ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА КИТАЯ
Учитель ИЗО,МХК
Лебедь С.Г.
900igr.net
Где вы, о древние народы!
Ваш мир был храмом всех
богов,
Вы книгу Матери – природы
Читали ясно без очков.
Федор Иванович Тютчев
КИТАЙ – это страна
с богатым прошлым и не менее интересным
настоящим, которая дала миру великих
ученых и философов, подарила множество
изобретений. Память о славных эпохах
великих императоров, бравых воинах и
седых мудрецах хранится в уникальном
искусстве и великом множестве памятников
истории, архитектуры и литературы, дошедших
через столетия до наших дней.
РЕЛИГИЯ
- Буддизм - буддизм, пришедший из Индии и бывший на территории Китая первой единой религиозной системой, проповедовал идеи милосердия, смирения на земле и непротивление злу, а также обещал спасение в раю для всех верующих и помощь милосердных богов - бодисатв. Являясь опорой феодального государства, это учение уже в V -VI веках получило чрезвычайно широкое распространение, заняв первое место среди прежних религий Китая, от которых буддизм позаимствовал много местных особенностей и старых народных культов.
- Даосизм - Одно из основных направлений древне - китайской философии; возникло в 4-3вв. до н. э, главные трактаты “Лао - цзы” и “Чжуан - цзы”. Основное понятие -дао. В центре учения Даосизма, противостоящему конфуцианству и моизму, - призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к жизни, близкой к природе.
РЕЛИГИЯ
- Конфуцианство - Этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до н.э Конфуцием. Выражало интересы наследственной аристократии. Конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших(“благородных мужей” и “мелких людишек”)- всеобщим законом справедливости. Со 2 в. до н. э и до Синьхайской революции 1911 - 13 конфуцианство являлось официальной государственной идеологией.
РЕЛИГИЯ
Китайцы называли
Конфуция Великим учителем. В
одной из легенд об этом
мыслителе приводится его разговор
с учеником: «Эта страна обширна
и густо населена. Что же ей
недостает, учитель?» — обращается
к нему ученик. «Обогати ее», отвечает
учитель. «Но она и так богата.
Чем же ее обогатить?» — спрашивает
ученик. «Обучи ее!» — восклицает
учитель.
- Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок, дерево, животное - позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
- Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности - каллиграфическим надписям - придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
КАЛЛИГРАФИЯ
КАЛЛИГРАФИЯ
- Китайская каллиграфия считается «прародительницей» японской, первые упоминания о ней датируются серединой II - серединой I тысячелетия до н.э. Каллиграфия возведена в Китае в ранг национального искусства.
ru.wikipedia.org/wiki
ru.wikipedia.org/wiki
КАЛЛИГРАФИЯ
Письменность
в традиционной китайской культуре
рассматривается как особая область
этики и эстетики.
ЖИВОПИСЬ
- Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток - это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы».
ЖИВОПИСЬ
www.kulichki.com
ЖИВОПИСЬ
- В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна -- это символ долголетия, бамбук - стойкости и счастья, аист - одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей - вытянутый свиток - помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.
Ма Линь. Слушая
ветер в соснах
www.bibliotekar.ru
- Традиционным жанром китайской живописи является «гохуа». Картины пишутся черной или серой тушью с помощью кисточки на бумаге или шелке. В одних случаях мастер с помощью всего лишь нескольких мазков черной туши различной толщины создает общие очертания пейзажа и человеческих фигур, не выписывая деталей. Это направление именуется «сей».
Другое направление, называемое «гунби», требует тщательного воспроизведения мельчайших деталей: причесок изображаемых людей, оперенья птиц и т. п.
ЖИВОПИСЬ
Ни Цзань, «Деревья
и долины горы»
Чжао Мэнфу.
Краски осени в горах
ru.wikipedia.org/wiki
ru.wikipedia.org/wiki
Портреты императоров
Император
Тай-цзу (Taizu) ( династия Мин)
Ли Хун-цзяо
Император
Кублай-Хан
ЖИВОПИСЬ
www.kulichki.com
ЖИВОПИСЬ
название неизвестно
Лян Шу-нянь
Цинь Лин-юнь
название неизвестно
www.kulichki.com
Бабочка и
розовый цвет
Ли Жун-вэй
Птица среди
лотоса
ЖИВОПИСЬ
www.kulichki.com
Ван Шань.
Вишня в
цвету
Бадашань жэнь.
Цветок, скала,
и две рыбы
ЖИВОПИСЬ
www.kulichki.com
Чжао Цзи, Хуэйцзун.
Журавли
www.bibliotekar.ru
ЖИВОПИСЬ
ЖИВОПИСЬ
Чжао Мэн-фу. Монах
www.kulichki.com
ИСКУССТВО
ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ
- В Китае культ природы существует с незапамятных времен и до наших дней. Картина китайского художника - это не просто пейзаж, а своего рода модель вселенной, где Небо и Земля связаны горами. Пейзажная живопись появилась в Китае на тысячу лет раньше, чем в Европе.
