Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:00, курсовая работа
Целью курсовой работы явилось изучение феномена благотворительности в России и за рубежом на современном этапе и выработка рекомендаций по оптимизации благотворительной деятельности.
В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы проблемы изучения благотворительности;
2. Изучить историю благотворительности в России;
Введение………………………………………………………………………..….4
I. Теоретико-методологические основы исследования
благотворительности……………………………………………………………...9
1.1 Благотворительность как объект теоретического изучения………………..9
1.2 История благотворительности в России…………………………………...15
1.3 Правовое обеспечение благотворительной деятельности………………...22
II. Современный этап развития благотворительности………………………...29
2.1 Сравнительная характеристика современного этапа развития
благотворительности в России и за рубежом………………………………….29
2.2 Перспективы развития благотворительной деятельности в России……...36
Заключение……………………………………………………………………….40
Библиографический список……...……………………………………………...42
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Теоретико-методологические основы исследования
благотворительности……………………………
1.1 Благотворительность как
объект теоретического
1.2 История благотворительности в России…………………………………...15
1.3 Правовое обеспечение
благотворительной
II. Современный этап развития
благотворительности………………………..
2.1 Сравнительная характеристика современного этапа развития
благотворительности в России и за рубежом………………………………….29
2.2 Перспективы развития благотворительной деятельности в России……...36
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список……...……………………………………………..
Введение
Актуальность темы обусловлена
тем, что изучение феномена благотворительности
в настоящее время играет важную
роль, т.к. сегодня происходит возрождение
не только государственной
Степень изученности данной проблемы. Изучение данной проблемы занимались многие ученые, такие как Бадя Л.В., Фирсов М.В, исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стог, проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева. С религиозной позиции рассматривали благотворительность такие авторы как М. Ван-Путерей, А. Забелин В. Ключевский, И. Петропавловский. С атеистических позиций с резкой критикой благотворительной деятельности выступали К.Маркс, Ф. Энгельс, П.Лафарг.
Ряд крупных работ Е. Максимова, П. Лыкошина посвящены истории развития благотворительности с древнейших времен до второй половины XIX века и служат теоретической основой для современных исследований.
Из анализа литературы можно сделать вывод, о том что, несмотря на то, что проблема благотворительности в литературе представлена в различных аспектах (историческом, экономическом, политическом, религиозном, социологическом, культурном), на наш взгляд сложилась проблема недостаточной изученности благотворительной деятельности на современном этапе.
Объектом данного исследования является благотворительность, как социокультурное явление.
Предметом данного исследования
является особенности
Целью курсовой работы явилось изучение феномена благотворительности в России и за рубежом на современном этапе и выработка рекомендаций по оптимизации благотворительной деятельности.
В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы проблемы изучения благотворительности;
2. Изучить историю
3.Охарактеризовать правовое обеспечение благотворительной деятельности;
4. Дать сравнительную характеристику современного этапа развития благотворительности в России и за рубежом;
5. Оценить перспективы развития благотворительности в России.
Теоретико – методологическая
база. В данном исследовании автор опирался
на труды Холстовой Е.И. , Антонович
И. В., Галина М.Л., Датошева В. П , на научные
публикации Краева Н.М. и Минеева В.Н., а
так же на работы Фирсова М.В.
Для написания работы автор использовал
как эмпирические, так и теоретические
методы:
Теоретические методы: логический метод, сравнительный метод, исторический метод.
Эмпирический метод: анализ документов.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволили уточнить понятие благотворительности как социального феномена на основе анализа литературы, которое может быть использовано при дальнейших исследованиях благотворительности.
Практическая значимость исследования. Положения и выводы исследования имеют практическое значение для муниципальных органов власти, для благотворительных организаций, а также для коммерческих организаций, осуществляющих филантропическую деятельность.
