Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 10:21, дипломная работа
Цель: изучение специфики волонтерского движения как субъекта социальной работы в условиях средней общеобразовательной школы.
Задачи:
1. Проанализировать непрофессиональный уровень социальной работы.
2. Охарактеризовать сущность волонтерского движения.
3. Рассмотреть развитие волонтерского движения в молодежной среде.
4. Разработать и реализовать программу волонтерского движения в образовательном учреждении.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................4
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.........................
1.1 Непрофессиональный уровень социальной работы
1.2 Волонтерское движение как субъект социальной работы: основные характеристики
1.3 Развитие волонтерского движения в молодежной среде
2 ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов, выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Оглавление
Введение......................
1 глава. Теоретический
анализ развития волонтерского
движения как субъекта
1.2 Волонтерское
движение как субъект
2 Глава. Организация социально – педагогической работы по профилактике здорового образа жизни
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов, выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время начало развиваться такое движение как волонтерство. Оно зародилось в первые века существования христианства и дошло наших времен.
Эта тема приобретает актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. У многих людей помощь со стороны близких родственников не оказывается, и поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой – либо материальной выгоды. Каждому хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень простая. Таким образом, волонтерская деятельность носит гражданский характер. Опыт деятельности показывает благотворительную направленность работы. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей.
Объектом исследования является волонтерское движение в образовательном учреждении.
Предметом исследования является специфика волонтерского движения как субъекта социальной работы в условиях средней общеобразовательной школы.
Цель: изучение специфики волонтерского движения как субъекта социальной работы в условиях средней общеобразовательной школы.
Задачи:
Гипотеза: мы предполагаем, что систематическая работа волонтерского движения в образовательном учреждении может влиять на формирование активной жизненной позиции подростков и ведение здорового образа жизни.
Методы исследования:
- теоретические (анализ литературы по представленной теме)
- эмпирические (методика
диагностики склонности к
Данная работа может быть использована: руководителями волонтерских движений, волонтерами, социальными педагогами, студентами обучающимся по специальности «Социальная работа».
1
Глава. Теоретический анализ
Социальная работа существует и реализуется в обществе на профессиональном и непрофессиональном уровнях. К последней относятся различные виды добровольной помощи и взаимоподдержки, которые являются частью жизни отдельных людей и социальной практики в целом. В 80-е гг. XX столетия во многих странах широко возрождаются различные формы непрофессиональной социальной работы. Да и первоначально социальная работа возникла в виде добровольной, филантропической и благотворительной помощи, основанной, прежде всего на эмоционально-личностном отношении к нуждающимся в помощи.
В России, принимая во внимание экономическое, политическое и социально-психологическое состояние общества, важной задачей является соединение всех форм и направлений как профессиональной, так и непрофессиональной социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям в интересах людей.
Социальная
политика страны строится на взаимодействии,
поддержании баланса и
«Особняком» в этом условном разделении на сектора стоят средства массовой информации — СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы). В идеале средства массовой информации должны отражать, прежде всего, интересы третьего сектора. Но в практике современной России они нередко являются "подконтрольными" тем, кто оплачивает их существование. Потенциал СМИ велик, и его использование в интересах развития социальной работы — одна из задач специалистов этой сферы. Формы взаимодействия средств массовой информации и третьего сектора различны: совместное проведение акций, регулярные брифинги и пресс-конференции, подготовка рекламы и пресс-релизов, выпуск спецномеров теле-, радиопередач, газет и журналов и т. д.
Как показывает история российской благотворительности и мирового опыта волонтерской деятельности в социальной сфере, мощным инструментом социального развития общества является третий сектор — различные общественные движения и объединения.
Третий сектор
в России не имеет достойной
Участие в социально ценной волонтерской (добровольческой) деятельности само по себе способно вызвать позитивные изменения в личности. Наиболее эффективно в этом плане социально-педагогическое движение детей и молодежи, суть которого заключается в стремлении придать детско-юношеской инициативности и активности социально-позитивный характер и при этом не только решать задачи воспитания человека, способного воспринимать и присваивать духовно-нравственные гуманистические ценности, поступать в соответствии с убеждениями, но и решать перспективную задачу формирования естественными, мягкими средствами будущих профессионалов и волонтеров социальной работы разной направленности. Дети и подростки, прошедшие через программы и мероприятия социально-педагогического характера, так или иначе, связывают свою будущую профессиональную жизнь с социальной сферой, серьезно и позитивно меняются в духовно-нравственном плане, становятся значительно более творческими и деятельными.
