Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:06, контрольная работа
Центральным событием иудаизма считается тот момент, когда Бог даровал Закон, то есть обозначил религиозную связь народа и Бога. Верность Богу, которая при этом подразумевается, состоит в ежедневных усилиях по соблюдению Закона и исполнению справедливости. Иудаизм в большей степени ориентирован на то, чтобы предложить духовный пример для подражания, чем на то, чтобы обращать кого-то в свою веру специально, что и показывали евреи в ходе своей трагической истории. Иудаизм – одна из немногих национальных религий Древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама – двух крупнейших современных мировых религий.
Введение…………………………………………………………3
Становление и развитие иудаизма……………………………..5
Культ и доктрина иудаизма …..………………………………..7
Исповедание иудаизма…………………………………………10
Литературные источники по иудаизму……………………….12
Заключение……………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………….…15
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
ОСОБЕННОСТИ ВЕРОУЧЕНИЯ ИУДАИЗМА.
Содержание.
Введение.
Библейская религиозная
Самая древняя из этих религий – иудаизм. Иудаизм является национальной религией евреев, на его основе впоследствии было основано христианство. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, которое в конце XI века до н.э. стало господствующим среди еврейских племен.
В узком смысле под
иудаизмом подразумевается
Истоки иудаизма восходят к XIX веку до н.э., когда «праотец верующих» Авраам, вождь семитского племени, кочевавшего между современными Ираком и Египтом, заключил договор с Богом о взаимных обязательствах. Авраамово племя обязывалось чтить одного Бога, Бог должен был помогать и охранять племя от разных напастей.
Однако народ Авраамов постоянно нарушал божественный договор, за что неоднократно наказывался и, в конце концов, оказался в египетском плену, на Бог при помощи пророка Моисея вывел свой народ из плена, довел евреев до Ханаана, где когда-то жили их предки. Много раз еще евреи нарушали договор с богом Яхве, много раз Яхве гневался на них и насылал всякие бедствия, чтобы показать, что быть богоизбранным народом – тяжелая ноша и большая ответственность. Такова мифологическая канва еврейской религии.
Светская наука смотрит
на развитие иудаизма несколько иначе.
Строгий монотеизм евреев стал результатом
долгого исторического
После египетского плена племенной Бог Яхве становится единым Богом всех евреев и приобретает имя Иегова – «Тот, кто есть». Строго говоря, это не имя бога, в иудаизме имя Бога непроизносимо – Бог по своей природе недоступен и непознаваем. У еврейского бога есть еще несколько псевдонимов-имен. Бог, как всемогущий господь, способный наказать за ослушание, или, наоборот, защитить народ от притеснения и угнетения – Адонаи (Господин). Бог как Бог воинств имеет эпитет Саваоф.
Центральным событием иудаизма считается тот момент, когда Бог даровал Закон, то есть обозначил религиозную связь народа и Бога. Верность Богу, которая при этом подразумевается, состоит в ежедневных усилиях по соблюдению Закона и исполнению справедливости. Иудаизм в большей степени ориентирован на то, чтобы предложить духовный пример для подражания, чем на то, чтобы обращать кого-то в свою веру специально, что и показывали евреи в ходе своей трагической истории.
Иудаизм – одна из немногих
национальных религий Древнего мира,
сохранившаяся лишь с небольшими
изменениями вплоть до наших дней.
В общей истории религий
Иудаизм называют иногда также религией Моисея, Моисеевым законом (англичане говорят даже «мозаизм») - по имени легендарного законодателя евреев.
Естественен большой интерес к этой религии. Огромно количество посвященных ей сочинений. Но с этой же особой ролью иудаизма связана и большая трудность в изучении его истории. В странах Европы еврейская религиозная традиция, принятая в состав христианской традиции, долгое время считалась богооткровенной истиной, не подлежащей никакой критике. Многие свободомыслящие ученые поплатились жизнью за попытку усомниться в этой истине. Даже и сейчас для верующих евреев и христиан, особенно для католического и православного духовенства, основная священная книга евреев – Библия остается отнюдь не историческим источником, а предметом веры и преклонения, непререкаемым авторитетом, книгой, написанной по вдохновению святого духа. Вплоть до наших дней для церковников и реакционной буржуазии защита Библии от критики является составной частью их борьбы против всяких прогрессивных идей. Это и понятно. Ведь Библия до сих пор остается важнейшим идейным защитником классового эксплуататорского строя.
Становление и развитие иудаизма.
На становление и развитие иудаизма оказали большое влияние религиозные традиции древних цивилизаций Ближнего Востока – Месопотамии, Египта и Ханаана (Палестины), которые впитали в себя верования и обряды кочевых семитских племен Аравии, и земледельческие культы населения Палестины, завоеванной древними евреями в XIII веке до н.э. Завоевав Палестину, древние евреи осели в этой стране, перейдя к земледельческому образу жизни, создали свое государство, которое после правления царя Соломона распалось на две части – Израиль на севере и Иудею на юге. Характерной особенностью обоих государств была слабая царская власть. В этих государствах большим уважением и властью пользовались жрецы и «божьи люди», назареи («святые люди») и пророки. В период государственной независимости происходит возвеличивание жрецов Иерусалимского храма, который был построен в честь Бога Яхве. После реформ иудейского царя Иосии в 622 г. до н.э. Иерусалимский храм стал практически единственным местом, где совершались ритуалы и жертвоприношения в честь Бога Яхве (указ отменял культы всех богов, кроме культа Яхве). Остальные святилище и храмы в честь других богов постепенно отмирали.