Ма Юань.
Напевая в
пути
www.bibliotekar.ru
Ни Цзань.
Деревья в
долине реки Юшань
www.bibliotekar.ru
Чжао Бо-цзюй.
Пейзаж
www.kulichki.com
КИТАЙСКИЙ
ФАРФОР.
КИТАЙСКИЙ
ФАРФОР.
Блюдо с
драконом
Чаша типа
гэ
www.bibliotekar.ru/china1
Китайские
вазы
www.bibliotekar.ru/china1
КИТАЙСКИЙ
ФАРФОР.
Храмовая ваза
Ваза с пионами
Ваза в форме
дыни
www.bibliotekar.ru/china1
КИТАЙСКИЙ
ФАРФОР.
СКУЛЬПТУРА
http://ru.wikipedia.org/wiki
Глазурованный
сосуд .
Период трех
династий
Китайский
трехцветный глазурованный конь.
Династия Тан.
СКУЛЬПТУРА
Будда Вайрочана в пещерных храмах Лунмэнь
archi.1001chudo.ru/china
Большая статуя Будды Вайрочаны в пещерных храмах Лунмэнь выделяется не только своим размером. Ее ценят и как один из высоких образцов искусства периода династии Тан. Будда Вайрочана восседает в открытом гроте Фэнсянь. Возможно, размеры призваны подчеркнуть величие Вайрочаны: высота статуи 17,4 метра, только голова Будды – 4 метра, а удлиненные уши – 1,9 метра.
Но главное в статуе – не высота. Будда считается и самой большой, и самой красивой статуей здешних пещерных храмов, жемчужиной Лунмэня.
Терракотовая скульптура
из могильника императора Циньшихуана
www.legendtour.ru/rus/china
Музей терракотовых фигур.
- Весь комплекс состоит из 4 зон: двух огромных полей для глиняных фигур воинов в натуральную величину, командного пункта и одной пустой шахты. Выставлено для обозрения 7000 скульптур воинов и лошадей, построенных в боевые порядки. Захоронение называют "восьмым чудом света" и оно действительно производит грандиозное впечатление. В комплексе также находятся две колесницы, изготовленные из множества металлических деталей и так же считающиеся уникальной находкой, подтверждающей уровень развития древнего Китая.
www.legendtour.ru/rus/china
Терракотовая скульптура
из могильника императора Циньшихуана
Музей терракотовых фигур.
www.legendtour.ru/rus/china
Терракотовая скульптура
из могильника императора Циньшихуана
Музей терракотовых фигур.
- Терракотовое войско было случайно обнаружено 1976 году крестьянами, обрабатывающими землю. Место, где были обнаружены подземные склепы с террактовыми фигурами воинов, которые по замыслу тогдашних китайских правителей должны были служить императору Циныиихуану (259 — 210 гг. до н .э.) в загробном мире, находится в 4 км. к востоку от г. Сианя и на расстоянии 1,5 км. от могильного кургана Циньшихуана. Прибывшие археологи обнаружили, что конные в натуральную величину статуи "охраняют" гробницу императора Цинь Шихуанди, умершего в 210 году до нашей эры и знаменитого тем, что он объединил китайские государства в единую Поднебесную империю и приказал возводить Великую китайскую стену. Вошел он также в историю и как один из самых жестоких владык мира.
- Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красотой и работой мастера. Наверное, поэтому красота китайских пейзажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику.
АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА
- За пяти тысячелетнюю историю китайской цивилизации сохранилось немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются шедеврами мирового масштаба. Их разнообразие и оригинальность воплощают в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества.
Подавляющее большинство строений в древнем Китае строились из дерева. Будь то жилой дом или императорский дворец, в первую очередь в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. На этом основании затем возводилась кровля, покрываемая впоследствии черепицей. Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом.
- Китайская архитектура восприняла немало иноземных влияний, однако устойчивость культуры Китая в том и выражается, что все новшества переосмысляются в рамках традиции и заимствованные элементы никогда таковыми не выглядят, а воспринимаются как исконно китайские.
Если в официозных "императорских городах", последним из которых был Запретный город в Пекине, преобладали сплетенные в симметричной гармонии пышность и строгость, в "летних дворцах" господствовали изящество и обаяние. Если холмов и озер не было, то их создавали, не считаясь с затратами, чтобы присутствовали все формы пейзажа на любой вкус.
АРХИТЕКТУРА
Малая пагода диких гусей. Сиань
ru.wikipedia.org/wiki
ДВОРЦОВАЯ
АРХИТЕКТУРА
Пекин, Запретный
город
www.portalostranah.ru
ru.wikipedia.org/wiki
Пекин, стена
Запретного города
ru.wikipedia.org/wiki
ДВОРЦОВАЯ
АРХИТЕКТУРА
ХРАМЫ И
АЛТАРИ
Храм Урожая (это главный храм
комплекса, часто называемый Храмом Неба).
Занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия
человечества. Площадь комплекса
составляет 267 га. Тяньтань является одним
из символов города.