Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 01:30, контрольная работа
Актуальность этой работы состоит в том, что сейчас значение Японии невероятно велико. Для того чтобы понять японскую культуру, необходимо понять смысл и специфику синтоизма, который является неотъемлемой частью японской культуры.
Синто является глубоко национальной японской религией и в каком-то смысле олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру.
Введение
Особенности синтоизма и его роль в формировании японской культуры
Историческое развитие синтоизма
Обряды синтоизма
Заключение
Список литературы
Образовательная автономная некоммерческая организация
высшего образования
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ»
Ульяновский филиал
Факультет: юридический
Направление подготовки: юриспруденция
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Религиоведение»
на тему: «Синтоизм – политеистическая система Японии»
Выполнил студент 1 курса
заочной формы обучения
группы 112/Ю
Мордовкин Ю.А.
Проверил: к.ф.н., доцент
Дроздовская Р.С.
Ульяновск 2015
Содержание
Введение
Актуальность этой работы состоит в том, что сейчас значение Японии невероятно велико. Для того чтобы понять японскую культуру, необходимо понять смысл и специфику синтоизма, который является неотъемлемой частью японской культуры.
Синто является глубоко национальной японской религией и в каком-то смысле олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру. Вековое культивирование синто в качестве основной идеологической системы и источника ритуалов привело к тому, что в настоящее время значительная часть японцев воспринимает ритуалы, праздники, традиции, жизненные установки, правила синто в качестве не элементов религиозного культа, а культурных традиций своего народа. Такое положение порождает парадоксальную ситуацию: с одной стороны, буквально вся жизнь Японии, все её традиции пронизаны синтоизмом, с другой - лишь немногие из японцев считают себя приверженцами синто.
В Японии на сегодняшний день имеется около 80 тысяч синтоистских храмов и два университета синто, где готовят синтоистских священнослужителей: Кокугакуин в Токио и Кагаккан в Исэ. В храмах регулярно исполняются положенные ритуалы, проводятся праздники. Крупные праздники синто проходят очень красочно, сопровождаются, в зависимости от традиций конкретной провинции, факельными шествиями, фейерверками, костюмированными военными парадами, спортивными состязаниями. Японцы, даже не религиозные или относящиеся к другим конфессиям, массово принимают участие в этих праздниках.
Поэтому целью нашей работы является раскрыть особенности синтоизма и понять его роль в формировании японской культуры.
Особенности синтоизма и его роль в формировании японской культуры
Редко встречаются движения философского или религиозного характера, которые имели бы такую национальную направленность, как синтоизм. Синтоизм - это прежде всего глубокое выражение древней культуры японцев. В этом отношении его можно сравнить со многими анимистскими религиями черной Африки, обряды которых ограничиваются определенной этнической группой.
Сила синтоизма в том, что он является религией чрезвычайно развитого народа (сторонников синтоизма - более 100 млн., однако если его рассмотреть под философским или религиозным углом, то синтоизм порождает целый ряд проблем.
Синтоизм ("синто" - буквально "путь богов") - религия, возникшая в Японии и распространенная исключительно среди японцев. Древнейшие свидетельства о вероучении синтоизма запечатлены в книге "Кодзики" ("Запись о древних делах", 712 г). Существенной стороной синтоизма является поклонение красоте природы (гора Фудзи, цветущие деревья и т.п.).
Синтоизм сложился в VI-VII вв. Верховным божеством в синтоизме считается богиня Аматэрасу, (Аматэрасу-о-миками - "великая священная богиня, сияющая на небе", либо "владычествующая на небе") - богиня солнца, глава пантеона синтоистских богов, положившая начало божественной императорской династии. Можно сказать, что флаг Японии - символ синто. Само название страны (Нихон) состоит из двух китайских иероглифов: "ни" ("солнце") и "хон" ("восход"), откуда возникло название "Страна восходящего солнца". Однако солнце не играет главную иерархическую роль среди божеств синтоизма: каждое божество независимо и имеет свое место. [3.52]
Будучи языческой религией, синтоизм представляет собой чистый политеизм - в его вероучении "путь богов", т.е. совокупная воля всех божественных существ, признается единственной определяющей силой человеческой судьбы. Религия синтоизма обожествляет силы природы, животных и знаменитых людей. Эти божества по-японски называются "ками" (китайский эквивалент - "син"). "То" или "до" означает "путь" или "метод" (кит. - яп). Буквально "синто" - "путь богов".
"Ками" ("боги") чаще всего внушают почтительный страх. Среди них находятся горы, животные (например, тигр, змея, волк) и сам император. Один из имперских министров IX в. признается ками каллиграфии. Количество ками составляло 800 млн, и Японию называют "Синкоку" - "страна божеств".
