Детская безнадзорность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:11, реферат

Краткое описание

Кардинальное решение этой важнейшей социальной проблемы, состояние которой является ярким показателем степени цивилизованности, гуманности и заботы о будущем любого современного государства и общества, у нас в стране возможно только при условии объединения усилий государственных и негосударственных структур, социозащитных органов и органов местного самоуправления. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ раскрывает основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений .

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 52.21 Кб (Скачать файл)

Введение

Рост детской безнадзорности в нашей стране стал следствием ряда негативных явлений. Среди них:

    • падение жизненного уровня значительного числа семей, рост безработицы, ощущение утраты жизненных перспектив частью взрослого населения;
    • выхолащивание из педагогического процесса массовой школы воспитательной составляющей, формализация отношений между школой и семьей, педагогами и учащимися, возведение искусственных барьеров между школой и детьми из неблагополучных семей;
    • не адекватные проблеме количественные и качественные показатели развития системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, в том числе ее нового сегмента - социозащитных служб современного типа. Эти службы призваны стать компенсаторным социальным институтом, выполняющим функции временного замещения семейного и школьного воспитания;
    • отсутствие координации действий органов и учреждений, входящих в систему профилактики; ее неполный характер, выражающийся в слабом участии в этом процессе негосударственных организаций.

Действие этих и многих других факторов привело, во-первых, к  ослаблению воспитательной функции  семьи, асоциальному образу жизни значительной части родителей, снижению или полному  прекращению их заботы о детях; во-вторых, к отсутствию целенаправленной работы системы образования по выявлению  детей школьного возраста, не посещающих учебные заведения, равнодушию к  судьбам детей из семей группы социального риска, сознательному "выдавливанию" их из стен школы; в-третьих, к невозможности достижения необходимого социального эффекта в деятельности системы профилактики детской безнадзорности.

Кардинальное решение  этой важнейшей социальной проблемы, состояние которой является ярким  показателем степени цивилизованности, гуманности и заботы о будущем  любого современного государства и  общества, у нас в стране возможно только при условии объединения  усилий государственных и негосударственных структур, социозащитных органов и органов местного самоуправления. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ раскрывает основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений (см. Приложение). Масштаб их совместной деятельности должен охватывать весь спектр задач по преодолению детской безнадзорности и беспризорности как явлений, недопустимых в социальном государстве, которым, согласно Конституции, является Российская Федерация.

Деятельность органов  власти, государственных и муниципальных  социозащитных и социореабилитационных  учреждений, органов местного самоуправления по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних целиком совпадает с интересами граждан. Поэтому и органам социальной защиты населения в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях, и лидерам негосударственных организаций важно рассматривать профилактику детской безнадзорности в качестве задачи, которую призваны сообща решать не только социальные службы помощи семье и детям, но и общественные объединения, действующие в социальной сфере.

 

1. Взаимодействие служб социальной помощи семье и детям с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности. Общественные объединения как субъекты системы профилактики детской безнадзорности.

Взаимодействие специализированных учреждений и общественных, негосударственных  организаций в социальной профилактике детской безнадзорности опирается  на ряд методологических оснований.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, находятся  в ведении государственных структур, которые составляют лишь первую часть (первый сектор) социума России. Государственные  структуры обладают полнотой власти, правом на издание нормативных ведомственных  документов, организацию отчетно-проверочной  и контрольно-санкционирующей деятельности всех подведомственных им организаций, созданных по вертикали в каждом регионе страны. В рамках этой части  социума разрабатывается государственная  социальная политика. Действуя в соответствии с бюджетом, государственные и  муниципальные специализированные учреждения стараются решать проблемы социальной профилактики детской безнадзорности и беспризорности в конкретных населенных пунктах.

