Эмоциональный профессиональный стресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть понятие эмоционального профессионального стресса, его механизм воздействия на человека, методы предупреждения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, причины и источники возникновения профессионального стресса;
рассмотреть синдром эмоционального выгорания;
определить методы лечения и профилактики синдрома выгорания;
предложить рекомендации по эмоциональному профессиональному стрессу.

Содержание

Введение 3
1.Общая характеристика профессионального стресса 5
1.1.Понятие и виды профессионального стресса 5
1.2. Причины профессионального стресса 7
2.Эмоциональный стресс как вид профессионального стресса 9
2.1. Синдром эмоционального выгорания 9
2.2. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания 17
2.3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания 19
3.Рекомендации по борьбе с эмоциональными профессиональными стрессами 24
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 1 30

Вложенные файлы: 1 файл

эмоц. профессион. стресс.docx

— 58.14 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

1.Общая характеристика профессионального стресса 5

1.1.Понятие и виды профессионального стресса 5

1.2. Причины профессионального стресса 7

2.Эмоциональный стресс как вид профессионального стресса 9

2.1. Синдром эмоционального выгорания 9

2.2. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания 17

2.3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания 19

3.Рекомендации по борьбе с эмоциональными профессиональными стрессами 24

Заключение 26

Список литературы 28

Приложение 1 30

 

 

 

Введение

 

Являясь одновременно самостоятельным  физиологическим, психическим и  социальным явлением, стресс по своей  сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это  состояние характеризуется повышенной физиологической и психической  активностью. При этом одной из главных  характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При  благоприятных условиях это состояние  может трансформироваться в оптимальное  состояние, а при неблагоприятных  условиях — в состояние нервно-эмоциональной  напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности  функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Профессиональные задачи и профессиональная среда в целом являются теми ключевыми образованиями, во взаимосвязи с которыми рассматривается развитие стресса в профессиональной деятельности.

Особенностью эмоционального профессионального стресса является сочетание неблагоприятных факторов трудовой нагрузки (умственной, зрительной, физической) с организационными.

Проблема эмоционального профессионального стресса, возникающего в процессе трудовой деятельности, приобретает все большую актуальность в связи с напряженным ритмом жизни, возросшей конкуренцией среди профессионалов, воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, повышенными требованиями к качеству жизни и условиям труда. Внимание к эмоциональному профессиональному стрессу объясняется его непосредственной связью с ведущими требованиями современной жизни.

Цель курсовой работы –  раскрыть понятие эмоционального профессионального  стресса, его механизм воздействия  на человека, методы предупреждения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие, причины  и источники возникновения профессионального  стресса;

рассмотреть синдром эмоционального выгорания;

определить методы лечения  и профилактики синдрома выгорания;

предложить рекомендации по эмоциональному профессиональному  стрессу.

 

1.Общая характеристика  профессионального стресса

1.1.Понятие и виды  профессионального стресса

 

Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в  трудовой деятельности человека.

Специфика понятия «профессиональный  стресс» заключается в том, что  оно отражает особенности стрессового  состояния (в его причинах, проявлениях  и последствиях), которое возникает  при осуществлении различных  видов профессиональной деятельности. Важным при этом оказывается не только изучение организационных форм и  условий осуществления деятельности на конкретных трудовых постах, но и  анализ характерных особенностей проявлений стресса в зависимости от содержательной специфики профессии. Поэтому профессиональные задачи и профессиональная среда  в целом являются теми ключевыми  образованиями, во взаимосвязи с  которыми рассматривается развитие стресса в профессиональной деятельности.

Можно выделить следующие виды профессионального стресса1:

  • информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров;
  • эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией;
  • коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чем-либо, незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т. п.

Особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь — несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям человека.

Также стресс может быть  вызван страхом сделать ошибку. Страх ошибки связан с двумя моментами:

1) слишком сильная внутренняя  установка только на успех

2) запреты или карательные  санкции в случае ошибки.

Страх ошибки часто «блокирует»  творческие способности человека. Человек  постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. В  итоге постепенно человек начинает вообще «бояться жить».

Достаточно распространенным является профессиональный стресс конкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек видит своих «конкурентов». «Человек, отдающий себя конкурентной гонке», начинает жить «не своей жизнью»: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил. Проблема таких людей в том, что они имеют только одну цель — карьеру, успех в конкуренции. «Ловушка конкуренции» выражается в том, что многие не отдают себе отчета, ради чего вообще эта конкуренция, что их ждет там, на «вершине» (часто это разочарование, зависть и одиночество).

Отдельно выделяется профессиональный стресс успеха. Как ни странно, интенсивный стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха. Нередко после крупного достижения наступает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось.

