Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:18, реферат
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Факты, собранные многими исследователями - лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества (Некоторые родители не отмечают словотворчества у своих детей. Это объясняется, скорее всего, тем, что они недостаточно внимательно относятся к речи своих детей). При этом оказывается, что некоторые "новые" слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, "всехний", "всамделишний"), другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у других.
Выполнила студентка группы ДОВ-11 Анисина Ксения
СРС 8.
Методика формирования грамматического строя речи.
1)Детское словотворчество.
Появление новых слов в речи детей называют словотворчеством.
Словотворчество
составляет одну из важнейших
особенностей развития речи
К. И.
Чуковский подчеркивал
Что же
представляет собой эта
Прежде всего посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей.
Здесь интересно
привести некоторые наблюдения
психолога Т. Н. Ушаковой, которая
много сделала в изучении
Т. Н.
Ушакова выделяет три основных
принципа, по которым дети образуют
новые слова: а) часть какого-
Вот примеры,
взятые из работы Т. Н.
"Слова - о с к о л к и":
1. Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь" (3 года б месяцев).
2. Пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?" (3 года 6 месяцев).
3. Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом" (3 года 10 месяцев).
4. Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?" (4 года 11 месяцев).
Прибавление к корню "чужого" окончания:
1. Пургинки (снежинки): "Пурга
кончилась, остались только
2. Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рва-ность" (3 года 8 месяцев).
ваши страшности" (6 лет).
"Синтетические слова":
1. Ворунишка - вор и врунишка (3 года 6 месяцев).
2. Бананас - банан и ананас (3 года 9 месяцев).
Второй
способ создания ребенком
Интересно также посмотреть, как создаются "синтетические слова". В таких словах, как "ворунишка", "бананас", "огромадный", происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор - врунишка, банан - ананас, огромный - громадный и т. п.
Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова "чай" и "пить" (получается глагол "чайпить"), "вынь" и "возьми" ("выньми мне занозу"), "все люди", "всех людей" (всехлюдная), "в самом деле" (всамделишный). Эти слова строятся по тому же принципу, что и "синтетические слова" взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит...
Словотворчество,
как и усвоение обычных слов
родного языка, имеет в своей
основе подражание тем речевым
стереотипам, которые дают
Таким образом,
усвоение речевых шаблонов и
здесь является основой.
Но это
же тонкое чувство языка
Когда дети
достигают примерно
2)Дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи
1. Дидактическая игра «Измени и скажи правильно».
Цель: научить детей внимательно слушать и находить ошибки.
Ход игры: детям задавались вопросы и давались варианты ответов поставленных в начальную форму, ребенок должен был дать ответ в правильном варианте.
Речевой материал:
- Люблю кого? Что? (мама, Родина, кошка);
- Цени что? (труд, забота, дружба);
- Береги что? (книга, игрушка, деревья, птиц);
- Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение).
1. Дидактическая игра «Кто, чем защищается».
Цель: закрепить тему «Животные и птицы», усвоение творительного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: дети рассматривали картинки с изображением животных, и отвечали на вопросы: кто чем защищается?
Речевой материал:
- Чем защищается собака? (слон, олень, еж, гусь, кошка).
Игровое упражнение «Догадайся, что делает девочка, и что отвечает».
Цель: научить образовывать формы 1-го и 3-го лица глаголов.
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: детям показывались сюжетные картинки с конкретным изображением действия, и ответить на вопросы «Что делает девочка?» и ответ девочки в 1 лице настоящего времени.
Игра «Заготовки на зиму».
Цель: закрепить тему «Овощи и фрукты», научить детей образовывать относительные прилагательные от названия овощей.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с изображением овощей, и экспериментатор объяснял, что из овощей и фруктов можно приготовить на зиму заготовки, это может быть варенье, сок, компот, салат. Экспериментатор задал вопросы, и дети отвечали по своим картинкам.
Речевой материал:
- Какой сок можно приготовить из яблок (мандаринов, черники, ананаса, малины, персиков, абрикосов);
- Какое варенье можно
приготовить из вишни (
- Какой салат можно
приготовить из капусты (
3)примеры дидактических
игр и упражнений по
Игра «Завершение рассказа»
1 вариант
Описание игры: Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».
Необходимо придумать
продолжение и окончание
Рассказ
можно оценить по следующим
критериям: — законченность
2 вариант
Описание игры: Дети должны составить рассказ с использованием отдельных слов.
Детям предлагаются отдельные слова. Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.
Игра «Размытое письмо»
Описание игры: Медвежонок получил письмо от брата. Но некоторые слова размыло дождем. Надо ему помочь прочитать письмо. Читая письмо, учитель интонацией побуждает детей дополнять предложение: «Дорогой мой ...! Добрый ...!
Как ты поживаешь? Как твое ... ? Я живу хорошо. Моя подруга белочка принесла ... мячик, и мы стали с ним ... До...! Твой ... Топтыжка»
Игра «Дополни предложение».
Описание игры: Дети должны дополнить предложения. Найти последнее слово к каждому предложению. Вставить в него нужную букву.
У кошки зоркие глазки и острые ________________.
Кошке игрушки, а мышке _______________.
Хороша кашка, да мала ______________.
Зимой шубка не ________________.
Слова для справок: шу _ ка, ча _ ка, зу _ ки, слё _ ки.
Игра «Составь предложение».
Описание игры: Детям предлагается разделить текст на предложения. Прочитать, что получилось.
По двору бежал кот в зубах у кота была мышь.
Игра «Живые слова»
Описание игры: Каждому ребенку присваивается слово. Воспитатель говорит: «Пусть у Оли будет слово "медвежонок", у Юры — слово "любит". Какое третье слово выберем? (Мед.) Teпepь прочитаем предложение: "Медвежонок любит мед". Поменяем местами второе и третье слова. Что получилось? (Первое слово станет последним.) Заменим слово "мед" словом "кувыркаться". Что получилось? Составьте свои предложения со словом "медвежонок"».
Ролевая игра «Снимаем фильм»
Описание игры: Учитель
формирует несколько «
- первый вариант: музыкальная комедия. Все персонажи (Красная Шапочка, бельчонок, мама, бабушка, дровосек и охотник, Серый волк) поют, смеются и радуются. Все дружат и живут счастливо.
- второй вариант: триллер. Серый волк гонится за мамой и Красной шапочкой и съедает последнюю. Охотник хочет поймать бельчонка. Бабушка и дровосек прячутся, за ними погоня. Всюду чувствуется опасность.
Информация о работе Методика формирования грамматического строя речи