Невербальные выразительные средства аратора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:26, реферат

Краткое описание

Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.
Невербальное общение – наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.

Содержание

Введение 3
1. Мимика 4
2. Жестикуляция 5
3. Движения 9
4. Зоны 11
4.1. Зоны дистанций 11
4.2. Запретные зоны 12
5. Раздражители и реакции 12
5.1. Раздражители 12
5.2. Реакции 14
Заключение 16
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Жамков невербальные выразительные средства оратора.docx

— 44.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1. Мимика 4

2. Жестикуляция 5

3. Движения 9

4. Зоны 11

4.1. Зоны дистанций 11

4.2. Запретные зоны 12

5. Раздражители и реакции 12

5.1. Раздражители 12

5.2. Реакции 14

Заключение 16

Список литературы 18

 

 

 

Введение

Невербальное общение  – общение без помощи слов часто  возникает бессознательно. Оно может  либо дополнять и усиливать словесное  общение, либо ему противоречить  и ослаблять. Хотя невербальное общение  и является часто бессознательным  процессом, в настоящее время  оно достаточно хорошо изучено и  для достижения нужного эффекта  с успехом может контролироваться.

Невербальное общение  – наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона  тела, мимики, тембра и интонации  голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга  без слов.

Невербальный язык настолько  мощный и общий, что часто мы без  труда понимаем собаку, что она  хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а  когда отправляемся на улицу без  нее.

Выражение ораторское искусство  имеет несколько  значений. Под  ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

 Подобное  определение  ораторского искусства  было  принято еще в античные времена.  Например, Аристотель определял  риторику как «способность находить  возможные способы убеждения  относительно каждого данного  предмета». Эта традиция была  продолжена и в русской риторической  науке. Так, М.В. Ломоносов в  своем труде «Краткое руководство  к красноречию» писал: «Красноречие  есть искусство о всякой данной  материи красно говорить и  тем преклонять других к своему  об оной мнению».

 

1. Мимика

Главным показателем чувств говорящего является выражение лица.  В  особой степени в разговоре  участвуют глаза.

В «Частной  риторике»  профессора  русской  и  латинской  словесности  Н. Кошанского   есть  такие слова:  «Нигде  столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах,  благороднейшей  части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам,  если холодная душа дремлет в ораторе…  Телодвижения  оратора всегда  бывают  в тайном согласии с чувством души, с стремлением воли, с выражением голоса».

Для  каждого,  участвующего  в  беседе,  с  одной  стороны,  важно  уметь «расшифровывать»,  «понимать»  мимику   собеседника.   С   другой   стороны, необходимо знать, в какой степени он  сам  владеет  мимикой,  насколько  она выразительна.

Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики  губ, приоткрытый  рот  свидетельствуют  об  удивлении;  опущенные   вниз   брови, изогнутые  на лбу морщины, прищуренные глаза,  сомкнутые  губы,  сжатые  зубы выражают гнев.

Тот, кто выступает с  непроницаемым лицом игрока  в  покер  или  окидывает окружающих затуманенным взором, едва ли завоюет  сердца слушателей,  хотя  бы он желал  им поведать еще так много умного.  Еще  меньшего  успеха  достигнет  оратор, который примет вид, будто  без зонтика попал под сильный  град1.

Глаза тоже говорят. Оратор не должен равнодушно глядеть поверх людей  или пристально смотреть в  потолок. Любой  слушатель  должен  почувствовать,  что его увидели. Иногда  бросают  взгляд  даже  на  отдельного  слушателя,  если заметно его особое участие. Этот контакт глаз желательно  укрепить.  Беглого взгляда  недостаточно.  Нужно  не  забыть  ни  одну  группу  слушателей,  их медленно обводят взглядом и потом взгляд  то  и  дело  направляют  в  задние ряды.

Иногда у оратора плохая привычка резко переводить  взгляд  с  одной  стороны зала на другую, как будто он наблюдает теннисный  матч.

Мимика может быть серьезной  или веселой,  но  она  всегда  должна  быть дружественной и  никогда не нарушать меру. Никому  не  хочется  видеть  маску застывшего смеха, подобную той,  что  мы  видим  на  рекламе  зубной  пасты.

Естественно, дружелюбно, любезно  —  таков  девиз.  Один  немецкий  министров кратко выразился о  товарище по партии и премьер-министре, который  постоянно смеялся: ему  нельзя участвовать в похоронах  — он и там рассмеется.