Вторую часть (второй сектор) социума составляют структуры большого, среднего, малого и очень малого бизнеса. Именно они способствуют обеспечению  населения всеми видами товаров, распространяя свое влияние даже на самые маленькие населенные пункты и в значительной мере снабжая  всем необходимым социальные организации. В этом секторе российского социума  сосредоточены основные финансовые потоки и деньги, которых так не хватает государству для полного  решения задач профилактики детской  безнадзорности.

Третью часть (третий сектор) социума представляют общественные объединения и организованные сообщества граждан, которые принято называть неправительственными (негосударственными, некоммерческими) организациями. Не входя в государственные структуры, эти объединения характеризуются высоким уровнем общественной инициативы. Их развитие способствует формированию гражданского общества.

Можно утверждать, что только объединение всех трех секторов социума  на принципах социального партнерства  и согласование между ними приоритетов  и ценностей позволят сформировать единую социальную политику России, которая  будет отражать главные цели государства  и общества в сфере социального  развития и способствовать социальному  миру. Попытки подчинить один сектор другому, навязать собственную социальную политику другим секторам, занять в  социальной жизни "руководящее и  направляющее" положение удовлетворят лишь ведомственные интересы и не будут способствовать решению задач  социальной защиты населения, в том  числе несовершеннолетних. Кроме  того, соединение финансовых потоков  коммерческого сектора, властных полномочий государства, социальной инициативы общественных объединений с учетом позиций  каждого из них дает возможность  концентрировать усилия и сосредоточить  их на главных направлениях. Для  этого должны быть созданы условия, способствующие высокой мотивации  деятельности коммерческих структур и  неправительственных организаций  в социальной сфере, что является прерогативой государственных организаций.

Целесообразность взаимодействия государственных служб социальной защиты населения, в том числе  специализированных учреждений для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации, с общественными  объединениями в работе по профилактике детской безнадзорности обусловлена  рядом причин.

Во-первых, согласование усилий представителей НГО* и государственных  учреждений позволяет усовершенствовать  работу по социальной защите несовершеннолетних. Так, решение вопросов профилактики детской безнадзорности и беспризорности на местах практически невозможно без объединения усилий работников системы образования, медиков, социальных работников, социальных педагогов, представителей органов культуры и досуга, спорта, молодежных объединений и др. Структуры, предназначенные для эффективной координации этой деятельности, к сожалению, не сложились. Ведомственные разногласия и различия в нормативно-правовой базе также не способствуют объединению усилий, а межведомственные комиссии, создаваемые для решения возникающих проблем, как правило, неэффективны. Межведомственная раздробленность, несогласованность и конкуренция являются факторами, серьезно препятствующими профилактике детской безнадзорности. Решить многие из этих проблем можно с помощью общественных объединений и организованных сообществ, которым в целом чужды ведомственные интересы. Именно в рамках таких объединений представители разных структур и ведомств могут работать в единой системе, реализуя возможности своих организаций и личные способности.

Во-вторых, вполне естественны  консервативность и ограниченность сферы действия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в силу их государственного статуса. Эти организации работают в рамках положений, уставов, приказов и постановлений, являющихся обязательными к исполнению.

В отличие от них НГО  гибки, мобильны и обладают высокой  инициативой и восприимчивостью к изменяющимся условиям. Представители  этих объединений нередко более  глубоко и предметно знают  положения дел на местах, в своих  районах и дворах, адреса неблагополучных  семей и детей в них, их потребности, нужды; имеют больше возможностей для  поддержания постоянных контактов  с каждой семьей, помогая ей словом и делом. Именно эти организации  способны опираться в своей деятельности на общинный характер социального воздействия  и добрососедские взаимоотношения, что традиционно ценится людьми значительно выше, чем формальные контакты с государственными социальными  учреждениями.

Кроме того, НГО имеют  различную социальную направленность, т.е. действуют в разных секторах социальной сферы. Это позволяет "перекрывать" различные аспекты профилактики социальной беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, существенно разнообразить  ту помощь, которая им необходима.

