Заповедная историко-архитектурная зона Китай-город, как объект недвижимости г.Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:11, практическая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы:
Изучить историю объекта(Китай-город)
Защита и охрана заповедника
Финансирование
Определение недостатков объекта и выявление возможных вариантов данного заповедника

Содержание

Введение....................................................................3
Исторический паспорт................................................4
Схема расположения................................................15
Правовое обеспечение.............................................16
Финансовое положение............................................22
Заключение...............................................................24
Список литературы...................................................25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

 

Московский  государственный  университет картографии  и геодезии

(МИИГАиК)

 

Кафедра философии  и социально-экономических наук

 

Практическая  работа по истории  на тему

« заповедная историко-архитектурная зона Китай-город, как объект недвижимости г.Москвы”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Специальность: Государственное и

муниципальное управление 1- 2б

                                                                     Работу выполнила студентка 1 курса дневного отделения

                                                                    факультета экономики и управления   территориями

                                                                    Жулькова Алёна Олеговна

 

 

     Руководитель проекта

                                                                     Профессор  Карасёва Елена Александровна 

 

Москва

2012

 

Содержание

                                                                                стр.

  1. Введение....................................................................3
  2. Исторический паспорт................................................4
  3. Схема расположения................................................15
  4. Правовое обеспечение.............................................16
  5. Финансовое положение............................................22
  6. Заключение...............................................................24
  7. Список литературы...................................................25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Цели и задачи работы:

  • Изучить историю объекта(Китай-город)
  • Защита и охрана заповедника
  • Финансирование
  • Определение недостатков объекта и выявление возможных вариантов данного заповедника

 

Организация государственного управления с точки зрения его  эффективности ¾ ключевой вопрос для развития любой страны. Дело в том, что государственное управление императивно оказывает организующе-регулирующее воздействие на общественные процессы и отношения. Будучи направленным на упорядочение совместного существования людей, оно всегда связано с ними, с их нуждами и запросами, устремлениями и интересами. В этом смысле государственное управление имеет опосредованное воздействие на сознание, поведение и деятельность людей. Характер этого воздействия, его эффективность, безусловно, определяются самими людьми, прежде всего теми, кто становится государственными служащими. И совершенно ясно, что без изучения ими основополагающих теоретических знаний невозможны ни оптимальная организация государственного управления, ни его эффективное осуществление.

В музеях-заповедниках, как учреждениях культуры, объективно заложена связь общероссийского и регионального культурного достояния. В настоящее время в России действуют 96 государственных музеев-заповедников, 35 музеев-усадьб, из них 15 имеют статус особо ценных объектов культурного наследия народов России; Государственные музеи-заповедники, музеи-усадьбы находятся как в ведении Российской Федерации, так и ее субъектов. Министерство культуры Российской Федерации осуществляет управление, научно-методическую помощь и общий контроль за их деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История объекта

Китай-город – одна из наиболее исторически интересных центральных частей Москвы. Порой иностранцы полагают, что название Китай-город возникло из особой симпатии России к Китаю. Но московский Китай-город никак не связан с китайцами и Китаем.

В 1394 году в ожидании нашествия Тамерлана вокруг посада стали спешно рыть ров по линии нынешнего Большого Черкасского-Владимирского-Псковского переулков. На протяжении более чем столетия он был единственной защитой посада. При Елене Глинской было принято решение построить каменные укрепления. Весной 1534 г. был вырыт новый ров, защищавший уже большую площадь (закончен 20 мая), причем в работе участвовали все москвичи, кроме наиболее знатных и видных.16 мая 1535 года состоялась торжественная закладка каменной стены, причём первые камни в фундамент заложил митрополит Даниил.

 Строительством стены руководил итальянец Петрок Малый Фрязин, который строил ее по последнему слову тогдашней фортификационной науки, рассчитанной на развившуюся артиллерию, что особо бросается в глаз при сравнении с кремлевскими укреплениями: стены Китай-города были ниже, но зато толще, с площадками, рассчитанными на орудийные лафеты.  Стена, законченная в 1538 году, имела длину 2 567 м и 12 башен. Первоначально было устроено четверо ворот, носивших названия: Сретенские, Троицкие, Всехсвятские и Космодемьянские. В XIX веке эти ворота именовались соответственно Никольские, Ильинские и Варварские (по выходившим на них улицам); Космодемьянские же были заложены еще при Софье, в конце XVII в. Никольские ворота также приобрели название Владимирских, по стоявшей за ними церкви иконы Владимирской богоматери. На Красной площади имелись двойные ворота — Спасские с юга и Воскресенские с севера. Последние были известны также как Иверские, по приделанной к ним часовне Иверской Божьей Матери (с 1669 г.).

