Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:58, реферат
Этот вопрос - вопрос сохранения своей культуры, мы считаем, поднят очень своевременно. В настоящее время, когда произведения художественной литературы заменяются детьми компьютерными играми, особенно важную роль играют уроки культуры родного края, школьные краеведческие музеи, различные фольклорные праздники. А для этого богатый материал можно найти среди жителей села.
Цель работы: - показать глубокую связь истории народа с современностью; привить знания народно – поэтического творчества фольклора, народных традиций и обрядов.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Основная часть……………………………………………………………… 6
1.1. История праздника Семик……………………………………………. 6
1.2. Семик сегодня………………………………………………………… 10
Заключение ……………………………………………………………… ….. 13
Библиографический список…………………………………………….. ….. 14
Приложения………………………………………………………………….. 15
Муниципальное образовательное учреждение
«Табар-Черкийская
средняя общеобразовательная
Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Обряды и обычаи чувашского народа
(Этнография родного края.)
Автор работы
Кубайкина Екатерина Александровна,
ученица 11 класса муниципального образовательного
учреждения «Табар-Черкийская средняя
общеобразовательная школа» Апастовского
муниципального района Республики Татарстан
Руководитель работы
Кубайкина Светлана Валерьевна,
учитель истории и обществознания
муниципального образовательного
учреждения «Табар-Черкийская средняя
общеобразовательная школа» Апастовского
муниципального района Республики Татарстан
д. Табар-Черки
2012 год.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Основная часть……………………………………………………………… 6
1.1. История праздника Семик……………………………………………. 6
1.2. Семик сегодня……………………………………………
Заключение ……………………………………………………………… ….. 13
Библиографический список…………………………………………….. ….. 14
Приложения……………………………………………………
Введение.
Что такое родина? Родина – это твои родные и близкие, твой дом, улица, твой город или деревня. Это школа, где ты учишься, это твои школьные друзья, учителя. Это воздух, которым ты дышишь, земля, по которой ты ходишь. Все мы с вами живем в Республике Татарстан и это наша с вами родина. Республика наша богата плодородными землями, лесами, полями, реками. Самая большая гордость Татарстана – это люди, живущие в нем. Земля нашей республики древняя, историческая родина татар. Однако представители и других национальностей обрели здесь свою родину.
Территория Поволжья издавна
была контактной зоной на границе Европы
и Азии, местом смешения различных расовых
типов, религиозных течений и этнических
групп. В VII веке на Средней Волге и в низовьях
Камы появились тюркоязычные племена
булгар. Смешавшись с местным финно-угорским
населением, они создали яркую материальную
культуру и образовали раннефеодальное
государство - Волжскую Булгарию, которое
являлось одним из культурных центров
средневековой Европы и сыграло значительную
роль в процессе этногенеза современных
народов Поволжья, прежде всего казанских
татар и чувашей.
Считается, что чуваши вместе с
современными казанскими
татарами ведут происхождение
от населения Волжской
Булгарии. Этноним «чуваш»
по одной из гипотез происходит от названия
племенной группы булгар — суваров-сувазов, которые, в свою очередь,
являлись остатками объединения савиров. Савиры — группа племён
неясного происхождения, которые первоначально
обитали в Западной Сибири, а в начале VI века в результате Великого
переселения народов появились на Кавказе,
где на короткое время создали несколько
политических объединений, контактировавших
с Сасанидским
Ираном и Византией. В результате
неудачной войны с Ираном савиры были рассеяны
и вошли в состав Западно-Тюркского, а позже Хазарского каганатов. По-видимому, одна
их часть вместе с булгарами в VIII веке достигла Среднего
Поволжья.1
Помимо
единых исторических корней - происхождения
от общих пращуров - булгар, соседей
объединяла схожесть языков. Оба языка
- тюркские, оба относятся к западно-
Традиционная культура двух народов тоже
содержит много элементов, уходящих корнями
к древним традициям и зодчеству Волжской
Булгарии. Отсюда - почитание по сей день
и теми, и другими историко-архитектурного
заповедника Биляр- древнебулгарской
столицы.
Культурное наследие чувашей –
многообразно, а по некоторым
своим компонентам - уникально. Сохранность
чувашской культуры и ее
многообразие – один из гарантов
развития и сохранности как
российской, так и мировой культуры.
Этот вопрос - вопрос сохранения своей культуры, мы считаем, поднят очень своевременно. В настоящее время, когда произведения художественной литературы заменяются детьми компьютерными играми, особенно важную роль играют уроки культуры родного края, школьные краеведческие музеи, различные фольклорные праздники. А для этого богатый материал можно найти среди жителей села.
Цель работы: - показать глубокую связь истории народа с современностью; привить знания народно – поэтического творчества фольклора, народных традиций и обрядов.
Методы исследования: знакомство и обработка исторических и архивных материалов, беседы с жителями деревни.