Синтоизм не знает верховного Бога, а небо, вопреки китайским верованиям, является не божеством, а обителью ками.
Ками в синтоизме не разделены на добрых и злых и не ограничены никаким стоящим над ними законом; в то же время они жестко привязаны к конкретным природным стихиям, во многих случаях даже топографически. Такое дробление божественных сил, с одной стороны, не позволяет выстроить четкой иерархии синтоистских богов, а с другой - ограничивает пантеон синтоизма богами, олицетворяющими исключительно местные, характерные именно для Японии природные стихии, что и замыкает синтоизм национальными рамками.
Одной из могучих стихий Японии, равносильной природным, но не природной, а социальной, стал император, культ которого прочно вошел в практику синтоизма и приобрел наибольший размах и теоретическое обоснование в конце XIX - начале XX вв. в вероучении тэнноизма (так называемый "имперский синтоизм"). Почитание императора обязано своим существованием концепции "Исэ синто", возникшей в период монгольского нашествия (1261-1281 гг.) и придававшей наибольшее значение почитанию "прародительницы" императорского дома Аматэрасу (центр этого почитания находился в святилище Исэ дзингу. Развитие "Исэ синто" во второй половине XVI в. привело к возникновению нового культа, допускающего обожествление какого-то лица при жизни, при этом основанием была не принадлежность к императорскому роду, а крупные политические и общественные деяния. [5.41]
Историческое развитие синтоизма
До первого контакта Японии с китайской цивилизацией, к V в. н.э., синтоизм был лишь комплексом верований, мифов и обрядов. Это была разновидность политеистического анимизма, которая по обилию божеств напоминает как некоторые античные религии, так и анимизм черной Африки.
В эту эпоху Япония практически не знала ни письменности, ни живописи, ни скульптуры, чем, возможно, объясняется отсутствие идолов.
Китай, способствуя введению буддизма в Японии в 552 г., вызвал двойной эффект: с одной стороны, создалась амальгама синтоистских и буддистских обрядов, а с другой стороны, возникла защитная реакция синтоизма с оттенком национализма. Религия синтоизма сформировалась к VIII в., мифы объединились, и ками-хранители различных племен или деревень были возведены в национальный ранг.
Это движение, призванное укрепить имперское правительство сопровождалось стремлением записать древние традиции и составить мифологию, учредить корпус служителей культа и "официальные" ритуалы. Увеличивалось также количество храмов.
Вся история религии Японии с тех пор - сменяющие друг друга тенденции то в сторону буддизма, то в сторону синтоизма. Первые упоминания в источниках о проникновении буддизма относятся к началу VI в. В 538 г. посольство корейского королевства Пэкче, прибывшее в Ямато, преподнесло царю несколько буддийских сутр. Начиная с VIII-IX вв. для Японии характерен буддийско-синтоистский синкретизм.
Под термином "синкретизм" понимается, во-первых, выражение одной религии на языке и в культовых действиях другой, во-вторых, симбиоз двух или более религий в рамках одного общества, в-третьих, непротиворечивое соединение двух вероучений. В первом смысле говорят, например, об афрохристианстве, во втором - о рёбусинто, в третьем - о любом комбинированном язычестве.
Рёбусинто ("путь буддизма в синто") - вероисповедный комплекс, возникший из соединения буддизма и синтоизма. Согласно представлениям рёбусинто, прилагая усилия одного рода, вы, благодаря ответу богов, получаете приятное обыденного опыта, а прилагая усилия иного рода вы, благодаря закону кармы и помощи бодхисаттв, приближаетесь к свободе от всех стремлений. При этом силы богов, бодхисаттв, и кармы признаются в равной степени реальными, поэтому в той или иной ситуации человек может смело опираться на каждую из этих сил, однако на всю жизнь он может избрать только одну миссию - миссию успеха в этом мире (синтоизм) или миссию освобождения от стремлений (буддизм). [1.22]
Синтоизм и буддизм поделили между собой жизненный путь японца: светлые радостные события - рождение, вступление в брак - остались в ведении местных богов, возглавляемых солнечной богиней Аматэрасу; смерть, трактуемая в синтоизме как скверна, взял под защиту буддизм, представив концепцию "возрождения", "спасения в раю Будды". Несмотря на устойчивый процесс синкретического смешивания этих двух религий, можно отметить рост защитной реакции синтоизма в XIII и XVIII вв. В этот последний период буддизм был государственной религией, и синтоизм выступал в некотором роде оппозицией против центральной власти.
