Исследование рынка мяса птицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Приоритетными в агропромышленных комплексах области являются свиноводство, птицеводство, молочное животноводство, динамичное развитие которых способствует развитию вспомогательных отраслей и растениеводства. По объёму реализации на убой птицы (в живом весе) и скота среди регионов России Белгородская область занимает 1-е место.

Вложенные файлы: 1 файл

Vvedenie.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Рынок мяса является для России одним из самых приоритетных и крупных продуктовых рынков.

В 2010 году на российских предприятиях было произведено 3,85 млн  тонн продукции, что на 14% больше, чем за прошлый год. На российский рынок мяса влияет, в большей степени, производство мяса птицы, поскольку три четверти российского производства мяса и субпродуктов в 2010 году было ориентировано на выпуск именно продукции данного сегмента. Пятая часть производимого в России мяса была представлена свининой. Объем производства мяса птицы в 2007-2010 годах увеличивался. В 2010 году объем выпущенной продукции на российских предприятиях достиг 2,7 млн тонн, что на 18% больше, чем в 2009 году.

Абсолютным  лидером по производству мяса птицы  в России по итогам 2010 года стал Центральный федеральный округ. Здесь в течение года было выпущено более 1,1 млн тонн продукции, что почти втрое превысило предложение производителей Приволжского федерального округа (389,3 тыс. тонн), находящегося на втором месте.

Регионами с  наибольшими объемами производства мяса птицы (в парном весе) по итогам 2010 года стали: Белгородская (521,8 тыс. тонн), Московская (222,9 тыс. тонн), Ленинградская (140,7 тыс. тонн) и Челябинская (135 тыс. тонн) области.

Значимым и  динамично развивающимся сектором экономики Белгородской области является агропромышленный комплекс. Аграрное производство имеет целый ряд особенностей, которые оказывают влияние на развитие конкуренции в этой отрасли. Значительным барьером для вхождения на рынок сельскохозяйственной продукции является его высокая насыщенность при низкой покупательской способностью потребителей. Агропродовольственные рынки Белгородской области  представлены основными, такими как: рынки мяса, молока, зерна, яиц, сахара, комбикормов, формирование которых обусловлено природно-климатическими условиями территории, и рынком услуг (переработка, хранение,  транспортные услуги и другие).

Белгородская область – высокоразвитый аграрный регион, признанный лидером мясного животноводства страны. По производству мяса в целом, свинины и мяса птицы область занимает первое место в РФ, по праву называясь «мясной столицей России».

Приоритетными в агропромышленных комплексах области являются свиноводство, птицеводство, молочное животноводство, динамичное развитие которых способствует развитию вспомогательных отраслей и растениеводства. По объёму реализации на убой птицы (в живом весе) и скота среди регионов России Белгородская область занимает 1-е место.

В результате реализации инвестиционных проектов в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, областных целевых программ по развитию животноводства за последние 5 лет в создано значительное количество новых  крупных предприятий в области различных сферах АПК, использующих современные инновационные технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Исследование рынка мяса птицы

 

По данным нового исследования компании Intesco Research Group «Рынок мяса птицы. Предварительные итоги 2010 года» уже более трети российского производства мяса птицы сосредоточено в Центральном ФО (37%). Производители в Приволжском и Южном (включая Северо-Кавказский ФО) федеральных округах обеспечили предложение отечественной продукции на рынке по 17% каждый, а производители в Сибирском ФО - 10%.

С 2008 года предложение  отечественных производителей поэтапно смещается в сторону охлаждённого мяса птицы. Спрос положительно реагирует  на эту тенденцию. Охлажденное мясо птицы, по данным опроса, уже потребляют чуть более 72% домохозяйств Москвы. При этом более 42% жителей Москвы покупают охлажденное мясо птицы 1 раз в неделю. Практически каждый пятый житель делает это до 3-х раз в неделю, а каждый четвертый приобретает охлажденное мясо птицы от 2-х до 3-х раз в месяц. И лишь немногим более 9% жителей столицы ходят в магазин за покупками мяса птицы 1 раз в месяц.

Региональная  структура российского производства мяса птицы (в убойном весе) в 2009 году так же изменилась. Около 16% всего мяса птицы отечественного производства было выпущено предприятиями Белгородской области. Производители Краснодарского края обеспечили около 5% предложения отечественного продукта на рынке. На Московскую и Ленинградскую области пришлось по 4,8% всего производства мяса птицы.

Крупнейшими игроками на российском рынке мяса птицы (в убойном весе) являются: Группа «Черкизово»; ЗАО «Приосколье» и Группа «Продо». Лидером на рынке  мяса птицы в России по итогам 2009 года стала компания «Приосколье». Выпускаемая продукция на этом предприятии обеспечивает 11,8% всего предложения мяса птицы на российском рынке. Группа «Черкизово» переместилась с первого на второе место, заняв долю в 8,2%. Тройку лидеров замыкает Группа «Продо», поставляющая на российский рынок около 7% всего мяса птицы.

