Начальная стадия представления человека о сверхъестественном – возникновение религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:25, реферат

Краткое описание

"Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестествен-
ное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им... Тео-
логия использует идеализм, филосовски обосновывающий бытие Бога в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безликого разумного
начала" - так трактует это понятие философский словарь, а значит
мировой опыт выработал такое понимание Бога. Обществу пришлось
проделать путь длинной в несколько сотен и десятков столетий,
чтобы прийти к такой формулировке. Огромное количество религий у
разных народов существует сейчас на Земле, и в любой из них над
природой и человеком существуют силы, управляющие миром в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 84.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Начальная стадия представления человека о сверхъестественном – возникновение религии.

 

  "Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестествен-

ное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им... Тео-

логия использует идеализм, филосовски обосновывающий бытие Бога в виде  абсолютной  идеи, мировой воли, некоего безликого разумного

начала" - так трактует это понятие  философский словарь, а  значит

мировой  опыт  выработал  такое понимание Бога. Обществу пришлось

проделать путь длинной в несколько  сотен  и  десятков  столетий,

чтобы  прийти к такой формулировке. Огромное количество религий у

разных народов существует сейчас на Земле, и в любой из  них  над

природой  и человеком существуют силы, управляющие миром в целом.

   С момента возникновения в сознании человека представления о сверхъестественном, Бог, как проявление сверхъестественного, неизменно остается в его душе. Человек не может возлагать на себя  права у правителя  в  первую  очередь потому что он не властен над самим собой, а затем и над всем окружающим.     

Но давайте рассмотрим каким образом возникло у человека  по-

нятие "Бог. О начале развития религии мы можем судить из археоло-

гических раскопок. И первые представления о существовании религии

у  первобытного человека возникли у ученых после нахождения захо-

ронений скелетов и черепов неандертальцев. Эти находки  восприни-

мались, как свидетельства существования погребального обряда. На-

иболее  известны  из  них  погребения в гроте Мустье, пещере близ

Ла-Шапель-о-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси (Франция), в гро-

те Киик-Коба (Крым) и т.д. Но по  этим  небольшим  свидетельствам

сложно определить наличие  или отсутствие религии у наших  предков.

Но найдены другие памятники, относящиеся к более позднему периоду

(40 - 18 тыс. лет назад): наскальные  рисунки (в пещерах Франции  -

Ла-Мут (долина Везеры), Пэр-нон-Пэр (устье Дордоньи) и др., в пе-

щере близ Нио (в верховьях р. Арижа, в Пиренеях), в пещерах Южной

Франции  и  Северной Испании), статуэтки, раскрашенные камни. Как

правило на рисунках изображены животные в большинстве своем весь

ма реалистичные, но человеческие изображения очень условны,  схе-

 

                                      -5-

матичны, а еще чаще представляют собой фантастических зооантропо

морфных  существ,  либо  людей, наряженных в звериные маски. Можно предположить, что эти изображения связаны религиозными  верованиями первобытных людей. Наши предки занимались охотой и землевладением  и  зачастую  они не могли объяснить многих явлений природы, удачливости или неудачи в охоте и земледелии, смерть и болезни. И пытаясь найти объяснения необъяснимому, боясь явлений природы,  в сознании человека возникают первоначальные представления о сверхъестествен- ном.  По  рисункам и статуэткам видно, что у племен существовали тотемические верования (вера в магическую связь  между

человеком и животным или  предметом). Также существовал культ женского начала (находки скульптурных женских изображений). Считается,  что эти статуэтки изображают либо жриц-исполнительниц семейно-родовых обрядов, либо матерей-прародительниц.      

Есть некоторые свидетельства  существования  культа  Солнца.

Солнце  изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в

виде креста в круге и т.п. Культ связан  с  занятием  земледелием

человека. Солнце представлялось, как главный источник плодородия.      

Таким  образом, Бог для тех людей представал в обличии пред-

мета, женского начала, Солнца, т.е. в  неоформленном виде, и  пок-

лонение этим "богам" обусловлено образом жизни человека.     

Также можно судить о религии  первобытного человека по племе-

нам  настоящего  времени, находящимся в похожих условиях. И опять

основное проявление начальной  стадии развития религии - тотемизм.

Особенно ярко он выражен у народов  Австралии. Эта форма  религии,

заключается  в  том,  что  каждый род, племя магически-родственно

связано со своим тотемом-животным или предметом. У каждого  члена

может  быть  свой  тотем, существует также половой тотемизм, т.е.

