Этические и профессиональные принципы деятельности практического психолога.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 04:15, контрольная работа

Краткое описание

Одной из важнейших задач правовой науки является изучение эффективности правовых предписаний, норм, что предполагает рассмотрение социального механизма действия права. Анализ современных публикаций, так или иначе освещающих проблематику профессиональной подготовки психологов-практиков, показывает, что ведущими темами в них выступают две в равной степени взаимосвязанные и взаимонезависимые проблемы: этическая и психотехническая. Подобное положение вещей легко объяснимо спецификой самого содержания деятельности психолога-практика.

Содержание

Введение
1. Социально-правовые и профессионально-этические нормы деятельности практических психологов
2. Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда
3. Основные этические принципы деятельности психолога
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

практическая психология.docx

— 35.81 Кб (Скачать файл)

            Содержание

Введение                                                                                                      3

1. Социально-правовые и профессионально-этические нормы деятельности практических психологов                                                            4

2. Профессиональная компетентность  психолога как интегративная  характеристика его труда                                                                                    7

3. Основные этические  принципы деятельности психолога                10

Заключение                                                                                               17

Список литературы                                                                                  18

 

 

 

 

Введение

Одной из важнейших задач правовой науки является изучение эффективности правовых предписаний, норм, что предполагает рассмотрение социального механизма действия права. Анализ современных публикаций, так или иначе освещающих проблематику профессиональной подготовки психологов-практиков, показывает, что ведущими темами в них выступают две в равной степени взаимосвязанные и взаимонезависимые проблемы: этическая и психотехническая. Подобное положение вещей легко объяснимо спецификой самого содержания деятельности психолога-практика. Каждый человек со своими переживаниями в конкретной житейской ситуации, пусть даже типичной, единичен и уникален и, в отличие от экспериментальных условий, не защищен. Ни клиент, ни психолог-практик не могут остановить поток жизни, изменить ситуацию или, на худой случай, просто констатировать ее безвыходность, как, скажем, исследователь прерывает эксперимент, констатируя его безрезультатность, или меняет его условия. Всякое неквалифицированное использование инструментария психодиагностики, психологического развития, психокоррекции и психологического консультирования может нанести непоправимый вред жизни и деятельности конкретного человека или коллектива, дискредитировать саму психологическую службу. В этих целях важно руководствоваться рядом правил, которые выступают социально-правовыми и профессионально-этическими нормами деятельности практических психологов.

 

 

1Социально-правовые и профессионально-этические нормы   деятельности практических психологов

«Кодекс чести» (профессиональная этика, деонтология психологов практиков) требует разработки общих правил и принципов поведения, оценки профессионального соответствия, а также соблюдения определенных этических норм, направленных, прежде всего, на защиту интересов личности клиента. Он включает в себя множество нравственных вопросов, возникающих в нестандартных и вместе с тем обычных в работе практического психолога ситуациях: как распоряжаться личностной информацией при работе с членами одной семьи (супругами, родителями и детьми), при решении конфликтов в производственном коллективе; насколько позволительно делиться собственными взглядами и ценностями, чтобы не допустить навязывания их клиенту или отчуждения клиента; как определить границы принятия мировоззрения клиента и пределы отказа от собственных ценностей без ущерба для собственного "Я".

Во-первых, вся работа практического психолога должна иметь четкую целевую ориентацию. Важно хорошо представлять особенности объекта, время и условия работы. Все это поможет лучше организовать проводимые мероприятия, согласовать их с реальными задачами или жизненными потребностями. Здесь не следует допускать поспешности в проведении диагностических мероприятий, в формулировании выводов и рекомендаций. Результаты только в том случае будут близки к истине, если они получены вследствие комплексного, всестороннего анализа.

Методики, которыми психолог не овладел в достаточной мере, по которым чувствует слабость подготовки, использовать нецелесообразно. Особо осторожно следует подходить к практическому применению психотерапевтических методов воздействия. Главным правилом работы психолога должен стать принцип «Не навреди!». В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.

Во-вторых, вся исследовательская деятельность практического психолога должна носить прикладной характер и быть органически связанной с процессами жизни и деятельности своего клиента. Здесь следует проявлять в высшей степени корректность. Прежде всего, не допускать грубости, неуважительного отношения к человеку, укладу коллективной психологии как в повседневных отношениях, так и при проведении психологической работы. Необходимо добиваться доверительного и доброжелательного взаимоотношения с любым клиентом. При этом корректность должна соблюдаться и в использовании психологического инструментария. Полученная информация не может быть использована ни в корыстных целях, ни для злоупотребления служебным положением кем бы то ни было, ни в каких - либо иных целях, наносящих вред человеку, коллективу, интересам дела. Следует всегда помнить, что информация, которой владеет психолог, - это оружие особого характера.

В-третьих, охватывать психологическим влиянием весь уклад труда и жизни, добиваться компетентной реализации своих должностных функций. При этом тесно взаимодействовать со всеми административными институтами и общественностью. Оперативно доводить полученную информацию до тех субъектов, которые способны оказать позитивное влияние на решение проблемы. Важно также дать конкретные предложения по ее использованию и мерах, которые необходимо предпринять. Своевременность в работе психолога - важное условие ее результативности.