Около 17% всего мяса птицы  РФ было выпущено предприятиями Белгородской области 

По данным исследования «Рынок мяса птицы. Текущая ситуация и прогноз», в 2011 году уже более трети российского  производства мяса птицы было сосредоточено  в Центральном ФО (36%). Производители в Приволжском и Южном федеральных округах обеспечили предложение отечественной продукции на рынке соответственно на 16% и 12%, а производители в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах - по 10% каждый.

 Региональная структура российского производства мяса птицы (в убойном весе) в 2011 году так же изменилась. Около 17% всего мяса птицы отечественного производства было выпущено предприятиями Белгородской области. Производители Краснодарского края обеспечили не более 5,5% предложения отечественного продукта на рынке. На Ленинградскую и Челябинскую области пришлось соответственно почти 5% и 4,4% всего производства мяса птицы. Предложение отечественных производителей поэтапно смещалось в сторону охлажденного мяса птицы.

 По данным  опроса, почти треть всего потребления  мяса в 2011 году приходилась  на мясо птицы (30%). Еще две  четверти составляла рыба и  свинина (25% и 24%). А на долю  говядины пришлось 19%. Прочие виды  мяса (баранина, крольчатина и др.) составляли менее 2% в рационе россиян. Такое перераспределение происходило из-за высокой цены на говядину.

 

2.Обзор российского рынка мяса птицы

 

  В течение последних лет на российском рынке мяса птицы на фоне снижения объемов импорта происходит наращивание внутреннего производства. Развитию и росту показателей отрасли способствуют как рост частных инвестиций, так и поддержка государства (субсидирование процентной ставки по кредитам, льготное налогообложение, меры таможенно-тарифной политики). Важно также повышение спроса на мясо птицы среди населения. По данным компании «Амико», мясо птицы – самый крупный сегмент рынка мяса и мясопродуктов, который в структуре рынка занимает наибольшую долю - 41% (рисунок 1). Куриное мясо дешевле говядины, поэтому уровень его потребления традиционно выше, особенно ярко выражается данная тенденция в период финансового кризиса и снижения платежеспособности населения.

Рисунок 1. Доля мяса птицы в общем  объеме российского рынка мяса

2.1.Динамика доли импорта в потреблении мяса птицы в России в 2005 – 2010 годы

 

По данным компании «Экспресс-Обзор», рост объема продаж на рынке мяса птицы стабильный и  исчисляется двузначными величинами. Исключением является 2006 год, когда  темп прироста спроса резко сократился до 8,3%, что связано с эпидемией  птичьего гриппа, вызвавшей потери в птицеводстве и недоверие потребителей к этому виду мяса. Объем российского рынка мяса птицы в 2009 году достиг 3,5 млн тонн в убойном весе и по сравнению с 2003 годом увеличился на 59%.

 В 2009 году, несмотря  на кризис, птицеводство демонстрировало высокие темпы роста: поголовье птицы увеличилось на 4% по сравнению с 2008 годом. В результате увеличения производства мяса птицы агропредприятиями, являющимися основными поставщиками сырья для перерабатывающей промышленности, в 2009 году выработка этой продукции в парном весе превысила уровень 2008 года на 17,6%.

 На российском рынке  мяса птицы присутствует как  продукция отечественных производителей, так и импортная продукция.  При этом, объем импорта ежегодно  снижается (рисунок 2). Так, в 2009 году он сократился на 19,4%. Минсельхоз РФ ожидает, что к 2012г. возможно будет сократить долю импорта в потреблении мяса в России до 18%, что обеспечит снижение импорта мяса по сравнению с 2008г. почти в два раза.

Рисунок 2. Динамика доли импорта в потреблении мяса птицы в России, 2005 – 2010 годы, %

 

 2.2.Основные поставщики мяса птицы

на российский рынок

 

Основной причиной больших объемов импортных поставок является дешевизна зарубежных кур, в частности из США: импортная  продукция почти в три раза дешевле отечественных аналогов. Эта разница вызвана, прежде всего, различием в стоимости корма. В России птицу кормят пшеницей, в отличие от американских импортеров, у которых в структуре корма преобладают кукуруза и соевый жмых. Основной товарной группой в структуре импорта является мясо домашних кур – более 90% и в натуральном и в стоимостном выражении.

  Среди импортеров основными поставщиками мяса птицы являются США и Бразилия – 70,5% и 13% соответственно, в натуральном выражении (рисунок 3). В качестве поставщиков следует отметить также такие страны, как Германия, Франция, Бельгия, Дания, Аргентина и Венгрия, однако их доля невелика. С 1 марта 2010 года возобновлён ввоз мяса из Австралии и Швеции. Из США импортируются преимущественно куриные окорока, популярные у населения с доходом ниже среднего уровня. Бразильская курица экспортируется в основном в виде тушек, которые немного дороже окороков.