Ценность полученных результатов заключается в выявлении новых сведений, касающихся обрядов и традиций жителей деревни Табар-Черки Апастовского района Республики Татарстан.
Источниками для нашей работы явились воспоминания старожилов деревни Гавриловой Р.М., Васильевой О.П., Антоновой О.К., Сутиной В.Т. , Шашкина А.П.
1.Основная часть.
Кто мы? Откуда пришли? Где наши корни? Над этими вопросами задумывается каждый народ. Чтобы ответить на них, необходимо более полно и качественно изучить свою историю.
«…Если народ знает и помнит
свою историю, то он имеет
и будущее. Такой народ
Каждый народ владеет и хранит
ценности, сокровища прошлого, которые
создавались на протяжении
1.1. История праздника Семик
Семик – летний праздник, посвященный поминовению усопших родственников с посещением кладбищ. Соответствует христианской троице, именуемой русскими также семик, так как на Руси этот праздник отмечался в четверг седьмой недели после пасхи. Чувашский семик восходит к этому русскому слову.
Празднование семик среди чувашей распространилось сравнительно недавно, видимо, не ранее середины XVIII века. Объясняется это тем, что на семик перенесены многие обрядово-ритуальные действия, первоначально причастные к празднику калам. В обрядово-ритуальной стороне праздника семик можно выделить три основных линии: восходящие к восточнославянскому язычеству, русскому христианству (в его народном проявлении) и чувашскому язычеству.
Несмотря на позднее, в целом х
Чувашский семик начинался спустя семь недель после пасхи, с четверга перед троицей, завершался в четверг троицыной недели. Первый день этой недели назывался асла семик (большой семик), а последний – кесен семик ( малый семик).
Накануне асла семик женщины и дети ходили в лес, урочища и овраги, собирали там лечебные травы и коренья. Обычно приговаривали:
« На семик надо собрать семьдесят и семь видов разных трав с опушки семи лесов, с вершин семи оврагов»3. Из леса возвращались с вениками и ветвями различных деревьев. Эти ветки втыкали к окнам, воротам и дверям строений. Чаще всего втыкали рябиновые ветки. Считая, что они предохраняют от злых духов.
Накануне семик все топят баню, где полагалось приготовить отвар «из семидесяти семи трав» и веник «из семидесяти семи веток».
В баню приглашали умерших предков, для чего специально посылали одного парня на кладбище. В бане парились вениками из разных пород деревьев, Мылись отваром разных видов трав. Это считалось целебным средством. Собранные в праздник семик лечебные травы хранили в течение всего года.
Накануне троицы всем миром
совершали поминовение усопших.
После завершения домашних
На кладбище совершали моление
духам предков, в дар умершим
на намогильный столб вешали
новое вышитое полотенце,
Приглашенные на кладбище
После завершения молитвы
Существовало поверье: если по умершему плачут на этом свете, то ему на том свете тоже придется плакать. Поэтому на кладбище играла музыка и звучала специальная поминальная песня. Это была грустная, минорная мелодия. После исполнения ритуальной поминальной песни разрешалось петь и другие песни. Обычно пели гостевые песни, так как пришедшие на кладбище находились как бы в гостях у родственников, ушедших в мир иной. Не возбранялось также и поплясать. Это как-то должно было увеселить истосковавшихся предков. Согласно поверью веселье на том свете передавалось на тот свет, к умершим.
После завершения предписанных ритуалом действий начинали собираться домой. В почву на могиле зарывали одно крашеное яйцо. Разбивали посуду с жертвенной пищей и, пожелав усопшим родственникам до очередных поминок жить своей жизнью и не тревожить живых, отправлялись домой.
В старину чуваши – язычники поминовение на кладбище совершали в кесен семик и тогда же «провожали» покойников на кладбище. После «проводов» усопших сородичей можно было веселиться, и молодежь начинала водить хороводы. Наступало самое веселое, праздничное время в году – уяв.
1.2. Семик сегодня
Наша
деревня Табар – Чирки
Рано утром в день праздника
в деревне топятся бани. До
посещения кладбища все члены
семьи моются в бане и после
себя оставляют воду и мыло
для усопших родственников.
А затем начинается общее угощение. Собираясь, домой, закрывают калитки со словами: "Мы поминаем вас, ничего не жалеем для вас, молим Тору (бога) за вас; но вы за это будьте смирны, не бранитесь в могилах, не беспокойте нас, не ходите к нам"*.4 И, пожелав усопшим родственникам до очередных поминок жить своей жизнью и не тревожить живых, отправляются домой. После посещения кладбища люди идут в центр села, собираются на пересечении двух улиц там, где раньше находилась часовня. Здесь все, от мала до велика, водят хоровод, поют обрядовые песни, пляшут под гармошку.
В наши дни семик слился
еще с двумя чувашскими
Сразу после хороводов дети
и молодежь ходят по деревне
и собирают по дворам