Жизненные цели студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 17:31, практическая работа

Краткое описание

Цель исследования:
Определить зависимость между целями студентов и эффективностью получения ими высшего образования, определить наиболее эффективные способы использования целей студентов для повышения качества образования, улучшения учебного процесса в ВУЗе, а также заинтересовать в этом учащихся.

Содержание

1. Программа социологического исследования
1 Формулировка проблемы и её актуальность
2 Объект и предмет исследования
3 Цель исследования
4 Логический анализ основных понятий
5 Гипотеза
6 Задачи исследования
2. Анкета
1 Обращение к респонденту
2 Непосредственно вопросы
3 Обработка результатов исследования
4 Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 30.69 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

Белгородский государственный университет им. В.Г. Шухова

Кафедра социологии и управления

 
 
 
 
 
 

Социологическое исследование

по дисциплине «Социология»

на тему: «Жизненные цели студентов»

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ЭК-17

Тонку Юлия

Приняла: Шамаева О.П.

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 Белгород 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. Программа социологического исследования

1 Формулировка проблемы  и её актуальность

2 Объект и предмет исследования

3 Цель исследования

4 Логический анализ основных  понятий

5 Гипотеза

6 Задачи исследования

2. Анкета

1 Обращение к респонденту

2 Непосредственно вопросы

3 Обработка результатов исследования

4 Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Программа социологического исследования

 

1 Формулировка проблемы  и её актуальность

 
Цель - это мечта человека, которую он решил воплотить в жизнь собственными усилиями. Устанавливают себе цели, как правило, люди с волевыми качествами, стремящиеся самоутвердиться, раскрыть и реализовать свой потенциал, чего-то достичь. Постановка и достижение своей цели стимулирует интеллектуальный и духовный рост индивида, а также может изменять его положение в обществе (вертикальная социальная мобильность) и, как следствие, его материальное состояние. Всё это идёт на благо обществу. Но не все люди устанавливают себе цели и не все из поставивших цель её достигают.

Рассматривая такую социальную группу как студенчество, нетрудно понять, что от выбора цели, от правильности её постановки будут зависеть эффективность и качество обучения студента, его дальнейшее трудоустройство и карьерный рост и вообще вся жизнь.

Проблема исследования заключается в том, что молодежь затрудняется с формированием устойчивой цели.

 
2 Объект и предмет исследования

 
Объектом исследования являются студенты, а предметом исследования - цели, которые они себе ставят, мотивы выбора и постановки этих целей.

 
3 Цель исследования

 
Определить зависимость между целями студентов и эффективностью получения ими высшего образования, определить наиболее эффективные способы использования целей студентов для повышения качества образования, улучшения учебного процесса в ВУЗе, а также заинтересовать в этом учащихся.

 

4 Логический анализ основных  понятий

 
целеустремленность

цель

идеал

задача

установка

принятие решения

выбор

мечта

самореализация

потенциал

мотив

самоутверждение

личность

студент

 

 

 

5 Гипотеза

 
Группа социологов, представляемая мной, считает, что среди студентов мало целеустремленных людей, которые ставят себе высокие задачи. Также наша группа полагает, что многие цели молодых людей ложны, т.е. не выбраны ими самими, а продиктованы модой, навязаны родителями или выбраны из-за желания «быть как все». Возможно поэтому многие молодые люди, окончив ВУЗ, не могут найти себе применение, устроиться на работу по специальности и реализовать себя в жизни.

Т.е., наша группа полагает, что от правильности постановки человеком целей и умения их достигать, напрямую зависит его жизненный успех.

 

6 Задачи исследования

 
В ходе исследования необходимо выявить:

·соотношение целеустремлённых студентов и студентов, не имеющих цели

·отношение студентов к целеполаганию

·по каким причинам студентами ставятся либо не ставятся цели (влияние кого-либо, материальное положение и т.п.)

·к каким идеалам стремятся студенты, достигают ли они поставленных задач или бросают начатое не закончив

·как целеустремленность влияет на учебу студентов

Нужно определить объективные признаки респондентов, относящихся к разным группам, и мотивы, которыми они руководствуются при выборе своих целей.

студент целеустремленность идеал учеба

 

 

2. Анкета

 
Уважаемый студент!

Данное исследование проводится в целях изучения вашего отношения к необходимости умения выбирать себе цели в жизни и добиваться их. Результаты исследования будут использованы для разработки механизмов повышения качества образования и эффективности учебного процесса.