Особую тему представляет проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что очень часто крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, а еще большие проблемы (вред). Формула «Все зло от больших денег» действительно срабатывает, но если они приходят неожиданно и, главное, незаслуженно. Люди, привыкшие к большим деньгам, постепенно привыкают и к тому, что «все продается и покупается», но это основа личностной деградации. Проблемы для богатого начинаются тогда, когда оказывается, что не все можно купить за деньги (например, нельзя купить любовь, если это действительно настоящая любовь). И тогда богатый человек, опасаясь неудач с такими «покупками», сам стремится оградить себя от настоящих чувств и подлинных человеческих отношений, что еще больше усугубляет его личностную деградацию.

1.2. Причины профессионального стресса

 

Причины развития профессионального  стресса подразделяются на непосредственные и главные2. Непосредственной причиной можно считать событие, прямым следствием которого оказывается развитие психической напряженности и стресса, например сложность или опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для здоровья и жизни, дефицит времени, конфликт с руководством и др. Чаще всего непосредственные причины стресса бывают связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности.

Главной причиной возникновения  стресса выступают индивидуальные особенности субъекта труда, которые могут быть разными, но условно можно разделить их на несколько групп:

  • Физические причины. К ним относятся шум, вибрация, загрязненная атмосфера и т.п. С этими причинами стресса чаще сталкиваются, к примеру, рабочие, но физические факторы нельзя полностью исключать ни в одном случае — даже громко работающее радио может стать причиной стресса.
  • Физиологические причины. К таким причинам относят неудобный график работы (к примеру, работа посменно), отсутствие нормального режима питания на работе. На подобные «издевательства» организм реагирует стрессом. И если начать нормально питаться на работе вполне реально, то с работы с неудобным графиком, возможно, придется уволиться.
  • Социально-психологические причины. Среди этих причин — напряженные отношения с коллективом, конфликты, моббинг, недогрузка или перегрузка работников, высокая ответственность, нехватка времени, отсутствие четкого распределения ролей и обязанностей.
  • Структурно-организационные причины. Эти причины вызывают так называемый организационный профессиональный стресс. К ним относят слишком высокий темп работы и слишком жесткие сроки ее выполнения, монотонность работы и невозможность как-то повлиять на порядок выполнения заданий.

 

 

2.Эмоциональный стресс как вид  профессионального стресса

2.1. Синдром эмоционального  выгорания

 

Проблема профессионального  стресса особенно остро заявила  о себе в настоящее время. Несомненно и очевидно, что в современном постиндустриальном обществе меняется отношение людей к работе: работающие теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места, материального благополучия, обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и одновременно глобализации со смежными отраслями, быстро меняются запросы рынка труда.

Человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать  накопившуюся энергию (вызванную физиологическим  механизмом стресса), и тогда эта  энергия начинает разрушать самого человека. В итоге вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы  дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях3.

Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, связанное  со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, синдром эмоционального выгорания, психосоматические расстройства, зависимость от психоактивных веществ (включая алкоголь, транквилизаторы и прочие психоактивные вещества). Так, по нашим данным, на употребление алкоголя указывают 81,39 % опрошенных врачей, 85,89 % средних медицинских работников, 79,75 % студентов-медиков (при этом 33,27 % студентов употребляют слабоалкогольные напитки (пиво, алкогольные коктейли) более 1 раза в неделю4.

Синдром эмоционального выгорания («синдром психического выгорания», «информационный  невроз», «синдром менеджера») — представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического  утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе, при  этом его развитие характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские  работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов, сотрудники МЧС).

Первые работы по этой проблеме появились в 70-е годы в США. Американский психолог и психиатр Х. Френденбергер (H. Frendenberger), работавший в альтернативной службе медицинской помощи, в 1974 году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности) и назвал его запоминающейся метафорой — burnout (выгорание).

Социальный психолог Кристина Маслач (К. Maslac, 1976 г.) определила синдром эмоционального выгорания как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Позднее К. Кондо (Condo С.) определяет burnout как «состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений». Р.Кочюнас дает определение «синдрому сгорания» как «сложному психофизиологическому феномену, сопровождающемуся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки».

Эмоциональное выгорание — «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия»5. Профессиональное выгорание он отличает от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами — свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.

Основной причиной синдрома эмоционального выгорания считается  психологическое, душевное переутомление. К профессиональным факторам риска  относят прежде всего «помогающие», альтруистические профессии — прежде всего врачей, особенно оказывающих психиатрическую, ургентную или паллиативную помощь (онкологи, врачи хосписов), работающих с тяжелыми, агрессивными или суицидальными больными, пациентами с наркотической или алкогольной зависимостью, учителей, психологов, священнослужителей, социальных работников, пожарных и спасателей, сотрудников правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы. Среди медицинских работников наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания оказываются прежде те специалисты, которых в наибольшей степени отличают такие личностные качества, как повышенное чувство ответственности, готовность всегда прийти на помощь больному, стремление быть нужным, желание оказать психологическую поддержку, высокая степень нравственного долга перед пациентом и желание соответствовать определенным этикодеонтологическим требованиям, переживания по поводу своей профессиональной компетентности и др6.

Информация о работе Эмоциональный профессиональный стресс