Рисунок 3. Доли основных поставщиков  мяса птицы на российский рынок,

в натуральном выражении, % .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Структура производства мяса птицы

 

Введенные в 2003 году квоты на импорт мяса птицы  существенно поддержали отечественное  птицеводство. Отрасль получила инвестиции, направленные на обновление основных фондов и строительство новых  ферм. Квоты на импорт каждый год уменьшаются, и это позволяет российским игрокам укрепить положение на рынке. В 2009 году квота на импорт мяса птицы сократилась на 20,7% по сравнению с 2008г. В 2009г. импортная квота составила 952 тыс. т. В 2010 году квоты снижены на 18,1%. Эксперты ожидают, что внутреннее производство покроет снижающиеся вследствие новых квот объемы импорта. Даже в пик кризиса прирост будет находиться на уровне 10-15%.

  В 2012 году правительство РФ рассматривает вариант снижения квоты на ввоз мяса птицы к уровню 42% на 2009 год. Предполагается, что ввозная квота на 2010г. составит 780 тысяч тонн мяса птицы. В 2011г. квота сократится до 600 тыс. т., в 2012г. импортная квота, по проекту, составит 550 тыс. тонн мяса птицы. Кроме того, комиссия по защитным мерам во внешней торговле правительства РФ в октябре 2009г. рекомендовала распределять 70% квоты на импорт мяса по историческому принципу, а 30% - через аукционы. В первые годы практики квотирования 15% квоты распределялись на аукционе, затем эта доля была снижена до 10%.

Особым фактором, повлиявшим на импортную составляющую российского рынка птицы в 2010 году, стал запрет с 1 января 2010г. на использование  хлора в качестве антибактериального средства при обработке мяса птицы. Хлором обрабатывается американская продукция, предназначенная как для поставок в другие страны, так и для внутреннего потребления. В США использование хлора для избавления патогенных организмов, способных вызвать пищевое отравление, является обычной практикой. Несмотря на то, что переговоры между представителями РФ и США о возвращении американской курятины на российский рынок еще ведутся, эксперты уже говорят о том, что в 2010 году реальный объем поставок в рамках американской квоты будет существенно ниже установленной квоты.

  Одновременно со снижением импорта, в нашей стране развивается собственное производство мяса птицы. По данным компании «Экспресс-Обзор», реализация национального проекта «Развитие АПК» позволила привлечь в отрасль инвестиции, построить новые мощности и модернизировать старые. В результате был увеличен объем производства, улучшено качество выпускаемой продукции. По мере снижения эффекта импортозамещения и наполнения рынка продукцией российских птицефабрик конкуренция между отечественными производителями на внутреннем рынке будет усиливаться. При этом основным фактором, сдерживающим увеличение емкости рынка и повышения потребления мяса птицы в России до уровня европейских стран, будет выступать низкая динамика доходов населения, особенно в дотационных регионах. В России в настоящее время действует более 600 предприятий, занятых производством мяса птицы. По оценке «Экспресс-Обзор», больше всего мяса птицы производят в Центральном федеральном округе (рисунок 4). При этом около 70% выпуска сконцентрировано в Белгородской, Липецкой и Московской областях. В Северо-Западном ФО основные производственные птицеводческие мощности сосредоточены в Ленинградской области. В подавляющем большинстве регионов РФ основной объем производства мяса птицы обеспечивают сельскохозяйственные организации. Доля фермерских хозяйств, хозяйств населения и прочих организаций в производстве мяса птицы, за исключением Южного федерального округа, незначительна.

 Рисунок 4. Структура производства  мяса птицы (в живом весе) сельскохозяйственными  организациями по федеральным округам в 2009 году, %

 

Лидером по наращиванию  выпуска продукции в абсолютном значении является Центральный федеральный  округ. По данным Росстата и руководителей  регионов, в 2009 году сельхозпредприятия округа увеличили производство мяса птицы почти на 143 тысячи тонн (в 2008 году этот показатель составил 170 тысяч тонн). При этом наибольшую прибавку дали Белгородская и Московская области. На втором месте располагается Сибирский ФО – рост на 70,4 тысячи тонн. Значительно увеличили производство птицы в 2009 году агропредприятия Сибирского ФО - на 129% по отношению к показателям к 2008 года (была введена в эксплуатацию первая очередь птицефабрики «Алтайский бройлер»), а также агропредприятия Северо-Западного ФО – около 126% – за счет ввода мощностей «Белгранкорм – Великий Новгород».

Информация о работе Исследование рынка мяса птицы