Ваши искренние ответы очень важны для точности определения решения проблемы. Заранее благодарим Вас и гарантируем анонимность.

 
В нижеприведенных вопросах отметьте галочкой  тот вариант ответа, который Вы считаете наиболее правильным. Постарайтесь отвечать максимально откровенно.

 

1.Как Вы считаете, нужно ли человеку ставить себе цели и добиваться их?

001да, человек должен иметь цель  и стараться достичь её.

002цели нужно ставить только  иногда, конечный результат не  важен.

003 нет, цели не важны, нужно просто  жить, удовлетворяя возникающие  потребности.

2. Считаете ли Вы себя целеустремлённым человеком?

004да.

005в какой-то степени.

006 нет.

3.Как много у человека должно быть целей?

007 много, они изменяются, появляются новые.

008 мало, они однообразны, новые не появляются.

009 не должно быть вообще.

4.  Когда Вы задаётесь целью, кто или что и как часто заставляет Вас поставить эту цель?

 

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

Сам

010

011

012

013

014

Родители

015

016

017

018

019

Друзья

020

021

022

023

024

Мода

025

026

027

028

029


5. Что для Вас важнее, конечный результат ваших действий или процесс достижения цели, поставленной задачи?

030 для меня важнее процесс.

031 для меня важнее конечный результат.

032 и процесс, и результат важны.

033 абсолютно ничего не важно.

6. Какие чувства Вы испытываете, когда достигаете желаемого результата?

034 я испытываю чувство радости и эмоционального подъёма.

035 я отношусь к этому равнодушно.

036 я огорчаюсь, (результат достигнут - не к чему больше стремиться).

7. Какие чувства Вы испытываете, когда не достигаете желаемого результата?

037я сильно расстраиваюсь, испытываю упадок сил.

038 я отношусь к этому равнодушно.

039 я испытываю эмоциональный и энергетический подъём, (мне хочется снова и снова пытаться достичь поставленной цели).

8. Всегда ли Вы достигаете поставленных целей?

040 всегда.

041 почти всегда.

042 иногда.

043 очень редко.

044 никогда.

9.  Если у Вас есть цели, то на что они в основном направлены?

045 на улучшение моего материального состояния.

046 на получение хорошего образования (интеллектуальный и духовный рост).

047 на получение удовольствия от жизни.

048 у меня вообще нет никаких целей.

10. Если Вы человек  целеустремлённый, то помогает ли  Вам ваша целеустремлённость  хорошо усваивать материал, получать  хорошие оценки, сдавать экзамены  и зачеты?

049 да, безусловно.

050 почти всегда.

051 иногда.

052 нет, не помогает.

11. Какой, по-вашему, способ сдачи экзамена самый лучший?

053 хорошо подготовиться и сдать.

054 подготовить шпаргалки и воспользоваться ими на экзамене.

055 выпросить у преподавателя «тройку» за посещение его предмета.

использовать свои знакомства.

056Ваш вариант ответа

12.Какой мотив Вами движет при сдаче экзамена, зачёта?

057 просто мне нравится  учиться.

058 получить хорошую оценку, перевестись на следующий курс.

059 Ожидание материальных  благ (обещание родителей поощрить  за успешную сдачу предмета; от  того, как я сдам этот предмет, зависит моя стипендия в следующем  семестре).

060 только бы сдать этот  ненавистный предмет.

13 Какую цель Вы преследуете, учась в ВУЗе?

061 получить хорошее образование, окончить аспирантуру, заниматься  наукой.

062 получить хорошее образование, стать классным специалистом  и работать по специальности.

063 получить диплом и  «откосить» от армии.

064 я пошел в университет  просто потому, что это престижно.

065 Ваш вариант ответа

14. Как Вы собираетесь  трудоустраиваться после окончания  ВУЗа?

066 через биржу труда.

067  рассылая своё резюме  в различные организации через  Интернет.

068  используя знакомство.

069 я уже работаю

070 я ещё не думал  над этим. 

15 Какую работу Вы хотели бы получить?

071 по специальности, пусть  даже низкооплачиваемую.

072 любую высокооплачиваемую.

073 я буду ждать работы  по специальности, но более высокооплачиваемую.

074 я открою своё дело.

16 Если Вы будете работать по специальности, будете ли Вы совершенствоваться в этой области?

075  да, я регулярно буду  проходить курсы повышения квалификации и интересоваться всеми новинками в своей профессии.

076  да, если у меня  будет на это свободное время.

