Экстремальные факторы труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Профессиональная деятельность работников ряда профессий протекает в уникальных условиях, связанных с опасностью для жизни (пожарные, спасатели, шахтеры, летчики), высокой психологической «ценой» принимаемых решений (управленцы, операторы систем вооружения), высоким темпом деятельности, монотонностью работы при длительном ожидании полезного сигнала (машинисты поездов), совмещением различных по цели действий в одной деятельности, переработкой больших объемов и потоков информации

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 91.88 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Профессиональная деятельность работников ряда профессий протекает в уникальных условиях, связанных с опасностью для жизни (пожарные, спасатели, шахтеры, летчики), высокой психологической «ценой» принимаемых решений (управленцы, операторы систем вооружения), высоким темпом деятельности, монотонностью работы при длительном ожидании полезного сигнала (машинисты поездов), совмещением различных по цели действий в одной деятельности, переработкой больших объемов и потоков информации. Предложены критерии отнесения труда к категории особых и экстремальных условий и определена их роль в психической регуляции деятельности. Кроме того, принято различать экстремальные условия и сверхэкстремальные. Сверхэкстремальные условия связаны с патологическими изменениями организма работника, с отказами, с полной невозможностью продолжать деятельность. Экстремальные условия деятельности предъявляют повышенные требования к работнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экстремальные факторы труда.

Все экстремальные факторы труда можно объединить в несколько групп.

1. Физические факторы рабочей среды: факторы пространства (барометрическое давление, газовый состав воздушной среды, температура, различные виды ионизирующей и неионизирующей радиации и др.); неблагоприятные микроклиматические условия (перегрузки, шумы, вибрация, высокие скорости и др.); факторы замкнутого объема (критерии отнесения работы к классу вредных представлены в приложении).

2.    Факторы, обусловленные сложными алгоритмами деятельности.

3.  Факторы, обусловленные высокой вероятностью и чрезвычайными последствиями аварийных ситуаций, которые представляют собой внезапное осложнение деятельности, требующее срочного вмешательства человека для принятия неотложных мер по недопущению перехода ситуации в критическую.

4. Факторы, связанные с  опасностью для жизни (пожарные, спасатели, шахтеры, милиционеры и  др.).

В литературе, помимо понятия «экстремальные условия деятельности», часто встречаются такие понятия, как «особые», «затрудненные», «необычные» и т.д. условия.

 

 Понятие «особые условия деятельности» справедливо для тех ситуаций, когда деятельность сопряжена с эпизодическим (т.е. непостоянным) действием экстремальных факторов (или с определенной вероятностью их возникновения), а экстремальные условия характеризуют деятельность при постоянном действии этих факторов.

Изучение деятельности в особых и экстремальных условиях направлено на решение следующих задач:

1) установление предельно допустимых характеристик экстремальных факторов, начиная с которых представляется угроза эффективному осуществлению деятельности;

2)     оценку (измерение) функциональных состояний работника, показателей качества деятельности. При этом рассматриваются изменения характеристик психических функций и состояний, работоспособности, эффективности деятельности и т.д.

3)     установление факторов, от которых зависит успешность деятельности в экстремальных условиях;

4)     разработку средств защиты от экстремальных факторов рабочей среды, нормирование продолжительности деятельности подобного рода.

Деятельность человека в особых и экстремальных условиях является причиной формирования неблагоприятных психофизиологических состояний (см. гл. 10). А.Б.Леонова и В.И.Медведев считают, что экстремальными являются такие условия или факторы, воздействие которых приводит к состоянию динамического рассогласования. Состояние динамического рассогласования характеризуется нарушением адекватности физиологических и поведенческих реакций. Л. Г. Дикая и Л.П.Гримак подчеркивают важное значение регуляции состояния человека-оператора в экстремальных условиях, в которых «не сформировались необходимые функциональные состояния и требуется время для их адаптации и реорганизации». В частности, экстремальные и особые условия деятельности приводят к возникновению психической напряженности, у которой выделяют три вида: оптимальную, экстремальную, сверхэкстремальную. При этом экстремальная напряженность связана с условиями, требующими мобилизации «буферных» резервов организма, а сверхэкстремальная возникает при обстоятельствах, требующих «аварийных» резервов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий адаптационный синдром.