Всемерное развитие неправительственных, негосударственных организаций  и общественных объединений является также важнейшим направлением развития и становления гражданского общества в России, формирования социальной инициативы людей, включения их в  активную социальную деятельность вне  сферы служебных обязанностей или  учебы.

В-третьих, НГО объединяют людей разного возраста (молодежь и пожилых) и являются формой организации  межпоколенного взаимодействия, средством  преодоления, так называемого конфликта поколений. В таких организациях под руководством людей старшего возраста несовершеннолетняя молодежь учится социальной работе с теми, кто в этом особенно нуждается.

Таким образом, негосударственные (или некоммерческие, неправительственные) организации, имеющие в соответствии с действующим законодательством  различные организационно-правовые формы - общественные организации, общественные фонды, общественные учреждения, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и другие, - осуществляют разнообразную деятельность в социальной сфере.

Изучение практики деятельности НГО, функционирующих в социальной сфере, выявило присущие им преимущества, которые позволяют этим объединениям добиваться лучших результатов в  решении задач профилактики детской  безнадзорности, чем государственным  социальным службам. К их числу можно отнести следующие показатели:

    • большая гибкость в использовании различных подходов к решению имеющихся проблем, широкая возможность внедрения инновационных технологий;
    • высокая самоотдача и креативность персонала, работающего "ради идеи", а не только за вознаграждение;
    • отсутствие жестко регламентированной структуры, изменение которой не нуждается в длительном бюрократическом согласовании;
    • возможность быстрого привлечения необходимого числа волонтеров;
    • включение в сферу своей социозащитной деятельности более широкого круга несовершеннолетних, не попадающих в поле зрения государственных социальных служб;
    • максимально возможная близость к населению, лучшее знание спроса на социальные услуги в конкретном микрорайоне, муниципальном образовании и оперативная реакция на возникающие нужды;
    • более тесные и прямые контакты с семьями несовершеннолетних поэтому лучшее знание особенностей ситуации;
    • значительная степень доверия к НГО со стороны детей и взрослых, которые, имея негативный опыт обращения в государственные социальные службы, сомневаются в их возможности решить накопившиеся проблемы;
    • наиболее полный учет потребностей и специфики клиентов, включая детей, максимальная специализация и индивидуализация спектра оказываемых социальных услуг;
    • независимость от субъективного мнения чиновника;
    • возможность привлечения дополнительных материально-финансовых ресурсов от спонсоров и инвесторов (грантодающих организаций);
    • отсутствие жестких ограничений финансовых ресурсов рамками сметы; возможность свободно направлять имеющиеся средства на цели, важные в конкретный период времени и наилучшим образом решающие проблемы той или иной группы граждан.

Все это обусловливает  значимость задачи максимального вовлечения НГО в сферу профилактики детской  безнадзорности, обеспечения тесного  сотрудничества этого базисного  института гражданского общества с  органами социальной защиты населения  и специализированными социальными  службами социальной помощи семье и  детям. Ряд НГО сейчас успешно  реализуют свои возможности в  этой области.

Так, отделения Российского  Красного Креста, Российского детского фонда, российского фонда "Здоровье и милосердие" на региональном и  муниципальном уровнях, а также  большинство региональных благотворительных  фондов и организаций проводят гуманитарные акции, оказывают материальную поддержку  многодетным малообеспеченным семьям и семьям с приемными детьми, социальным приютам и социально-реабилитационным центрам. Определенную работу по выявлению  беспризорных детей, оказанию им первой помощи, содействию в устройстве, организации  познавательного и активного  досуга воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, ведут молодежные и детские общественные объединения. Женские общественные организации привлекают детских  психологов, юристов и других квалифицированных  специалистов к оказанию бесплатных консультационных услуг в социальных службах. В отдельных регионах силами общественных объединений созданы  негосударственные детские социальные приюты и кризисные центры, центры социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением и другие социозащитные и социореабилитационные  службы.

Информация о работе Детская безнадзорность в России