077  нет, меня устраивают  мои изначальные знания.

17 Получив образование, хорошую работу, чего Вы хотите добиться в жизни?

078 материального благосостояния (богатства, стать миллионером).

079 я направлю свои материальные  средства на развитие своего  духовного уровня (путешествия, литература, театр).

080 я займусь самосовершенствованием, реализацией себя, как личности (раскрытие  в себе новых возможностей, познание  себя).

18 Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети продолжили ваше дело или, чтобы они имели свои цели, свои пути?

081 да, всё, что не удалось  сделать мне, сделают мои дети.

082 я хотел бы, чтобы  дети пошли по моим стопам, если у них будет такое желание.

083 нет, у каждого должна  быть своя цель и свои пути  её достижения.

19Почему вы выбрали именно этот ВУЗ?

             004. это престижный ВУЗ

             005.посоветовали друзья, знакомые

             006. настояли родители

             007.Прошёл по баллам

20 Ваши данные:

 Пол.

084 муж.

085 жен.

21 Возраст.

086 Укажите

 22 Студентом какого курса являетесь?

087 Укажите

23. Форма обучения:

089 платная.

090 бюджетная.

24 ВУЗ, в котором вы обучаетесь:

091  Укажите

 

 

Уважаемый студент, благодарим Вас за участие в опросе.

 

 

БГТУ им. В. Г. Шухова и БелГУ в ходе исследования были опрошены 24студента из двух ведущих ВУЗов города в возрасте от 18 до 23 лет, учащиеся 3го и 4го курсов преимущественно обучающихся на бюджетной форме. Необходимо было определить, есть ли у студентов цели в жизни, мотивы постановки этих целей, и как эти цели связаны с получением образования.

1.95,8% опрошенных считает, что человек должен иметь цель  в жизни и стараться её достичь, лишь 4,2% считает, что цели не нужны.

2.Но только 41,6% студентов  считают себя целеустремленными  людьми. 54,2% респондентов не уверены  в своей целеустремлённости, (см. табл. 005).

.Практически все опрошенные (91,7%) считают, что целей должно  быть много, они должны изменяться, появляться новые. 8,3% респондентов  считают, что целей должно быть  мало и, что они должны быть  однообразны. Т.е. все опрошенные  студенты считают, что у человека  должны быть какие-то цели, а  это значит что они все, в  какой-то мере, целеустремлённые.

.Всегда самостоятельно  ставят себе цели 8,4% опрошенных, преимущественно сами - 54,2%, а часто - 16,7% респондентов. Преимущественно  родители оказывают влияние на  выбор цели в 8,4% случаев, часто - в 25%, редко - в 50% случаев. Преимущественно на выбор цель друзья влияют только в 4,2% случаев, часто - в 41,7%, иногда - в 50%. Мода практически не влияет на выбор цели студентом: иногда - отмечено в 20,8% случаев, часто и преимущественно - по 4,2%. Из этих данных видно, что чаще всего цели задают себе сами студенты, реже на их выбор влияют друзья, ещё реже - родители, и мало влияет мода.

.Для 12,5% респондентов важен  только сам процесс достижения  цели, для 25% опрошенных - только конечный  результат, а для 58,3% студентов важно  и то, и другое. Увлеченность человека  выполняемым процессом предопределяет  достижение результата, цели. Если  же человеку не интересен процесс, работа, а только результат, то  он редко достигает поставленной  цели. Поэтому наша группа социологов  считает, что намного чаще чем другие достигают поставленных целей 70,8% опрошенных.

.Достигнув поставленной  цели, 83,3% опрошенных испытывают чувство радости и эмоциональный подъём, 8,4% - остаются равнодушны, 8,4% - огорчаются, т.к. им больше не к чему стремиться.

.Не достигнув поставленной  цели, расстраиваются - 45,8%, остаются  равнодушными - 33,3%, и лишь 20,8% респондентов  снова и снова готовы рваться  в бой, пытаться достичь поставленной  цели. Радость победы и горечь  поражения - естественные человеческие  чувства, к которым склонны 83,3% опрошенных. 8,4% респондентов на всё наплевать - они одинаково равнодушно относятся  к своим победам и поражениям. Ещё 8,4% опрошенных - настоящие борцы. Если они не достигают цели, то снова и снова стремятся к ней, а когда получают желаемый результат, то задаются новой целью. Что удивительно - оба «борца» оказались девушками!

Информация о работе Жизненные цели студентов