Эмпирические методы исследования психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

Методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией – представление в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем и т.д.
Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. Основными методами эмпирического исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент.
Цель данной работы: Рассмотреть классификацию методов психологического исследования, проанализировать место эмпирических методов в психологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Современные классификации методов психологического исследования.
1.1.Особенности классификации Г.Д. Пирьова ………………………………..4
1.2. Критическая классификация Б.Г. Ананьева………………………………..6
1.3. Другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования……………………………………………………………………...8
2. Основные эмпирические методы в психологии и их особенности……..9
2.1. Наблюдение…………………………………………………………………...9
2.2. Эксперимент………………………………………………………………….12
2.3. Другие виды эмпирических методов………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………….......16
Список используемой литературы……………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Эмпирические методы в психологии.docx

— 41.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Общая психология»

на тему: «Эмпирические методы исследования психологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Выполнила:

                                                                Проверила:

 

 

 

 

 

 

2012 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….….3

  1. Современные классификации методов психологического исследования.

1.1.Особенности классификации  Г.Д. Пирьова ………………………………..4

1.2. Критическая классификация  Б.Г. Ананьева………………………………..6

1.3. Другие подходы к  описанию и классификации методов  психологического исследования……………………………………………………………………...8

2. Основные эмпирические методы в психологии и их особенности……..9

2.1. Наблюдение…………………………………………………………………...9

2.2. Эксперимент………………………………………………………………….12

2.3. Другие виды эмпирических  методов………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………….......16

Список используемой литературы……………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Психология изучает сложные  и многообразные, трудные для  понимания феномены. Поэтому на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели от степени совершенства, применяемых методов исследования.

По определения С.В. Рубинштейна  методы есть «пути познания, – это способы, посредством которых познается предмет науки». Психология, как и любая другая наука, пользуется целой системой различных методов. В своих исследованиях психологи используют методы, интегрированные из других наук – философии, социологии, математики, физики, информатики и ряда других наук.

В психологической науке  существует огромное множество классификаций  довольно известных и признанных авторов, таких как Г.Д. Пирьов, Б.Г.Ананьев, М.С. Роговин и Г.В. Залевский и других исследователей.

Методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией – представление в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем и т.д.

Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. Основными методами эмпирического исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент.

 

Цель данной работы: Рассмотреть классификацию методов психологического исследования, проанализировать место эмпирических методов в психологии.

 

 

 

 

 

Глава 1.  Современные классификации методов психологического исследования.

 

 

1.1.Особенности классификации Г.Д. Пирьова.

В науке  существуют всеобщие методы исследования. Они используются во многих науках, это такие методы как наблюдение, методы анализа и синтеза, дифференциации и обобщения, индукции и дедукции. Также существуют группы специфичных методов, характерных для данной науки.

В психологии особое место уделяется классификации  Генчо Дмитриева Пирьова, получившей распространение в России благодаря Б.Г. Ананьеву.                       Г. Пирьов, предложил разделить методы на:

1. собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.),

2. методические приемы,

3. методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.). Каждый из них подразделяется на ряд других:

1. Метод наблюдения:

1.1. Объективное  наблюдение.

а) непосредственное наблюдение, т.е. индивидуальное наблюдение за испытуемым в процессе его жизненной активности или за группой людей;

б) опосредованное наблюдение включает различные анкетные методики, наиболее признанная методика – анализ продуктов деятельности человека.

1.2. Субъективное  наблюдение (самонаблюдение).

а)  непосредственное – словесный отчет человека;

б)  опосредованное – изучение дневников, писем, фотографий данного человека, его воспоминаний.

2. Метод эксперимента:

2.1. Лабораторный  эксперимент.

а) классический;

б) психометрия.

2.2. Естественный  эксперимент. Проводится в условиях  трудовой деятельности, учения, жизни.

2.3. Психолого-педагогический  эксперимент. Появился на базе  разработанного А.Ф. Лазурским  метода естественного эксперимента. Этот метод призван улучшить  обучение школьников, и делится  на констатирующий и формирующий.

3. Метод моделирования.  Данный метод может включать  физическое, математическое, имитационное  и другие виды моделирования.

4. Метод психологической характеристики. Это синтетический метод исследования, который опирается на результаты исследования и эксперимента (особенности мышления, памяти, оценки, самооценки объективной реальности и себя, речи, эмоциональный статус).

5. Вспомогательные  методы (неспецифические для психологии):

а) физиологические, фармакологические, биохимические  и другие методы;

б) математические;

в) графические.

6. Специфические  методы (специфические для психологии):

а) генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя  фазы, стадии, критические моменты  становления психических новообразований (онтологические и филогенетические аспекты);

б) метод  сравнительного исследования. Этот метод  представляет собой сопоставление  отдельных особенностей с целью  выявления динамики изучаемого психического процесса;

в) патопсихологический метод (исследования патологических отклонений психики от принятых норм).

Классификация Г.Д. Пирьова является образцом классической классификации, в которой критерий произвольно выбирается автором, но при всей кажущейся произвольности достаточно строго следует сложившимся традициям.

 

 

1.2. Критическая классификация  Б.Г. Ананьева.

 

 

Классификация психологических методов, предложенная Б. Г. Ананьевым, является наиболее успешной и широко признанной.