Самостоятельность древнееврейских
государств просуществовала до завоевания
Иудеи вавилонским царем
После завоевания Вавилонии персидским царем Киром в 538 г. до н.э. евреям разрешили возвратиться в Иерусалим, где вновь был отстроен храм в честь Яхве. В период второго храма жрецы практически сосредоточили всю полноту власти в своих руках. Начало иудейской общины вокруг храма в Иерусалиме было положено в 538 г. до н.э. распоряжением персидского царя Кира, разрешившим выселенным еще вавилонянами евреям возвратиться в Палестину. Окончательно эта община сложилась к середине IV в. до н.э. Храм в Иерусалиме становился центром консолидации иудейского населения Палестины. Во главе гражданско-храмовой общины стояли первосвященники.
Другим важным событием, повлиявшим на формирование иудаизма, явилось завоевание Палестины в 322 г. до н.э. Александром Македонским, что привело ко второму значительному расселению евреев в страны Восточного Средиземноморья. Иудейская война (66-73гг. н.э.), которая закончилась поражением, а также подавление антиримского восстания под руководством Бар-Кохбы (135 г. н.э.) привели к массовой депортации евреев и их расселению по всему свету.
Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением многих городов, в том числе и второго Иерусалимского храма (70 г. н.э.).
В период римского владычества изгнанные и переселившиеся евреи в странах проживания живут достаточно сплоченно в общинах, в которых постепенно начинает складываться религиозная жизнь, центром которой становится синагога во главе с раввинатом. Расселившиеся евреи в диаспоре не знали иврита – языка Торы, что побудило служителей культа иудейской религии сделать перевод писания на греческий язык. Процесс канонизации Танаха в Иудеи и в диаспоре был завершен около 100 г. н.э.
После разрушения второго Иерусалимского храма жреческое сословие утрачивает свое влияние и господствующее положение. Важным общественно-политическим, религиозным, а также экономическим фактором в жизни диаспоры становится синагога и руководство синагогами и еврейскими общинами переходит к законоучителям Торы – раввинам.
В процессе исторического бытия еврейской диаспоры в рамках иудаизма происходит его приспособление к изменяющимся историческим условиям.
Так, в X-XIII вв. под влиянием исламской и неоплатонической философии широкое хождение получили идеи рационалистического толкования иудаизма, а также развивались мистические направления Каббала и ашкеназийский хасидизм. В тоже время Каббала оказала влияние на возрождение хасидизма в XVIII-XIX вв., который в это время становится доминирующим течением еврейской общественной мысли, особенно в Восточной Европе.
Таким образом, в развитии иудаизма можно выделить три периода. Первый, который принято называть библейским – период, когда формировалось Писание иудаизма, точнее Ветхий завет или Танах.
Второй период развития – талмудический. В нем в религиозной форме нашли отражения условия жизни евреев при рабовладельческом строе в диаспоре.
И третий период – реформированный, стремящийся к модернизации вероучения и культа в новых исторических условиях. Средневековое каббалистическое учение и восточноевропейский хасидизм XVIII-XIX вв. дали новые мистические интерпретации традиционному иудаизму, не выходя за его пределы. Однако в XIX-XX столетиях возникла проблема адаптации евреев к европейской и американской культуре. Будучи обусловленной гражданской эмансипацией еврейского народа, прежде изолированного от чуждых влияний стенами гетто, эта проблема, в свою очередь, стимулировала расхождение между ортодоксальным (основанным на абсолютном духовном авторитете Торы) и реформированным иудаизмом. Консервативный иудаизм представляет собой нечто среднее, поскольку отличается либерализмом в теологии и традиционностью на практике.
В иудейской религии выделяют следующие направления:
1) ортодоксальное, или традиционное, занимающее первое место по количеству приверженцев;
2) реформированное;
3) консервативное;
Первое направление сложилось в раввино-талмудический период эволюции иудаизма (II в.-нач. XIX в.).
Консервативное направление сложилось во втором десятилетии XX века как реакция на омертвелость иудейской ортодоксии и ассимиляторской тенденции.
Возникновение реконструкционизма связывают с работой социолога М. Каплана «Иудаизм как цивилизация» (1934), в которой автор призывает реконструировать религиозные представления и переосмыслить их индивидуально так, чтобы они превратились для верующего в действенную силу.
Культ и доктрина иудаизма.
Культ в иудаизме состоит из большого количества обрядов, молитв, постов, запретов (насчитывают 365) и повелений, которые полностью регламентируют все дела, поступки и мысли правоверного иудея.
Иудей обязан соблюдать посты, обряд обрезания, производимый на восьмой день после рождения, обряд омовения накануне религиозных праздников, обряд совершеннолетия, похорон и др.
Из совокупности всех праздников особо почитается суббота (шабат). В этот день нельзя ничего делать, даже лечить больных, готовить пищу, зажигать огонь. Правоверный иудей в субботу обязан только молиться Богу. Самым важным праздником иудеи считают пасху (песах). Возникла она у евреев-кочевников в честь появления первого приплода от скота. С переходом евреев к оседлому земледелию пасха у них слилась с праздником, посвященном началу жатвы. Примерно в VII в. до н.э. жрецы связали празднование пасхи с исторически необходимой легендой об «исходе» евреев из Египта. Отмечают иудеи судный день, новый год, симхат-торы (радость Торы) – праздник по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге и другие праздники.
Иудаизм в Израиле не имеет статуса государственной религии, однако его институты финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат не только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторгается в светские области.