Приступая к рассмотрению материала, касающегося проблем адаптации, необходимо помнить, что начало любой деятельности, а не только протекающей в экстремальных условиях, является для работника сложным и ответственным этапом. На нем происходят существенные изменения функционирования организма, затрагивающие различные психофизиологические системы, трансформирующие многие жизненные стереотипы. Весь комплекс изменений такого рода называется адаптацией.

Понятие «адаптация» (от лат. adaptatio — приспособление) в настоящее время используется в биологии, философии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике и др. Первоначально оно означало приспособление функций организма животных к условиям окружающей среды. Человек как часть животного мира также обладает приспособительными функциями, которые запрограммированы в генетическом коде как фактор самосохранения. Многие из этих функций реализуются автоматически, без участия сознательных уровней регуляции поведения. В этом случае говорят о поддержании гомеостаза (постоянства внутренней среды организма).

Адаптация — одно из ключевых понятий комплекса наук о человеке, ибо именно адаптация обеспечивает возможность существования человека в постоянно меняющихся условиях окружающей среды через гармоничное приспособление организма индивида, опосредованное социальными процессами. Понятие адаптации связано с представлениями о постоянстве внутренней среды организма, сформулированными американским физиологом У. Кэнноном. Человек является сложнейшей, многоуровневой, иерархически организованной системой, включающей, например, молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный, индивидуально-личностный и другие структурные уровни. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм — среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Адаптация, как правило, приводит к перестройке всех уровней организации человека. Это предполагает выделение соответствующих типов адаптации, отражающих изменения, происходящие на определенном структурном уровне. Вот почему целесообразно рассмотрение комплекса изменений, происходящих на уровне психофизиологической организации человека (физиологическая и психологическая адаптация), а также на уровне функционирования индивида в социуме (социально-психологическая адаптация), и кроме того, в качестве самостоятельного вида — профессиональной адаптации.

Профессиональная деятельность в экстремальных ситуациях является для человека фактором, нарушающим процессы привычного функционирования, а это требует соответствующей перестройки организма при определенном напряжении адаптационных резервов. А. К. Маркова считает адаптацию одной из характеристик мотивационной сферы профессиональной деятельности. По ее мнению,профессиональная адаптация — это приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность — производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе). Профессиональная адаптация — важный этап профессионального становления работника (см. гл. 6). От профессиональной адаптации надо отличать социально-психологическую адаптацию как приспособление личности к условиям социальной сферы в широком понимании.

В целом человек адаптируется как целостная структура: как организм {физиологическая адаптация), как индивид (психологическая адаптация), как личность (социальная адаптация), как субъект труда (профессиональная адаптация).

Комплекс изменений в ответ на неблагоприятное воздействие Г. Селье назвал общим адаптационным синдромом (ОАС), а само состояние человека — стрессом. Этот термин за последние десятилетия приобрел настолько широкую популярность, что потребовались специальные работы, определяющие рамки данного понятия и предлагающие специальные классификации различных видов стресса.

Основное внимание Г. Селье и его последователи уделяли биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Наиболее часто встречается понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов. В функциональном и морфологическом отношении стресс выражается общим адаптационным синдромом (ОАС) — совокупностью адаптационных реакций организма человека и животных, носящих защитный, приспособительный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия — стрессоры.

ОАС имеет определенные и хорошо известные стадии:

 1) реакция тревоги;

2) стадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма к новым условиям;

3) стадия истощения, в  которой выявляется несостоятельность  защитных механизмов и нарастает  нарушение согласованности жизненных функций. Третья стадия развивается в случае неэффективности адаптационных механизмов.