один тотем принадлежит  мужчинам, другой - женщинам. В этом качес-

тве могут выступать различные животные, значительно реже - расте-

ния, еще реже - другие предметы. Тотем выбирается племенем в свя-

зи с его территориальным положением и образом  деятельности.  Жи-

вотное-тотем,  - как правило, не опасное для человека создание. В

некоторых племенах Австралии  тотем не считается божеством, скорее

родственником. Близость между человеком  и его тотемом  выражается

прежде  всего в запрете убивать и есть животное-тотем. Существуют

тотемические мифы, в которых  предки делают все, что и сами верую-

щие, а затем уходят чаще всего под землю или превращаются в  ска-

 

                                       -6-

лу, дерево, камень. Так тотемы связаны с определенной местностью.          

Некоторые  проявления тотемизма мы можем встретить у народов

Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохра-

няются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода

и т.д. У племен островов Самоа, у  народов Америки  -  встречается

наличие  тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище.

В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась  ве-

ра в оборотничество у народов Америки.     

Помимо этого проявление ранней стадии развития религии - это

анимизм (вера в духов) и шаманство. У австралийцев  есть  зачатки

анимизма - там подразумевается  существование духов и взаимодейст-

вие с ними шаманов, которые с помощью магии влияют на духов и мо-

гут  вызывать  дождь,  лечить и пр. Также здесь существует вера в

магические предметы, способные  влиять на человека.     

У Меланезийцев тоже есть представления  о духах. Особенно яр-

кие анимистические понятия в Центральной части Меланезии - верую-

щие довольно отчетливо различают две категории духов: духи  умер-

ших  и  духи природы. Первые связаны с культом предков, в котором

предки предстают как  хранители обрядов и обычаев. Действие вторых

обусловлено явлениями природы. Но основной частью их религии  яв-

ляется мана - сверхъестественная невидимая сила, отличаемая веру-

ющими от силы естественной. Мана имеет своим источником и духов и

людей.  Она  может действовать во вред и на пользу, и присуща лю-

дям, которые имеют успех в жизни, может  также  принадлежать  от-

дельным предметам.     

Шаманизм  мы  встречаем  у народов Америки (яганы, эскимосы,

калифорнийские, североамериканские индейцы и др.). Функции ша-манства - лечение, охотничья и земледельческая магия.     

У индейцев развито понятие личных духов-покровителей. Каждый

верующий имеет своего духа-покровителя, который  приобретался  во

время  видений,  возникших  в  процессе  посвятительского обряда.

Кстати, у индейцев очень  сильна вера в вещее значение сновидений.     

Далее рассмотрим религию древных славян. В славянских  веро-

ваниях мы опять встречаем анимистические представления: домовой -

дух,  покровительствующий  семье, леший - дух леса, водяной - дух

водяной стихии, полудница - полевой  дух,  образы  вил  (особенно

распространены  у  сербов)  -  лесные, полевые, горные, водяные и

воздушные девы, которые  могут вести себя дружелюбно и  враждебно в отношении человека, в зависимости от его собственного  поведения,

                                             -7-

и т.д.     

Но на ряду с этим существовал пантеон славянских богов: Сво-

рог,  Даждьбог, Хорс - солнечные божества, Перун - бог грозы, Ве-

лес (Волос) - покровитель скотоводства, Мокошь -  богиня  женских

работ, прядения и ткачества.      

Само  понятие  "бог" исконно славянское, общее для всех сла-

вянских языков. Основное значение этого слова - счастье, удача. С

течением времени представление  об удаче, успехе, счастье, везении

связывалось с неким духом, дающим  удачу.  Другое  общеславянское

обозначение  сверхъестественного существа - бес, которое означало

всенеобъяснимое и страшное.      

К  древнейшей  эпохе восходят корни лечебной магии, у славян

она была связана с народной медициной.  Таким  образом,  славянам

помимо  анимистических верований был присущ политеизм - более вы-

сокий уровень развития религии. Тут Бог - более или менее сформи-

ровавшееся понятие, хотя и представляющее чаще всего силы природы и занятия человека.    

Многобожие мы встречаем у  ацтеков,  народа  майя.  Особенно

жестока  религия у ацтеков, по которой богам приносились кровавые

человеческие жертвы.     

Любопытна религия в древнем  Китае, где упор в  основном  де-

лался на настоящую жизнь человека, на необходимые правила поведе-

ния и обряды для исполнения. В Китае существуют две религии: дао-

сизм  и  конфуцианство,  которые  тесно  переплетены между собой.