Положения выносимые на защиту:
1. Благотворительная деятельность зародилась еще в древности и, несмотря на развитие общества, не потеряла свою силу, но и так же осталась жизненно необходима некоторым слоям населения. Осуществление благотворительности – частное и добровольное дело конкретного человека, поскольку это связано с распоряжением частными ресурсами, материальными, финансовыми или трудовыми. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики. Существует несколько принципов благотворительности: принцип равноправия всех членов общества на участие в благотворительной деятельности без какой-либо национальной, этнической, политической дискриминации как для граждан, принцип адресности, достаточность благотворительной помощи, принцип правовой обеспеченности, устойчивость благотворительной деятельности, гибкость благотворительных акций, управляемость системы благотворительности, научная обоснованность системы благотворительности, принцип информационной достаточности сопровождения благотворительных акций.
2. Благотворительная
3. Самая яркая особенность
российской филантропии - ориентация
на местную власть или на
администрацию субъекта
4. На основе изучения
исторических особенностей
Перспективы развития благотворительности
весьма благоприятны. Они усматриваются
автором как в
Цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения, библиографического списка.
I. Теоретико-методологические основы исследования
благотворительности
1.1 Благотворительность как объект теоретического изучения
Благотворительность – это
общечеловеческое движение, включающее
совокупность гуманитарных действий отдельного
человека, организаций, обществ и
т. д. В основе благотворительности
лежит стремление проявить любовь не
только к ближнему, но и незнакомому
человеку, оказать безвозмездную
материальную, финансовую помощь нуждающимся
и социально не защищенным гражданам.
В современном понимании
Понятие «благотворительности»
в сознательном аспекте имеет
чрезвычайно широкий ареал
Благотворительность имеет
глубокие исторические корни, практические
навыки такой деятельности воспитывались
в старину. Свое выражение она
получила в раздаче милостыни. Идея
милостыни лежала в основании
практического нравоучения, потребность
в этом воспитывалась всеми тогдашними
средствами духовно-нравственной педагогики.
Любить ближнего – это, прежде всего,
накормить голодного, напоить жаждущего,
посетить заключенного в темнице. Благотворительность
была не столько вспомогательным
средством общественного
В мировом опыте на первом этапе дело призрения брала на себя главным образом церковь. Вопрос о помощи бедным и нетрудоспособным входил в законодательство всех концессий с глубокой древности – он входил в Моисеево право, Талмуд и Коран, он рассматривался христианством. Помощь бедным оказывалась в Афинах, в Риме. Организациями общественного призрения являлись частные лица, церковь, гражданские общественные организации, общины, государственные органы, федеральный центр федеральных государств. При этом церковная благотворительность имела по преимуществу нравственно религиозный, а не экономический характер, ибо для нее «доступно облегчение таких страданий, против которых одна вещественная помощь бывает бессильна». Государственное призрение, в отличие от всех вышеперечисленных, в связи с огромной численностью призреваемых не располагает детальной информацией. Данные о состоянии проблемы на этом уровне могут быть только генерализированными и формальными, анкетными и документальными, а решения только стандартными и не допускающими разнообразия и индивидуализации. Однако у государственного призрения имеется ряд важных свойств, которыми не обладают муниципальные власти и общества и частные лица[9,с190].
Во-первых, деятельность всех этих органов, организаций и лиц регулируется законодательством государства и существенно зависит от принимаемых им актов.
Во-вторых, государства в периоды их стабильного развития обладают значительными ресурсами, которые могут быть направляемы на исполнение призрения. Эти дополнительные средства могут быть реальным способом выравнивания ситуации и служить способом осуществления единой политики призрения[11,с.91-92].
Общественное призрение делилось на «чистое призрение» и «трудовое призрение». К «чистому призрению» относилось призрение недееспособных, то есть престарелых, больных, сирот. Этот вид призрения был абсолютно затратным, хотя призрение детей обещало некоторое отдаленное общественное благо. Содержались они на общественный или государственный счет. Призрение неимущих – так называемое «трудовое призрение», осуществлялось за счет оказания помощи государства, общества и частных лиц. Этот вид призрения контролировался и исполнялся самоуправлением, как местной власти проживающего территориального сообщества. Государственная поддержка заключалась в законодательных условиях исполнения и материальной помощи.
Информация о работе Благотворительность как социальный феномен