В  целом  поведение   во   время   произнесения   речи   повышает   ее выразительность  и налаживает контакт со слушателями.

Основной  тон  связан  с  соответствующей  ситуацией,  но  сдержан   как   в физическом, так и в духовном отношении. Слушатель  хочет  не  только  понять смысл  слов, но и почувствовать человеческое общение. Если мы охотно  слушаем  выдающихся ораторов, даже когда они, возможно, не говорят ничего нового,  то причина в том, что они  обладают  личным  обаянием  благодаря  дару  речи  и особенно увлекающей силе их глаз и выразительности жестов.

 

2. Жестикуляция

О  многом  может  сказать  и  жестикуляция  собеседника.   Мы   даже   не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек  при  общении, как часто  он ими сопровождает свою речь. И  вот что удивительно.  Языку  учат с  детства,  а  жесты  усваиваются  естественным   путем,   и   хотя   никто предварительно  не  объясняет,  не  расшифровывает  их  значение,  говорящие правильно  понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что  жест используется чаще всего не сам по себе, а  сопровождает  слово,  служит  для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его2.

Когда мы наблюдаем дружескую  беседу двух южан, то ужасаемся, как  дают они волю жестам -  говорят  «руками  и  ногами».  В  наших  холодных  краях  эти анатомические  отклонения находятся в большей  степени под контролем. Но  даже и  у  нас  ораторы  размахивают  руками  и  наносят  удары  кулаками,  ведут воздушный  бой  с  невидимым  врагом  или  хватаются  за   волосы,   подобно вагнеровским героям. «Кажется, что некоторые  ораторы занимаются  боксом»,  — считает Спэрджен.  Мы  не  подражаем оратору,  который,  как на  аукционе, угощает безвинную кафедру такими ударами, что стоящий на ней стакан с водой испуганно подпрыгивает.

Хрущев, произнося речь в  Организации Объединенных Наций  в Нью-Йорке, даже снял ботинок и  дубасил им  по  кафедре с целью энергичного подчеркивания своих мыслей,  дав повод Вернеру Финку для замечания,  что нельзя  от неизбранного свободно властителя ожидать, чтобы он проявил себя  избранным.

С помощью  ботинка  Хрущев  даже  приблизительно  не  достиг  того  эффекта, который произвел столь же склонный  к  динамичным  поступкам  Мартин  Лютер, расколов однажды во время проповеди в  Айзенахе кулаком трехдюймовую  доску, по сообщению Спэрджена.

Этих дурных привычек легко  избежать,  если  держать  свой  темперамент  в узде. Куда  же  деть  руки?  Лучше  свободно  положить  их  на  кафедру,  не удерживая все время в одном  и том же положении. Некоторые  ораторы  потирают руки, как будто  радуются тому, что одурачили делового партнера.

А теперь позитивное о жестикуляции: она может и должна  сопутствовать ходу мыслей. Жесты должны быть скупыми, только тогда они действенны.  Шаблонных фигур жестикуляции не  существует.  Имеются,  пожалуй,  жесты  приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

Оживленной жестикуляцией  чаще пользуются, чтобы подчеркнуть  свои  слова.  С помощью пальцев  можно пояснить нюансы.

Жестикуляцию постоянно  применял во время произнесения своих  речей министр экономики Шиллер. Он  постоянно  будто  взмахивал  воображаемой  мухобойкой.

Карло Шмид сообщает о главе  оппозиции Курте Шумахере:  «Он  остался  тем  же фехтовальщиком, каким он мне  показался  при  первой  встрече  тридцать  лет  назад, да, даже показалось, что его  жестикуляция стала еще интенсивнее,  еще выразительнее, полной жизни, еще  более  подчеркивающей  сказанное  словами.

Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны  с ритмикой речи. Понаблюдайте  за  выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт  речи  размахивает рукой.

Ритмические  жесты  подчеркивают  логическое   ударение,   замедление   и ускорение речи, место пауз, то  есть  то,  что  обычно  передает  интонация. Произнесите, например, пословицы: Говорит, что воду цедит; Строчит,  как  из пулемета, сопровождая  их ритмическими жестами.

Произнося первую пословицу,  мы  делаем  несколько  замедленное  движение рукой в правую сторону. При этом  и  гласные  звуки  произносятся  несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные  движения  ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты3.

Эмоциональные жесты

Речь  наша  часто  бывает  эмоциональной.  Волнение   радость,   восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение,  растерянность,  замешательство  — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но  и  в  жестах.