В течение XVIII—XIX веков для удобства москвичей  в стене, потерявшей былое оборонительное значение, были проломаны несколько  ворот. Наиболее известны среди них  Третьяковские.

Наряду с  Кремлём Китай-город — древнейший район Москвы (особенно это касается Зарядья), известный изначально как Великий посад. Часть посада находилась на территории нынешнего Кремля, однако после расширения Кремля при Иване Калите и Дмитрии Донском была вытеснена оттуда, в результате чего посад разросся на восток почти на всю территорию нынешнего Китай-города. 

  Некоторые  из  историков  уверяют,  что  эта  часть   Москвы   исстари называлась  Китаем,  и  что  с  этим  Словом  в  простонародье    связывался всемирный рынок, и всякая иноземная ткань называлась «Китайком».  Всё  будто бы произошло   оттого,  что торговала  с  Китаем.  В  Рязанской  губернии  среди простого народа слово «Китай» и до сех пор составляет  насмешливое  прозвище всякого барышника и торгаша.

     Как бы  там  ни  было,  но  московский  Китай-город  действительно  был

центром,  где  сосредоточилась  всякого  рода  торговля   и   всякого   рода

промышленность, имеющая значение не только для Москвы , нот даже и для  всей

России. Подобно  Кремлю и Китай-город после перенесения  столицы из  Москвы  в

Петербург стал заметно падать и разрушаться. Стены  Китай-города  в

эти годы стали  обваливаться, в башнях были открыты  лавки местными чиновниками .  К  стенам были пристроены погреба, сараи, конюшни.

 Атмосфера всё больше накалялась   .  Много лачужек и плохих построек в этой

 части города было  на  землях,  захваченных духовными властями.

     Церковное духовенство не только на подворьях,  но  и в церковных  землях завело погреба, харчевни.

      Начальник  Кремлёвской  экспедиции  И.С.   Валуев   ходил   к   обер-

полицмейстеру Беклешеву в 1806 году с прошением  по  этому  поводу.  Беклешев

предлагал митрополиту  Платону свести такие  заведения  с  церковных  земель.

Платон не согласился, ссылаясь  на  то,  что  от  того  много  потерпят  как

церковные доходы , так  церковнослужители,  которых  состояние  было  весьма

близко к  бедному. Самым грязным местом в  Китай-городе  были  так  называемые

певчие дома ,  принадлежавшие  владению  синодальных  певчих,  которые  сами

здесь не жили, а отдавали  постройки  в  наём.  Дома  эти  были  деревянные,

разделенные перегородками  на маленькие комнаты, углы и чуланы.

      Здесь  с  давних  пор  были  харчевни,  трактиры,  кофейни  и   разные

мастерские. В  случае пожара эта местность представляла большую опасность.  В

1804 году здесь   все  деревянные  строения  были  сломаны  и  оставлен  один

трактир.

     С дозволения бывшего главнокомандующего Китайской стены были  построены

204 деревянные  лавки, в 1783 году , а в 1786 году  по воле графа Брюса  лавки

эти заменены  каменными.  Землю  отдали  без  платы,  чтоб  только  застроили

пустое место  и содержали тут мостовую.  Другие здания у  стен  построены  до

1780  года  по   словесному   дозволению    тогдашнего    обер-полицмейстера

Архарова. За стеной от Воскресенских до Никольских  ворот  стояли  постройки

не менее  безобразные.

  В старину предлагали стену от Никольских до Варварских  ворот  сломать,

но это  намерение  не  было  исполнено.  В  1807  году  часть  стены  против

воспитательного дома обрушилась на 2 сажени , а  смежные  растрескались.  На

починку их потребовалось  190 тыс. рублей  серебром.  Беклешев  ещё  в  1805

году предлагал  сломать стену Китай-города с  башнями от ворот  Никольских  до

Москворецкого моста как ненужную и ветхую , а на ее месте  сделать  бульвары

для  гулянья,  но  император  Александр-1  на  это  не  согласился,   желая

сохранить все  древние строения в Москве в первобытном  виде. Ров возле  стены

Китай-городке  был везде завален мусором.

     Его только расчистили в 1802 году. После 1812 года ров был засыпан и

вся Китайская  стена  исправлена;  оказалось,  что  площадь  строений  Китай-

города занимает 45 десятин. Не застроенной земли  было в  трое  меньше  ,  чем

застроенной. Площадей - 5, улиц  от 4 до 8 саженей шириной, зданий - 15.