По-китайски дао - путь, метод, принцип. Основателем этого  учения

был Лао-дзы, который писал, что основой человеческой жизни должно

стать  бездействие.  Всякое стремление что-то сделать, изменить в

природе или в жизни людей  осуждается. Главная добродетель -  воз-

держание: это основные понятия, приведенные Лао-дзы. В даосизме и

конфуцианстве понятия духов и богов выражены менее отчетливо, чем

в  других  религиях.  За основу здесь берутся традиции поколения,

устоявшийся порядок жизни  и веры. В конфуцианстве основным

содержанием стал культ предков. Каждая крупная  родовая   группа             

имела храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старейшинами  родов. Было поверие, что душа умершего после сложных призываний и исполнения обрядов переходит  в  символ,  хранящийся  в храме  (в раннее время - кукла, затем - табличка). По религиозным верованиям китайцев, главнейшая

                                     -8-

обязанность человека  -  сыновняя почтительность  и почитание

предков. Главным правилом жизни, опорой существующего строя  конфуцианская философия и религия  считают строгое соблюдение обрядов. "Если не соблюдать издревле  установленных обрядов,   - говорил Конфуций, - или, тем более, отменить их, то  все  перемешается  и возникнут нестроения. Уничтожьте брачные

обряды - не будет супругов, и разовьется  разврат  со  всеми  его

преступлениями... Уничтожьте обряды погребения и жертвоприно- шений -  дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут, уничтожьте обряд пин-дзинь -  исчезнут  различия между  государем и чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилие".

 

 

Политические верования в Древнем  Китае, Индии, Египте и Греции. Европейское  язычество.

 

 

     Китайский пантеон богов  весьма обилен и сложен. Главным  бо-

гом  в древности считался Шан-ди, а затем его заменил Тянь (в пе-

реводе "Небо"). Из второстепенных богов видное место занимали бог

богатства - Цай-шен и покровители  профессий  для  ремесленников.

Купцы почитали помимо бога богатства также местных богов-покрови-

телей. Для крестьян главную роль играли земледельческие божества.

Видное  место в верованиях китайцев занимает дракон: многочислен-

ные духи-драконы управляют дождем и водными источниками.     

Необычна и оригинальна религия  Индии. В ранний период за ос-

нову берутся религиозные тексты - Веды. В них  записаны  гимны  и

предания,  посвященные  различным  богам. Одним из ранних образов

богов можно считать Индру - бога-воителя  и бога  грома  и  молнии

(двойственная натура), также  мы встречаем здесь других  богов: Ва-

руна  -олицетворение ночного неба, небесных и земных вод, Дьяус -

бог дневного неба. В виде олицетворения  солнца  выступает  целая

вереница божеств - Сурья - значит просто солнце, Савитри - "восс-

тановитель",  "оживитель", Пушан - божество солнечного жара, Ушас

- богиня зори. Довольно расплывчато  представление об  Адити:  это

олицетворение  беспредельного пространства. Помимо представленных богов в Ведах встречается немалое количество других богов.  Ведические  боги группировались в две противостоящие категории: асуры и дэвы. К первым принадлежат Дьяус, Варуна, Митра, Савитар,  Адити;  ко  вторым  - большинство остальных. Наряду

                                      -9-

с богами индийцы почитали предков-питрис. Питрис упоминаются в Ведах очень  часто,но не занимают в них видного места.     

В  более поздний брахманский период религия Индии меняется с

изменением общественного  строя. Теперь общество делится на четыре

касты: брахманы - наследственное жречество, кшатрии - каста  вои-

нов, вайшьи - каста земледельцев, скотоводов и торговцев, и шудры

-  каста рабов. Первые три считались благородными. Кастовый строй

был закреплен в памятнике законодательства и религии  Индии  -  в

Законах  Ману. На первое место в эту эпоху выдвинулся новый бог -

Брама или Брахма, которому и стали приписывать кастовое устройст-

во. По мифу сами касты произошли  из разных частей тела Брахмы: из

уст его - брахманы, из рук кшатрии, из бедер - вайшьи, из  ног  -

шудры.  Усложняется и сам пантеон богов - теперь боги принадлежат

кастам: Брахма - брахманам, Индра (сохранивший  свое  значение)  -

бог кшатриев, Рудра - бог земледельцев. Шудры вообще были отстра-

Информация о работе Начальная стадия представления человека о сверхъестественном – возникновение религии