Жесты, передающие разнообразные  оттенки чувств,  называются  эмоциональными.

Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку  такие  жесты стали общезначимыми. Например:  бить  себя  в  грудь,  стукнуть  кулаком  по столу, хлопнуть  себя по лбу, повернуться спиной, пожать  плечами,  развести руками, указать  на дверь.

Указательные  жесты

Скажите, можно ли выполнить  приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без  жеста?  Ответ  будет  один: «Нельзя!» В  таких  ситуациях  требуется  указательный  жест.  Им  говорящий выделяет какой-то предмет из ряда  однородных,  показывает  место — рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования — по очереди,  через одного.

Указать можно взглядом,  кивком  головы,  рукой,  пальцем  (указательным, большим), ногой, поворотом  тела.

Некоторые  указательные  жесты  имеют  условный  характер.   Так,   когда говорящий показывает себе на грудь — слева, где сердце, говоря: «У него  тут (жест) ничего нет», то понятно, речь  идет  о бессердечном,  бесчувственном человеке.

Бывают  случаи,  когда  расшифровка  жеста  определяется  ситуацией.  Вот несколько примеров:

Изобразительные жесты

А теперь проведем  эксперимент.  Задайте  тому,  кто  находится  сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и  рябь на воде?» В ответ  услышите: «Это лестница вот такая  (делается  вращательное движение правой рукой  по  вертикали).  А  рябь…  (волнообразное  движение рукой по горизонтали)». Задавайте этот вопрос кому угодно и  сколько  угодно раз, и вы убедитесь, что почти все  без жеста не могут обойтись,  хотя  уж  и не так сложно дать словарную дефиницию  (толкование):  винтовая  лестница  — лестница, идущая спиралью, винтообразно;  рябь  —  незначительное  колебание водной поверхности, а также  легкие  волны  от  такого  колебания.  Но  жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и  отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным.

Символические жесты

Вы, несомненно,  не  один  раз  были  в  театре,  на  концерте,  смотрели выступление  актеров  по  телевидению.  Вспомните,  как  они  жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый  частый  жест  —  поклоны, как  символ благодарности за теплый прием,  за  аплодисменты.  Или,  стоя  на авансцене, актер широко разводит руки в стороны,  как  бы  заключая  в  свои объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку  (руки)  прижимают к груди и низко кланяются.  Этот  жест  символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.

Другая картина. Передача КВН.  Ведущий  Александр  Маслюков  представляет судей. Один, когда называют его, встает, поворачивается к  сидящим  в зале, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх,  соединяет ладони  и покачивает руками;  третий  кланяется;  четвертый приветливо  машет рукой.

3. Движения

Чем свободнее кажется игра движений, чем мягче и «круглее» отдельные движения  переходят одно  в другое,  тем теснее  взаимосвязь с   ритмом.

Напряженность и расслабленность  сменяют друг друга.  Ритм  –  это  природное движение жизни  и вегетативное собственное движение.

Чем меньше  те  или  иные  движения  связаны  какой-либо  определенной целью, тем они ритмичнее. Таким  образом  ритм  и расслабленность являются элементами, которые взаимосвязаны друг с другом  и влияют  друг  на  друга4.

Ритмичность служит для душевного  расслабления,  для  возникновения  ощущения того, что вам хорошо, и  способствует фантазии. И в  тех  случаях,  когда  мы наблюдаем  за  ритмично  протекающими  процессами,  например  за  отливом  и приливом моря, у нас возникают чувства, связанные с ритмом.

Потирание  рук,  хождение  туда-сюда,  раскачивание   верхней   части туловища –  все  это  ритмичные  движения,  к  которым  мы  сознательно  или бессознательно  прибегаем  для  того,  чтобы  успокоится.  Улучшается   даже производительность труда, если  работу  можно  организовать  в  определенном ритме. Чем быстрее ритм, тем быстрее  нарастает возбуждение.

Такт. В живой природе  такт в чистом виде не наблюдается.  Такт  возник лишь  благодаря  изменяющему  рассудку  и  регулирующей  воли.   Поэтому   в человеческом  поведении  такт  проявляется  только  в  тех  случаях,   когда происходит  подражание  механическим  процессам,  например  при   выполнении гимнастических упражнений и в особенности при строевом шаге на параде.  Такт четко ограничивает каждое отдельно взятое упражнение.

Информация о работе Невербальные выразительные средства аратора