Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:02, реферат
Современная риторика – это центр всей гуманитарной культуры. Она тесно связана с языкознанием (полноценное риторическое образование обеспечивается на основе лингвистической базы), литературоведением (обе дисциплины изучают построение речевых произведений), психологией (законы, управляющие внутренним миром человека, психология речедеятельности), историей (развитие общества и история риторической науки), философией (совершенствование человеческой мысли), логикой (навыки логического мышления), этикой (формирование нравственной позиции и ее отражение в речи) 1.
1. Неориторика и современное образование
2. Неориторика и смежные дисциплины
3. Возникновение неориторики
4. Специфика и направления неориторики
5. Сущность и цели неориторики
6. Проблематика неориторики.
7. Части (каноны) риторической разработки речи
8. Перспективы риторики
Раздел неориторики в процессе модернизации вузовского образования играет особую роль. Неориторика, в основе которой заложена антропологическая парадигма, несет дидактические возможности формирования у студентов целевого речетворческого умения – коммуникативной компетентности, понимаемой как комплекс знаний, умений, позволяющий коммуниканту добиваться результативности в общении.
Цель введения курса по неориторики в гуманитарных вузах – формирование образов представлений и знаний, определяющих коммуникативные стратегии гармонизирующего диалога и соответствующую профессиональную коммуникативную компетенцию. Задачами курса являются разработка моделей современного научного осмысления проблем, сопряженных с языковым сознанием участников коммуникативного процесса (говорящего и слушающего), порождением, восприятием и интерпретацией речи.
Введение курса по неориторике способствует внедрению в учебный процесс активных технологий обучения: коммуникативных игр, нериторических тренингов и практикумов. Данные технологии ориентируют разработчиков процесса методического моделирования на переход от формально-знаковой к личностно-деятельностной парадигме. В результате учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Практические занятия проводятся в игровой форме, дебатов, мозгового штурма и носят версионный характер. Основным объектом становится «эффективная речь», направленная на определенного адресата, взаимодействующая с адресантом в конкретном коммуникативном контексте. В частности, продуктивной представляется модель Ш. фон Туна, учитывающая содержание сообщения и его личностный смысл.
Одна из основных задач,
которую призвана решить неориторика,
– выработка бережного
Неориторические игры могут быть использованы не только для развития лабильности, гибкости мышления, но и выработки навыков снятия аудиторного шока. Представляется, что игровая технология может стать одним из наиболее эффективных методических направлений в области неориторики, так как «человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра» (Й. Хейзинг). Таким образом, ценность неориторической науки состоит в том, что она не только дает речеведческие знания и совершенствует умения пользоваться речью будущих выпускников вуза – специалистов, но и помогает подготовить коммуникативно грамотного профессионала, обладающего речевой компетенцией2.
Неориторика, как и языкознание, относится к кругу семиотических наук (работы В.Н.Топрова, Ю.М.Лотмана). Стилистика и культура речи представляют собой обособившиеся и самостоятельно развивающиеся подразделы старой риторики. Проблематика ряда других дисциплин, филологических и нефилологических, пересекается с проблематикой риторики. Таковы: синтаксис сверхфразовых единств и лингвистика текста, лингвистическая теория экспрессивности, лингвистическая теория прозы, но также логические науки, особенно современные неклассические логики, психолингвистика, психология памяти и эмоций и др.
К кругу традиционных риторических дисциплин относятся эристика, диалектика и софистика. К дисциплинам неориторического цикла относят лингвистическую теорию аргументации, исследование коммуникации, общую семантику (general semantics), структурную поэтику, литературоведческий анализ текста в рамках направления new criticism и др.
Риторика как систематическая д
С начала 17 в. появляются первые письменные русские риторические пособия. Первая русская риторика (1620) представляет собой перевод с латинского риторики одного из вождей Реформации Ф.Меланхтона (1497–1560). Другим важнейшим учебником по красноречию стала Риторика, приписываемая митрополиту Макарию.