В эпоху Мейдзи, в 1868 г., когда Япония была открыта для западной цивилизации, правительство приняло решение о разделении синтоизма и буддизма. Буддистским служителям культа было запрещено совершать богослужение в синтоистских храмах.
Синтоизм в этот период проявляется в четырех формах:
1) синтоизм императорского
2) храмовый синтоизм. Это ритуалы, совершаемые в тысячах японских храмов, образующих ассоциацию "Дзиндзя хонто". Эти две формы синтоизма образуют то, что называется "государственный синтоизм". Они оформились окончательно в начале правления Мейдзи и просуществовали до конца Второй мировой войны. Это был институт, призванный укрепить национальное самосознание японцев и их преданность императору;
3) сектантский синтоизм. Это движения, зародившиеся в XIX в. Наиболее известное среди них - тенкирио - было основано женщиной в 1838 г. и насчитывает более 3 млн. приверженцев.4) народный синтоизм. Это распространенные народные верования, иногда сопровождающиеся магическими обрядами.
Четыре формы синтоизма смешиваются и составляют основу системы духовных ценностей страны. Вот почему синтоизм стал привилегированной сферой партикуляризма и, следовательно, японского национализма. Только синтоизм мог способствовать обожествлению императора, что помогало реализации устремлений японского империализма.
Поражение Японии в 1945 г. привело к ослаблению влияния этого инструмента синтоизма, действовавшего со времен Мейдзи. Император Хирохито согласился ограничить синтоизм ролью такой же религиозной организации, как и другие. Он утверждал, что преданность своему народу не зависит от веры подданных в его божественность и отменил дотации, предоставляемые правительством синтоистским храмам. Приверженность синтоистов к императору от этого не уменьшилась, а храмы по-прежнему процветают и сегодня. [3.274]. В сущности, синтоизм не имеет установленного вероучения, а включает в себя обряды, имеющие характерные особенности для каждой из деревень.
Обряды синтоизма
Общественная жизнь японцев намного больше пронизана религией синтоизма, чем их личная жизнь. Эта религия общения с природой, где все священно: небесные светила, реки, предки, выдающиеся люди - присутствует во всех японских традициях. В борьбе сумо, в которой сталкиваются два полуобнаженных колосса, пытающихся вытолкнуть друг друга из круга, - спорт почти вторичен по сравнению с ритуалами: борцы бросают горсть соли, чтобы очистить арену, они балансируют то на одной, то на другой ноге, чтобы сокрушить силы зла, а что касается арбитра, то он происходит из семьи, специализирующейся в этом ремесле, и одет как синтоистский жрец.
Театр но, созданный в XV в., - не что иное, как чтение эпических легенд синтоистского толка. И "икебана" (искусство цветочного оформления) толкуется в терминах синтоизма: цветы должны располагаться так, чтобы подчеркивать три плоскости: небо, человека и землю. Икебана может также трактоваться в терминах буддистской медитации. Совместное купание (о-фуро), существовавшее до американской оккупации 1945 г., также представляет собой ритуал общения с природой. [6.271]
В наши дни практика синтоизма не требует никакого особого верования. Современные японцы очень мало верят в ками и не ищут какого-либо рационального объяснения ритуалов. Однако для них синтоизм - это выражение их единения с национальной общиной; и участие в церемониях, совершаемых в храме их деревни или квартала, выражает их желание поддерживать гармонию жизни нации. Японцы используют ритуал синтоизма для празднования значительных событий в жизни людей, общины или нации. Речь идет о так называемых мацури - праздниках, на которых люди радуются своему существованию, стремятся быть чистосердечными, выражают свою благодарность за все доброе, что есть в мире, и желают, чтобы счастье сохранилось. Это случай, чтобы пригласить души умерших предков на веселый праздник, в котором они могут принять участие. Однако в самом синтоизме отсутствует культ предков: почитание предков происходит из конфуцианства, то есть из китайской культуры. От будущей (посмертной) жизни не ожидают ничего. Смерть в синтоизме переживается как трагедия, и за утешением люди иногда обращаются к буддистскому культу.
Зато атмосфера веселья, царящая на синтоистских церемониях, хорошо подходит к таким событиям, как рождение или свадьба; 90% японских свадеб совершаются по синтоистскому ритуалу.
Союз супругов скрепляется тем, что они трижды отпивают саке из одной чаши. Однако традиционный банкет, на который приглашают семью и сослуживцев, стоит дорого, поэтому многие молодожены предпочитают свадьбу за рубежом по другому ритуалу. Это дешевле и включает свадебное путешествие.
Информация о работе Синтоизм – политеистическая система Японии