Есть много общего, что объединяет все общественные объединения. Как правило, это целенаправленность и некоммерческий характер деятельности, самоуправление, отсутствие жесткой иерархии, многоканальные источники финансирования, оказание помощи не только членам своих объединений, но и окружающим. Они могут создаваться с целью защиты прав определенной группы населения; объединения общих усилий для реализации социально-значимых задач; воплощения новых идей; поддержки талантов и т. д.
Общественное
объединение — это
Общественные
объединения могут создаваться
в одной из следующих организационно-
Критериями различий являются: а) цель деятельности, б) наличие (отсутствие) членов, в) руководящие органы и порядок их формирования, г) особенности управления имуществом.
Общественная организация: совместная деятельность для достижения общих социально значимых целей. Только в организации предусмотрено членство (например, скауты, пионеры, димсисты).
Общественное
движение: массовое движение с социальными,
политическими и другими
Общественный фонд: учреждается для формирования имущества на основе добровольных взносов и других законных поступлений и использования данного имущества на общественно полезные цели (например, Детский фонд). Нет ни членов, ни участников, главное — наличие имущества для реализации, как собственных программ, так и программ других некоммерческих организаций. Высший орган (обычно его называют правлением) могут избирать участники общего собрания, а могут назначить учредители. Обязательно должен быть орган, надзирающий за его деятельностью, — попечительский совет.
Общественное учреждение: создается для предоставления конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников (например, общественная библиотека, спортивная школа, общественный театр). Нужно выделять учредителей, участников и потребителей услуг учреждения. Например, учредить библиотеку как общественное учреждение могут 3 человека, работать в ней (быть участниками) 10 человек, а потребителями услуг библиотеки могут стать все желающие. Управляют общественным учреждением люди, назначаемые учредителями.
Орган общественной самодеятельности: учреждается для совместного разрешения социальных проблем, возникших у граждан по месту жительства, работы или учебы. Деятельность направлена на всех, кто учится или работает по соседству (например, студсовет в общежитии образовательного учреждения). Участвуют граждане, заинтересованные в решении определенных проблем. Не имеет вышестоящих органов и организаций, управление – на выборной основе.
Например, некоторые граждане хотят объединиться для защиты прав детей. Они могут учредить:
— общественную организацию, члены которой будут заниматься поиском детей, нуждающихся в поддержке, играть с детьми, помогать делать им уроки; посещать с ними выставки, спектакли, спортивные занятия в секциях; рисовать и расклеивать плакаты в защиту прав учащихся; руководители организации и психолого-педагогические кадры могут читать лекции, вести специальные занятия и т. д. Такого рода работа будет постоянной и обязательной для всех членов общественной организации;
— общественное движение, участники которого могут не вести постоянной работы, но обязаны присоединяться к общим мероприятиям движения: акциям протеста против нарушения прав детей, ярмаркам и аукционам, вырученные деньги от которых могут пойти, например, на стипендию остро нуждающимся детям и т. п.;
— фонд, для того чтобы собирать деньги на пропаганду и защиту прав детей и финансировать конкретные программы — издание книг и журналов, научные исследования, социально-педагогическую работу с детьми;
— учреждение, например, школу с юридическим образованием, чтобы растущее поколение по-иному строило свои отношения с обществом (также это может быть общественная библиотека, театр, спортшкола и др.);
— орган общественной самодеятельности, который будет следить за соблюдением прав детей в конкретном учреждении (школьный совет, родительский совет, студсовет) или жилом доме [7].
Гарантом финансовой стабильности общественных объединений на федеральном и региональном уровнях служит государственная поддержка.
Федеральный Закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» предполагает: 1) предоставление субсидий на организационную деятельность и дотаций на реализацию программ (проектов) общественных объединений, получение государственных грантов и др.; 2) наделение правом пользования государственным имуществом, предоставление налоговых льгот, 3) полное или частичное освобождение от платы за услуги государственных предприятий, налоговые льготы коммерческим организациям, вкладывающим деньги в деятельность детско-молодежных общественных объединений; 4) выделение помещений для работы. Поддержка оказывается не управленческому аппарату объединения, а для реализации конкретных программ. На уровне субъектов Федерации и на местном уровне могут быть приняты специальные нормативные акты, посвященные налогообложению и налоговым льготам для общественных объединений.
Частные пожертвования общественным объединениям — это денежные суммы: