Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:25, реферат
"Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестествен-
ное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им... Тео-
логия использует идеализм, филосовски обосновывающий бытие Бога в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безликого разумного
начала" - так трактует это понятие философский словарь, а значит
мировой опыт выработал такое понимание Бога. Обществу пришлось
проделать путь длинной в несколько сотен и десятков столетий,
чтобы прийти к такой формулировке. Огромное количество религий у
разных народов существует сейчас на Земле, и в любой из них над
природой и человеком существуют силы, управляющие миром в целом.
Начальная стадия представления человека о сверхъестественном – возникновение религии.
"Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестествен-
ное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им... Тео-
логия использует идеализм, филосовски обосновывающий бытие Бога в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безликого разумного
начала" - так трактует это понятие философский словарь, а значит
мировой опыт выработал
проделать путь длинной в несколько сотен и десятков
чтобы прийти к такой формулировке. Огромное количество религий у
разных народов существует сейчас на Земле, и в любой из них над
природой и человеком существуют силы, управляющие миром в целом.
С момента возникновения в сознании человека представления о сверхъестественном, Бог, как проявление сверхъестественного, неизменно остается в его душе. Человек не может возлагать на себя права у правителя в первую очередь потому что он не властен над самим собой, а затем и над всем окружающим.
Но давайте рассмотрим каким образом возникло у человека по-
нятие "Бог. О начале развития религии мы можем судить из археоло-
гических раскопок. И первые представления о существовании религии
у первобытного человека возникли у ученых после нахождения захо-
ронений скелетов и черепов неандертальцев. Эти находки восприни-
мались, как свидетельства существования погребального обряда. На-
иболее известны из них
Ла-Шапель-о-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси (Франция), в гро-
те Киик-Коба (Крым) и т.д. Но по этим небольшим
сложно определить наличие или отсутствие религии у наших предков.
Но найдены другие памятники, относящиеся к более позднему периоду
(40 - 18 тыс. лет назад): наскальные рисунки (в пещерах Франции -
Ла-Мут (долина Везеры), Пэр-нон-Пэр (устье Дордоньи) и др., в пе-
щере близ Нио (в верховьях р. Арижа, в Пиренеях), в пещерах Южной
Франции и Северной Испании), статуэтки, раскрашенные камни. Как
правило на рисунках изображены животные в большинстве своем весь
ма реалистичные, но человеческие изображения очень условны, схе-
-5-
матичны, а еще чаще представляют собой фантастических зооантропо
морфных существ, либо
человеком и животным или предметом). Также существовал культ женского начала (находки скульптурных женских изображений). Считается, что эти статуэтки изображают либо жриц-исполнительниц семейно-родовых обрядов, либо матерей-прародительниц.
Есть некоторые свидетельства
Солнце изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в
виде креста в круге и т.п. Культ связан с занятием
человека. Солнце представлялось, как главный источник плодородия.
Таким образом, Бог для тех людей представал в обличии пред-
мета, женского начала, Солнца, т.е. в неоформленном виде, и пок-
лонение этим "богам" обусловлено образом жизни человека.
Также можно судить о религии первобытного человека по племе-
нам настоящего времени, находящимся в похожих условиях. И опять
основное проявление начальной стадии развития религии - тотемизм.
Особенно ярко он выражен у народов Австралии. Эта форма религии,
заключается в том, что
связано со своим тотемом-животным или предметом. У каждого члена
может быть свой тотем, существует также половой тотемизм, т.е.
один тотем принадлежит мужчинам, другой - женщинам. В этом качес-
тве могут выступать различные животные, значительно реже - расте-
ния, еще реже - другие предметы. Тотем выбирается племенем в свя-
зи с его территориальным положением и образом деятельности. Жи-
вотное-тотем, - как правило, не опасное для человека создание. В
некоторых племенах Австралии тотем не считается божеством, скорее
родственником. Близость между человеком и его тотемом выражается
прежде всего в запрете убивать и есть животное-тотем. Существуют
тотемические мифы, в которых предки делают все, что и сами верую-
щие, а затем уходят чаще всего под землю или превращаются в ска-
-6-
лу, дерево, камень. Так тотемы связаны с определенной местностью.
Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов
Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохра-
няются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода
и т.д. У племен островов Самоа, у
народов Америки -
наличие тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище.
В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась ве-
ра в оборотничество у народов Америки.
Помимо этого проявление ранней стадии развития религии - это
анимизм (вера в духов) и шаманство. У австралийцев есть зачатки
анимизма - там подразумевается
существование духов и
вие с ними шаманов, которые с помощью магии влияют на духов и мо-
гут вызывать дождь, лечить и пр. Также здесь существует вера в
магические предметы, способные влиять на человека.
У Меланезийцев тоже есть представления о духах. Особенно яр-
кие анимистические понятия в Центральной части Меланезии - верую-
щие довольно отчетливо различают две категории духов: духи умер-
ших и духи природы. Первые связаны с культом предков, в котором
предки предстают как хранители обрядов и обычаев. Действие вторых
обусловлено явлениями природы. Но основной частью их религии яв-
ляется мана - сверхъестественная невидимая сила, отличаемая веру-
ющими от силы естественной. Мана имеет своим источником и духов и
людей. Она может действовать во вред и на пользу, и присуща лю-
дям, которые имеют успех в жизни, может также принадлежать
дельным предметам.
Шаманизм мы встречаем у народов Америки (яганы, эскимосы,
калифорнийские, североамериканские индейцы и др.). Функции ша-манства - лечение, охотничья и земледельческая магия.
У индейцев развито понятие личных духов-покровителей. Каждый
верующий имеет своего духа-покровителя, который приобретался во
время видений, возникших в
Кстати, у индейцев очень сильна вера в вещее значение сновидений.
Далее рассмотрим религию древных славян. В славянских веро-
ваниях мы опять встречаем анимистические представления: домовой -
дух, покровительствующий
водяной стихии, полудница - полевой дух, образы вил (
распространены у сербов) -
воздушные девы, которые могут вести себя дружелюбно и враждебно в отношении человека, в зависимости от его собственного поведения,
и т.д.
Но на ряду с этим существовал пантеон славянских богов: Сво-
рог, Даждьбог, Хорс - солнечные божества, Перун - бог грозы, Ве-
лес (Волос) - покровитель скотоводства, Мокошь - богиня женских
работ, прядения и ткачества.
Само понятие "бог" исконно славянское, общее для всех сла-
вянских языков. Основное значение этого слова - счастье, удача. С
течением времени
связывалось с неким духом, дающим удачу. Другое
обозначение
всенеобъяснимое и страшное.
К древнейшей эпохе восходят корни лечебной магии, у славян
она была связана с народной медициной. Таким образом,
помимо анимистических верований был присущ политеизм - более вы-
сокий уровень развития религии. Тут Бог - более или менее сформи-
ровавшееся понятие, хотя и представляющее чаще всего силы природы и занятия человека.
Многобожие мы встречаем у ацтеков, народа
жестока религия у ацтеков, по которой богам приносились кровавые
человеческие жертвы.
Любопытна религия в древнем Китае, где упор в основном де-
лался на настоящую жизнь человека, на необходимые правила поведе-
ния и обряды для исполнения. В Китае существуют две религии: дао-
сизм и конфуцианство,
По-китайски дао - путь, метод, принцип. Основателем этого учения
был Лао-дзы, который писал, что основой человеческой жизни должно
стать бездействие. Всякое стремление что-то сделать, изменить в
природе или в жизни людей осуждается. Главная добродетель - воз-
держание: это основные понятия, приведенные Лао-дзы. В даосизме и
конфуцианстве понятия духов и богов выражены менее отчетливо, чем
в других религиях. За основу здесь берутся традиции поколения,
устоявшийся порядок жизни и веры. В конфуцианстве основным
содержанием стал культ предков. Каждая крупная родовая группа
имела храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старейшинами родов. Было поверие, что душа умершего после сложных призываний и исполнения обрядов переходит в символ, хранящийся в храме (в раннее время - кукла, затем - табличка). По религиозным верованиям китайцев, главнейшая
-8-
обязанность человека - сыновняя почтительность и почитание
предков. Главным правилом
жизни, опорой существующего строя
конфуцианская философия и
обряды - не будет супругов, и разовьется разврат со
преступлениями... Уничтожьте обряды погребения и жертвоприно- шений - дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут, уничтожьте обряд пин-дзинь - исчезнут различия между государем и чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилие".
Политические верования в
Китайский пантеон богов весьма обилен и сложен. Главным бо-
гом в древности считался Шан-ди, а затем его заменил Тянь (в пе-
реводе "Небо"). Из второстепенных богов видное место занимали бог
богатства - Цай-шен и покровители профессий для
Купцы почитали помимо бога
богатства также местных богов-
телей. Для крестьян главную роль играли земледельческие божества.
Видное место в верованиях китайцев занимает дракон: многочислен-
ные духи-драконы управляют дождем и водными источниками.
Необычна и оригинальна
нову берутся религиозные тексты - Веды. В них записаны гимны и
предания, посвященные
богов можно считать Индру - бога-воителя и бога грома и молнии
(двойственная натура), также мы встречаем здесь других богов: Ва-
руна -олицетворение ночного неба, небесных и земных вод, Дьяус -
бог дневного неба. В виде олицетворения солнца
вереница божеств - Сурья - значит просто солнце, Савитри - "восс-
тановитель", "оживитель", Пушан - божество солнечного жара, Ушас
- богиня зори. Довольно расплывчато представление об Адити: это
олицетворение беспредельного пространства.
Помимо представленных богов в Ведах встречается
немалое количество других богов. Ведические боги
группировались в две противостоящие
категории: асуры и дэвы. К первым принадлежат
Дьяус, Варуна, Митра, Савитар, Адити; ко вторым
-9-
с богами индийцы почитали предков-питрис. Питрис упоминаются в Ведах очень часто,но не занимают в них видного места.
В более поздний брахманский период религия Индии меняется с
изменением общественного строя. Теперь общество делится на четыре
касты: брахманы - наследственное жречество, кшатрии - каста вои-
нов, вайшьи - каста земледельцев, скотоводов и торговцев, и шудры
- каста рабов. Первые три считались благородными. Кастовый строй
был закреплен в памятнике
Законах Ману. На первое место в эту эпоху выдвинулся новый бог -
Брама или Брахма, которому и стали приписывать кастовое устройст-
во. По мифу сами касты произошли из разных частей тела Брахмы: из
уст его - брахманы, из рук кшатрии, из бедер - вайшьи, из ног -
шудры. Усложняется и сам пантеон богов - теперь боги принадлежат
кастам: Брахма - брахманам, Индра (сохранивший свое значение) -
бог кшатриев, Рудра - бог земледельцев. Шудры вообще были отстра-