В-четвертых, постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность, пополнять арсенал средств и методов работы, добиваясь овладения современными психотехнологиями. Профессионализм практического психолога - основа успешности его труда. Таким образом, труд практического психолога, являясь особым видом труда в современном обществе, содержит как общие, так и специфические признаки. Все они объединены единой социальной целью, которая должна достигаться при оптимальной активизации ресурса социального субъекта.

Специфические психологические особенности (качества) выражают сформированность всех компонентов психики профессионала: психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему осуществлять избранную деятельность. Их специфический характер определяется как природными особенностями психолога, так и характером труда, спецификой объекта. Одним из обязательных условий деятельности психолога-профессионала является соблюдение определенных этических норм, направленных, прежде всего, на защиту интересов личности клиента.

 

 

2. Профессиональная  компетентность психолога как интегративная характеристика его труда

Успешность реализации деятельностного подхода в труде практического психолога основывается на достаточно прочной профессиональной основе. Профессионализм новой категории специалистов предстает как феномен, обусловленный действием общих, особенных и единичных закономерностей проявления целенаправленной творческой активности психолога в конкретной сфере труда образовательной, управленческой, производственной, коммерческой.

Наблюдая за политиком, руководителем, бизнесменом и просто человеком, вступившим в XXI век, осознаешь потребность каждого из них в помощи профессионального компетентного психолога.

Профессионализм в этой сфере деятельности открывает каналы для проникновения в глубинную природу отдельно взятого субъекта труда и жизни, всевозможных связей и отношений в коллективах и общесоциальных объединениях. На этой основе обеспечивается выявление и использование эффективных средств влияния на морфологическом, психофизиологическом, психическом, социально-психологическом и социальном уровнях. Таким образом, профессионализм практического психолога можно назвать стержневым компонентом избранного им вида деятельности.

Понятие «профессионализм практического психолога» обусловлено реальными детерминантами и индивидуальными особенностями конкретного человека, включенного в совокупность всех взаимосвязей.

Важно отметить, что любую деятельность, в том числе и деятельность практического психолога, обусловливает ее цель. В данном случае цель - это вполне определенное представление о возможном результате выполняемой деятельности. Если учесть характер реальных условий, то перед практическим психологом возникает целый ряд проблем и задач, которые необходимо решить для получения конкретного результата.

Чтобы пройти дистанцию от представления о результате (цели) до его реального воплощения (продукта деятельности), необходимо выполнить вполне определенные действия, которые в соответствии с отведенной ролью принято называть функциями. Эти функции выполняет конкретный человек, выступающий субъектом (активным действующим лицом) деятельности.

  Вполне очевидно, что способность практического психолога эффективно выполнять свои функции зависит от определенных его качеств. Все они во взаимосвязи характеризуются общим понятием профессиональная компетентность, или профессионализм.

Профессиональная позиция практического психолога выступает совокупным детерминантом его активности. Кроме того, она может служить мерой конгруэнтности в выполняемой профессиональной деятельности. Если в основу общей ориентации психолога положены социально значимые ценности, а сфера избранной деятельности признана и принята им в качестве жизненно важного приоритета, и если практические действия являются воплощением современной профессиональной культуры, лучших традиций и продуктивных инноваций современной психологии, то в такой позиции фокусируются основные интересы психолога и социально значимые интересы общества и клиента. Такая позиция может считаться оптимальной. Она способна стимулировать наивысшую продуктивность профессиональной деятельности практического психолога.

Знание практическим психологом общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональной деятельности, ее структуры, содержания и практики является необходимой предпосылкой ее успешного осуществления. Перечень вопросов, в которых должен быть компетентен психолог, включает также знания о собственных индивидуальных особенностях, способностях, возможностях, сильных и слабых сторонах. Не обойтись ему и без знаний о способах компенсации собственных недостатков.

Итак, профессиональная компетентность характеризуется сформированностью у практического психолога единого комплекса знаний, навыков, умений, психологических особенностей (качеств) и профессиональных позиций. Здесь знания, навыки и умения можно представить как ролевые характеристики профессиональной компетентности психолога. Все остальные компоненты предстают в качестве ее субъектных характеристик, указывают на отношение психолога к деятельности и на его сугубо индивидуальный почерк. Причем достижение различных уровней профессиональной компетентности определяется целым рядом детерминантов, среди которых - индивидуальные ограничения, являющиеся противопоказаниями для выполнения профессиональных функций.

Следовательно, профессиональная деятельность практического психолога, являясь важнейшей стороной его труда, требует многопланового анализа как самостоятельного явления. Она находится в самой тесной связи с другими видами его деятельности, повседневным общением, личностным развитием и результатами совокупного труда.

 

 

 

3. Основные этические  принципы деятельности психолога

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога-руководителя психологической службы.

Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно - методического совета службы практической психологии образования.

Этические принципы призваны обеспечить:

Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами.

Защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог.

Сохранение доверия между психологом и клиентом.

Укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и  юридической правомочности.

5. Принцип квалифицированной  пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия  клиента.

7. Принцип профессиональной  кооперации.

8. Принцип информирования  клиента о целях и результатах  обследования. Данные принципы согласуются  с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов  в международном сообществе.

 Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная  психологом в процессе проведения  работы, не подлежит сознательному  или случайному разглашению, а  в ситуации необходимости передачи  ее третьим лицам должна быть  представлена в форме, исключающей  ее использование против интересов  клиентов.

Информация о работе Этические и профессиональные принципы деятельности практического психолога.