наиболее полной мере умения учителя представлены А.К. Марковой.

1 умения увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогической задачи и решить её.

2 Умение отвечать на вопрос чему учить? Кого учить? Как учить?

3 Умение использовать психолого-педагогические знания. Умение строить планы своей пед. д-ти.

4 Приемы постановки коммуникативных задач, создание условий психологической безопасности и реализация  внутренних резервов партнера по общению.

5 приемы, способствующие высокому уровню общения.

6 Умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость в своей профессии и способного противостоять трудности.

7 Умение создавать перспективу своего проф. Развития, быть открытым к новому и переходить от уровня мастерства к творчеству, новаторскому уровню.

8 Умение определять динамику развития, уровень обучаемости и обученности.

9 Умение определять уровень воспитуемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Профессионально  важные качества педагога.

 

1. Нравственные качества

2. Коммуникативные

3. Волевые

4. Интеллектуальные

5. Эмоциональные.

Маркова: 1. Пед. эрудиция

2. пед. эмпатия

3. пед. импровизация

4. пед. наблюдательность

5. пед рефлексия.

Митина: Выделила более 50 личностных качеств педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Профессиональные деформации  личности педагога

Пед. деформации- изменения основных свойств личности и д-ти учителя.

Степень выраженности профессиональной деформации учителя определяется стажем работы, содержанием педагогической деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности.

Факторы развития профессиональных деформаций учителя:

- объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, учебно-пространственной средой;

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"