Под стрессорами принято понимать неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. К их числу относят сильные физические и психические травмы, большие мышечные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры и др. Фактически любой фактор при превышении определенных порогов интенсивности превращается в стрессогенный. Продолжая дальнейшие исследования биохимических и физиологических аспектов проблемы стресса, Г. Селье подошел к изучению еще одной стороны стресса — психологической. Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный» стресс. В содержание этого термина включают и первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критических психических воздействиях, и эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции при стрессе, и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Популяризация понятия «стресс» в биологии и медицине и прямое перенесение его физиологического значения в психологию привели к смешению психофизиологического и физиологического подходов к его изучению.

Р. Лазарус, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем (как правило, физическим — холод, тепло), и психологический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает воздействующую ситуацию как угрожающую, трудную. Он ввел понятие «когнитивное оценивание», которое распространяется как на сам стрессогенный фактор (оценивается степень его угрозы благополучию субъекта), так и на способности индивида противостоять его разрушительному воздействию. В последние годы специалисты отмечают условность полного разделения физиологического стресса и стресса психологического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Термины «психологический стресс» и «эмоциональный» часто используются как равнозначные, поскольку основной причиной психического (психологического) стресса является эмоциональное возбуждение (Л.А. Китаев-Смык, А. Б.Леонова и др.). В последнее время в особую группу выделен информационный стресс, который развивается при недостатках информационного обеспечения деятельности человека-оператора (В.А.Бодров).

Это состояние имеет множество отрицательных последствий для человека (рис. 1).

 

 

 
 


 

 
Рис.1.

Социальные, психологические и медицинские последствия стресса.

Развитие психического стресса напрямую связано с формированием дезадаптивных проявлений (расстройств адаптации), которые выступают результатом взаимодействия двух групп факторов — внутренних (индивидуально-психологических) и внешних (ситуационных). Экстремальные воздействия на человека приводят к сложной перестройке всех функциональных систем, ответственных за организацию целостного поведенческого ответа.

 

 

 

 

 

 

Уровни адаптации.

Как уже упоминалось, адаптация — сложный процесс, затрагивающий все уровни функционирования организма — физиологический, психологический, социально-психологический, в том числе профессиональный. Поэтому важно понимать, какие изменения происходят на каждом из этих уровней.

На физиологическом уровне наблюдается напряжение функциональных компенсаторных систем, направленных на обеспечение адекватного реагирования в экстремальных условиях. На этом уровне функционируют механизмы нейро-гуморальной регуляции (напряжение симпато-адреналовой системы, выделение гормонов коры надпочечников, нейромедиаторов мозговых структур — гистамина, дофамина, ацетилхолина и др.), а также происходит включение отдельных органов и систем в стресс-реакции (сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и т.д.).

На психологическом уровне отмечаются изменение, перестройка психики индивида, процесс выработки новых динамических стереотипов, под которыми понимают устойчивую систему временных нервных связей (условных рефлексов), обеспечивающую определенную интенсивность и последовательность реакций организма и психики на изменение внешних и внутренних воздействий. Выделяют положительные и отрицательные реакции психологической адаптации.

Положительные реакции представляют конструктивные решения, преодоление препятствия, мешающего достижению цели. Эффект достигается путем усиления стремления, направленного на разрешение проблемы. Отрицательные реакции фрустрации могут вызвать разные формы неконструктивного поведения. К ним относится агрессия, регрессия, фиксация, отказ, негативизм, репрессия (Ф.Б. Березин, В.А.Бодров).

Агрессия  направлена на другое лицо или объект. Формы агрессии могут быть физическими и вербальными. Иногда агрессия носит скрытый характер, также она может быть направлена на заместительные объекты, а не на само препятствие. Агрессия, переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях. Агрессия обычно не приводит к достижению цели, и поэтому она не является конструктивной формой поведения.

Информация о работе Экстремальные факторы труда