В своей  классификации Б.Г. Ананьев рассматривал методы психологии взаимосвязано с  этапами научного исследования, поэтому  их он рассматривает как классификацию  этих этапов. По Б.Г. Ананьеву психолог на различных этапах исследования пользуется различными группами методов.

Автор подверг критике классификацию Г.Д. Пирьова, предложив другую. Все методы он разделил на:

1. Организационная  группа, которая включает сравнительный,  лонгитюдный и комплексный методы.

Лонгитюдный метод предполагает многократное обследование одних и те же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.

Комплексный метод включает в себя одновременно эти два метода.

2. Эмпирический  способ добывания данных:

2.1. Наблюдение  и самонаблюдение.

2.2. Экспериментальные  методы:

а) полевой  эксперимент;

б) лабораторный эксперимент;

в) неестественный эксперимент;

г) естественный эксперимент;

д) формирующий  или психолого-педагогический эксперимент.

2.3. Психодиагностические  методы:

а) стандартизированные  и проективные (формализованные  личностные тесты) тестовые методики;

б) анкеты;

в) вопросники;

г) социометрия;

д) интервью;

е) беседа.

2.4. Приемы  анализа процессов и продуктов  деятельности. Этот метод включает  праксиометрические методы (циклография, профессиография, оценка изделий и выполненных работ).

2.5. Метод  моделирования.

2.6. Биографический  метод. Выбор конкретного эмпирического  метода зависит от того, какой  организационный метод выбран исследователем.

3. Методы  и приемы обработки эмпирических  данных:

а) методы математической статистики;

б) качественная характеристика количественного материала.

4. Интерпретационные  методы, объясняющие результаты, полученные  в данном случае с точки  зрения исходных гипотез и  посылок, которые служили основой  для проведения исследования. Этот  метод представляет различные  варианты генетического и структурного  методов.

Классификации Б.Г. Ананьева, прежде всего, рассматривает весь процесс организации и проведения психологического исследования – от постановки проблемы до ее решения. На каждом этапе этого процесса производится классификация методов, соответствующих этому этапу. Классификация методов на каждом этапе отвечает традиционным критериям классификации, подобных критерию, выбранному Г.Д. Пирьовым.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Другие подходы к  описанию и классификации методов  психологического исследования.

 

 

В работах  М.С. Роговина и Г.В. Залевского рассматриваются вышеприведенные классификации, и предлагается своя. Согласно точке зрения этих авторов, метод – это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. Они выделяют шесть основных методов исследования:

1. Герменевтический  – нерасчлененное состояние науки,  субъект и объект непротивопоставленны, мысленная операция и метод науки тождественны.

2. Биографический – выделение целостного объекта познания в науке о психике.

3. Наблюдение  – дифференциация объекта и  субъекта познания.

4. Самонаблюдение  – превращение субъекта в объект  на основе предшествующей дифференциации.

5. Клинический – задача переходит от внешне наблюдаемого к внутренним механизмам.

6. Эксперимент  как активное противостояние  субъекта познания объекта, при  котором учитывается роль субъекта  в процессе познания.

Основным  критерием данной классификации  является взаимоотношение субъекта и объекта исследования. Из этой закономерности выпадает клинический  метод, который по взаимоотношению  субъекта и объекта исследования (дифференциации субъекта и объекта) относится к наблюдению.

Рассмотрим  еще одну классификацию, разработанная С.Л. Рубинштейном. В своей работе «Основы общей психологии» он выделил два главных психологических методов: наблюдение и эксперимент. Наблюдение он разделил на внешнее и внутреннее (самонаблюдение), эксперимент – на лабораторный, естественный и психолого-педагогический, добавив к этому еще и вспомогательный метод – физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов).

Также, он выделил – приемы изучения продуктов деятельности, беседу и анкету.

Кроме приведенных  выше классификаций существуют так  же и другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования. При этом чаще всего  исследователи отождествляют между  собой эмпирические методы психологического исследования и психологические  методы в целом, а это в свою очередь затрудняет определение  специфики тех и других.

Таким образом, можно отметить, что существует значительное количество психологических классификаций методов, большинство из них касается эмпирических методов. Рассмотрим их подробнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные эмпирические методы в психологии и их особенности.

 

 

2.1. Наблюдение 

Наблюдение — научный  метод исследования, предполагающий переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности.

Наблюдение является основным, наиболее распространенным эмпирическим методом целенаправленного систематического изучения человека в психологии. Некоторые  исследователи не относят метод  наблюдения к самостоятельному эмпирическому  методу исследования. Например, такие  исследователи как Поль Фресс и Клод Бернар, они не видели существенных различий между наблюдением и экспериментом. Однако Т.В. Корнилов убежден, что с точки зрения структуры или общих принципов организации исследования психологическое наблюдение как метод противопоставляется эксперименту. Его позиция основана на двух точках: пассивность наблюдателя как регистратора психических данных; непосредственность характера представленности данных.

Необходимые условия: четкий план наблюдения, фиксация результатов  наблюдения, построение гипотезы, объясняющей  наблюдаемые явления, и проверка правильности гипотезы в последующих  наблюдениях.

Информация о работе Эмпирические методы исследования психологии