Оригинальную концепцию
русской риторики предложил М.В.Ломоносов (1711–
На Западе эпоха Просвещения стала эпохой упадка риторики. Риторика приобрела репутацию догматической дисциплины, не имеющей практического значения, а если и применявшейся, то лишь для введения слушателей в заблуждение. Интерес к риторике был утрачен. Ситуация изменилась лишь в первой половине 20 в., под влиянием радикальных экономических и политических преобразований в жизни общества, выдвинувших новые требования к речевой практике.
Возрождение риторики в 20 в. началось в США. Его связывают, прежде всего, с деятельностью И.А.Ричардса и К.Берка. Труд И.А.Ричардса Философия риторики (1936) показал актуальность и общественную значимость «убеждающей» риторики, а работы К.Берка (в частности, Риторика мотивов) акцентировали значение литературной риторики.
Проблематика новой риторики разрабатывалась в работах американских теоретиков пропаганды Г.Лэсуэлла, У.Липпмана, П.Лазарсфельда, К.Ховланда и основателей управленческой дисциплины «связи с общественностью» А.Ли, Э.Бернайза, С.Блэка и Ф.Джефкинса. С самого начала риторического возрождения в США акцент делался на риторику средств массовой коммуникации (поскольку риторика рассматривалась как эффективный инструмент манипуляции общественным мнением, т.е. инструмент социальной власти) и деловую риторику (ведение переговоров, убеждение партнера и т.д.). По уровню проникновения практической риторики в общественную жизнь США можно назвать риторической сверхдержавой.
Тем не менее, появление новой риторики связано с Европой – с выходом в свет во Франции трактата Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки Новая риторика. Трактат об аргументации (1958). В нем на современном уровне научных знаний, прежде всего логических, получила дальнейшее критическое развитие риторическая система Аристотеля. Х.Перельман и Л.Ольбрехт-Тытека подвергли рассмотрению связь логики и аргументации, понятия аудитории, диалога, неоднозначности, презумпций, топосов, нормативности, ошибок аргументации, категоризировали аргументы и детально проанализировали их отдельные категории.
Важную роль в современной теории аргументации занимает анализ суждений о ценностях. Кроме Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки этому посвящали свои работы Р.Л.Стивенсон, Р.Хэар, С.Тулмин, К.Байер. Эти и другие аспекты теории аргументации разрабатывают также А.Нэсс, Ф. ван Эемерен, В.Брокриди и др.
Авторитетом среди исследователей пользуются Пособие по литературной риторике (1960) Г.Лаусберга и важная в методологическом отношении работа Общая риторика (1970) льежской группы «мю» (Ж.Дюбуа с коллегами). После выхода в свет труда льежцев новую риторику часто называют «общей риторикой» 5.
В России кризис риторики оказался сдвинут по времени. Начавшись приблизительно в середине 19 в., он завершился в конце 70-х – начале 80-х годов 20 в. Несмотря на это, в 20-е годы 20 в. в России предпринимались попытки возрождения теории ораторского искусства. Был создан первый в мире Институт живого слова с участием С.М.Бонди, В.Э.Мейерхольда, А.В.Луначарского, Н.А.Энгельгардта, Л.В.Щербы, Л.П.Якубинского и др., функционировала лаборатория публичной речи К.А.Сюннеберга. Риторическая инициатива не получила поддержки официальных кругов. В официальной теории ораторского искусства сформировалась странная оппозиция. Риторика как носитель дурных качеств стала противопоставляться советскому ораторскому искусству как носителю хороших качеств: «В наше время риторика – осуждающее определение напыщенного, внешне красивого, но малосодержательного произведения, речи и т.п.» (Словарь литературоведческих терминов. М., 1974, с. 324). При этом объективный и детальный анализ даже советского ораторского искусства не поощрялся.
