Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:34, творческая работа
Какие-то сто лет назад и ранее наши дедушки и бабушки не сталкивались с проблемой натуральности продуктов. Все пищевые продукты были натуральными. Затем появились химические удобрения, сельскохозяйственные ядохимикаты, которые во много раз облегчают труд и способствуют заметному повышению урожайности. Появились антибиотики, которые помогают в борьбе с болезнями животных. Технологии производства продуктов питания так далеко шагнули за последние 30 лет вперед, что стало возможным синтезировать заменители множества составляющих пищевых продуктов, пищевкусовые добавки, красители, ароматизаторы, консерванты и многое другое. Из последних новинок – применение продуктов генной инженерии.
Биопродукты на марше
М.А. Олигер руководитель органа по сертификации ООО "Национальный центр сертификации "Пахалах
Какие-то сто лет назад и ранее наши дедушки и бабушки не сталкивались с проблемой натуральности продуктов. Все пищевые продукты были натуральными. Затем появились химические удобрения, сельскохозяйственные ядохимикаты, которые во много раз облегчают труд и способствуют заметному повышению урожайности. Появились антибиотики, которые помогают в борьбе с болезнями животных. Технологии производства продуктов питания так далеко шагнули за последние 30 лет вперед, что стало возможным синтезировать заменители множества составляющих пищевых продуктов, пищевкусовые добавки, красители, ароматизаторы, консерванты и многое другое. Из последних новинок – применение продуктов генной инженерии.
Это гораздо дешевле и
быстрее, чем выращивать и перерабатывать
сырье самим, а применение современных
технологий и заменителей натурального
сырья позволяет достигать
Тем не менее назревшая проблема стремительно ухудшающегося состояния здоровья населения не только в развивающихся, но и в экономически развитых странах, связанная именно с интенсификацией производства пищевой продукции, и как следствие, снижением качества продуктов питания, недостатка в них минеральных веществ и витаминов, избыточном потреблении рафинированных продуктов, вызвала необходимость принятия неотложных мер на государственном уровне по повышению качества продукции. Ведущими державами - Канадой, США, Японией, странами Европейского Союза (ЕС) принят ряд документов, регламентирующих основные принципы по организации производства экологических и биопродуктов, и в настоящее время проводятся активные действия по увеличению объемов их производства.
На Западе рынок биопродуктов переживает настоящий бум, несмотря на мировой экономический кризис. В то время как традиционный продовольственный рынок многих стран идет на спад, рынок органической продукции во всем мире растет на 20% ежегодно, и это не предел. Такому интенсивному росту рынка органической продукции способствуют постоянно ухудшающая экологическая обстановка в мире, скандалы относительно трансгенных продуктов, все чаще встречающиеся отравления людей зараженными и некачественными продуктами.
На российском рынке тоже стали встречаться товары с маркировкой «био-», «органик», «эко-». Вместе с тем наблюдается проблема, характерная только для России: маркировку «био-», «органик-», «эко» можно увидеть на любом виде отечественной продукции, в соответствии только с амбициями изготовителя, однако это далеко не всегда соответствует ожиданиям потребителя.
Основное и самое главное, что нужно знать рядовому потребителю, это то, что вся продукция, маркированная подобным образом, должна сопровождаться сертификатами, подтверждающими соответствие заявленным характеристикам. А требования к биопродуктам регулируются национальным законодательством каждого государства. В странах ЕС такая сертификация стоит очень дорого, к тому же требования, предъявляемые к продукции, очень жесткие и во многих случаях невыполнимые по отношению к России. Поэтому 99% продукции, прошедшей сертификацию в соответствии с международными стандартами, является импортируемой, а не отечественной.
Главная причина, по которой отечественная продукция не занимает достойного места на полках, предназначенных для продажи биопродукции - отсутствие законодательно и научно обоснованного определения понятия «биопродукт», отсутствие четких единых критериев, отличающих биопродукты от обычных, а также нормативной базы для подтверждения соответствия применительно к указанному типу продукции. Еще одна причина, по которой тормозится развитие рынка биопродукции – недостаточная информированность населения. Многим владельцам предприятий и фермерских хозяйств недостает знаний о соответствующих методах органического земледелия.
Большая часть отечественной
продукции, позиционируемой как
«БИО», «ОРГАНИК», «ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ»
продается с нарушениями
Настоящая биопродукция не может стоить дешево. Высокая цена органических продуктов питания складывается из множества факторов, в первую очередь, способов органического производства (выращивания), переработки, упаковки и хранения, исключающих применение химических веществ, методов генной инженерии, вредных физических воздействий в процессе изготовления, например, таких как химическое рафинирование, гидрогенизация, ионизирующее излучение. Такая продукция проходит тщательный контроль на каждой стадии своего производства, начиная с экологической оценки поля или фермы и заканчивая упакованным продуктом. Процесс получения биопродуктов не может носить массовый характер и не призван разрешить вопрос продовольственной безопасности, а сама продукция – штучный товар. Срок хранения органической продукции, как правило, короче, чем у аналогичных традиционных продуктов, и это тоже сказывается на цене.
В России в настоящее время
насчитывается всего около 15 органических
хозяйств, которые были сертифицированы
в основном по международным экологическим
стандартам. В нашей стране сертифицирующими
организациями также Тем не менее, несмотря ни на что, российский рынок биопродуктов начал стремительно развиваться, спрос рождает предложение, а востребованность в наличии натуральных продуктов питания на столах россиян должна неминуемо привести к разрешению вышеуказанных трудностей и вопросов. Удачи нам всем! |