      Торговых  помещений  втрое  больше  числа  квартир.  Китай-город  есть

наиболее скудная  населенная местность всей Москвы. Жителей считается  более

30 тысяч, домов  более 2 тысяч. Сама стена имеет  в  окружности  975  саженей.

Стена построена  из кирпича красного цвета. Правительница Софья приказала  её

выкрасить в  белый цвет.Перепись 1701 года показывает в Китай-городе 272 двора, из них 152 принадлежало духовенству, 54 — боярам и дворянам, 24 — дьякам, 6 — дворцовым служащим, 29 — торговцам, 6 — городским служащим и 1 — крепостному человеку. При этом средний размер двора составлял 1100 м². Однако, так как в Китай-городе находился центр московской торговли — Гостиный двор и Торговые ряды, то в XVIII — XIX веках он вновь приобрел характер купеческого района. В XIX веке это был район крупных оптовых торговцев; здесь была построена городская биржа, стали возникать банки и конторы; к началу XX века он приобрел репутацию «московского Сити».

 

Здесь же в допетровские времена был центр русского книгопечатания (Печатный двор, в дальнейшем Синодальная типография на Никольской) и просвещения (школа Заиконоспасского монастыря, в дальнейшем Славяно-греко-латинская академия, там же); при Елизавете здесь же помещался университет (здание Земского приказа, на месте Исторического музея). В предреволюционные десятилетия на Никольской прославился ресторан «Славянский базар».

 

 Крестцы Китай-Города.

 

Крестцами  в  Китай-городе  назывались  те  места,  где  находились   особые

часовни, в которых  приводили к крестному целованию  народ в  особенно  важных

случаях, а также  объявлялись царские и патриаршие указы. Сюда  же  привозили

трупы безродных  тюремных узников, умерших в  тюрьме  или  под  пытками,  для

сбора денег на их погребение.

      Перед  Семиком  на  эти  же  крестцы   вывозили   из   убогих   домов,

содержавшихся там  подкидышей,  и  там  их  брали  на  воспитание  бездетные

супруги. Таких  крестцов в Китай-городе было  три  :  Никольский,  Ильинский,

Варварский.

     Никольский  крестец  (часовня)  находится  при  церкви  Николы  Старого

Греческого  монастыря. Часовня  эта  была  особенно  чтима  в  народе.  Перед

образом Николая  Чудотворца теплится неугасимая лампада, а  в  прежнее  время

горела неугасимая  поставная  свеча.  Тогда  между  обывателями  существовал

обычай ежедневно  в сумерки брать огонь из часовни  Св. Николая и им  зажигать

свечи и ночники  в их домах. Обычай этот наблюдался до 18 столетия.

     Ильинский крестец получил своё название от  Ильинского  монастыря,  что

стал церковью Пророка Ильи, что на Новгородском подворье. Он простирался  от

Ильинского  моста  (  через  ров  у  стены  Китай-город)  и  до   Фроловских

(Спасских) ворот  или даже до  Лобного  места.  На  этом  крестце  по  обычаю

собирались попы и дьяконы, и сюда присылали обыватели  нанимать  их  в  свои

церкви для  совершения  церковных служб. Эти  духовные лица вели  себя  крайне

неприлично, бранились  между собой и делали разные  бесчинства  ,  вследствие

чего против этого  обычая  восстали  многие  из  духовных  лиц.  Обычай  был

прекращен только в 18 столетии.

     У  Ильинского  крестца  производились  также  торговые  казни,  которые

указом в 1685 году переведены отсюда на Красную  площадь.

     Варварский крестец получил своё название от церкви СВ. Варвары.  Тут  в

старину продавались  знахарями  разные  целительные  травы  и  заговаривались

разные болезни. С течением времени значение  крестцов  исчезало  ,  крестное

целование  прекратилось,  подкидышей  со  времени  Петра  Великого  туда  не

привозили, наемных  попов и дьяконов туда не  пускали,  знахарей  и  знахарок

прогнали. В  начале 18  столетия оставались одни часовни, которые  тоже  были

уничтожены  синодальным указом 1722 года, за исключением  одной Никольской,  и

крестцы остались в одних  только  воспоминаниях  народа  да  в  исторических

актах.

      Соборы в Китай-городе.

 

Собор Василия  Блаженного. Немногие  из  московских  и  даже  вообще  русских

храмов  пользуются  такой  известностью  как  церковь  Василия   Блаженного.

Монастырь основан в 1352 году по воле великого князя  нижегородского  Бориса

Константиновича  преподобным  Евфимием  ,  который  и   был   здесь   первым

Информация о работе Заповедная историко-архитектурная зона Китай-город, как объект недвижимости г.Москвы