Предвестниками выхода из «риторического кризиса» стали отдельные важные теоретические работы по риторике в 1960–1970-е годы (С.С.Аверинцев, Г.З.Апресян, В.П.Вомперский и др.). В современной России появляется значительное количество трудов по дидактической и теоретической риторике, что позволяет говорить о риторическом ренессансе. Авторов указанных работ можно разделить на пять групп. Деление отличает некоторая доля условности, в частности потому, что разные работы одного исследователя иногда позволяют относить его к разным группам одновременно.
1. Сторонники возрождения традиционной риторики как «искусства красно говорить» с учетом новых научных достижений. Это значительная часть ученых, занимающихся преподаванием риторики (В.И.Аннушкин, С.Ф.Иванова, Т.А.Ладыженская, А.К.Михальская и многие другие). 2. Разработчики современной теории аргументации, когнитивной лингвиситики и теории речевого воздействия (А.Н.Баранов, П.Б.Паршин, Н.А.Безменова, Г.Г.Почепцов, В.З.Демьянков, Е.Ф.Тарасов и др.). 3. Разработчики отдельных риторических направлений – теории фигур, тропов, теории экспрессивности (Н.А.Купина, Т.В.Матвеева, А.П.Сковородников, Т.Г.Хазагеров и др.). 4. Методологи риторики (С.И.Гиндин, Ю.В.Рождественский, Е.А.Юнина и др.). 5. Исследователи «литературной риторики» – поэтического языка (М.Л.Гаспаров, В.П.Григорьев, С.С.Аверинцев, В.Н.Топоров и др.) 6.
Во второй половине 20 века начинается очередной расцвет риторики – возникает новая риторика (неориторика). Создателями неориторики, были преимущественно логики. Сферой интереса неориторики вновь была объявлена эффективность воздействия и убедительность речи и текста. В связи с этим неориторику иногда именуют неоаристотелевским направлением, особенно если речь идет о неориторике Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки. Данная отрасль разрабатывается на стыке лингвистики, логики, теории аргументации, философии, психологии.
В различных этнокультурах неориторика имеет свою специфику. В Англии – риторическая критика (“rhetorical criticism” – последователи К. Берка), учение о коммуникации (“public communication”, “speaking” – К. Арнольд, И. Боуэрс), учение о переговорах (Р. Фишер, У. Юри). В Германии – теоретическая и историческая риторика (Г.Лаусберг, Г. Плетт, Г. Уэдинг, Й. Коппершмидт). Во Франции - охват нескольких направлений: брюссельского (последователи Х. Перельмана), льежского (общая риторика - “rhetorique generale”, – или группа “мю» (Ж. Дюбуа, Ф. Эделин), структуралистского (Р. Барт, Ц. Тодоров); постструктуралистского, или постфундаменталистского (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида). В США - риторическая методология и критика, а также риторика как теория речевой коммуникации. В рамках английской неориторической школы утверждается, что любое высказывание может получить риторическую интерпретацию, будучи рассмотрено в терминах ситуации высказывания и в отношении к любому слушателю, читателю.
В немецкой неориторической школе рассматривается двойная сущность риторики. Во-первых, риторика предстает как теория построения текстов, воздействующих на адресата таким образом, что он совершает «ментальные и реальные» акты, соответствующие интенции адресанта. Исходя из этого, сроится концепция риторической коммуникации, в процессе которой должен сформироваться консенсус как основа для совместного социального взаимодействия. Во-вторых, риторика понимается как анализ и интерпретация существующих литературных текстов. Это направление находится под воздействием герменевтических идей М. Хайдеггера, Х. – Г. Гадамера. По Г Лаусбергу, риторическое толкование текстов имеет прагматическую ориентацию и представляет синтез герменевтического, коммуникативного и критического аспектов. Р. Шульце утверждает, что обращение к устной речи и исследование ее закономерностей играет важную роль в понимании смысла письменного текста7.
Брюссельское направление
французской неориторической