Интегральная социология П.А. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:38, контрольная работа

Краткое описание

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — российско-американский социолог XX столетия, многочисленные фундаментальные труды которого (40 книг и несколько сотен статей) во многом определили характер и основные направления развития современной социологии.
В истории социологии трудно найти другого, кто уделил бы столь пристальное внимание выяснению исходных, методологических проблем этой науки — ее сущности, специфики, структуры и предназначения. К этим вопросам П. А. Сорокин неоднократно возвращался не только в специальных работах по данной теме, но и в трудах, посвященных самым разным социологическим проблемам (например, проблемам революции, социокультурной динамики и др.). Он рассматривал их как в научно-исследовательском, так и в учебно-педагогическом плане.

Вложенные файлы: 1 файл

контра.docx

— 34.58 Кб (Скачать файл)

Вариант 13. Интегральная социология П.А. Сорокина.

1.

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — российско-американский социолог XX столетия, многочисленные фундаментальные  труды которого (40 книг и несколько  сотен статей) во многом определили характер и основные направления  развития современной социологии.

В истории социологии трудно найти другого, кто уделил бы столь  пристальное внимание выяснению  исходных, методологических проблем  этой науки — ее сущности, специфики, структуры и предназначения. К  этим вопросам П. А. Сорокин неоднократно возвращался не только в специальных  работах по данной теме, но и в  трудах, посвященных самым разным социологическим проблемам (например, проблемам революции, социокультурной  динамики и др.). Он рассматривал их как в научно-исследовательском, так и в учебно-педагогическом плане.

По Сорокину, общество —  это «совокупность людей, находящихся  в процессе общения», а феномен социального — в «связи, имеющей психическую природу и реализующейся в сознании индивидов».

Элементами взаимодействия, по Сорокину, являются: индивиды, акты (действия) и проводники общения (символы  интеракции), т. е. язык, письменность, орудия труда, деньги, живопись, музыка и др. По своему характеру взаимодействия подразделяются на антагонистические  и солидаристические, односторонние  и двусторонние, шаблонные и нешаблонные.

Социология, отмечал П. А. Сорокин, изучает специфически социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы, т. е. поведение взаимодействующих  лиц. Социология — это «наука, изучающая  поведение людей, живущих в среде  себе подобных» В этом смысле она  выступает как теория «социального по ведения», основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция — реакция). Вся социальная жизнь — это бесконечная цепная реакция акций - реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса. Исключительно велика заслуга П. А. Сорокина в разработке структуры социологии. В труде «Система социологии» он выделял три основных раздела в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная анатомия и морфология); социальная механика, т. е. учение социальных процессов; социальная генетика, т. е. теория эволюции общественной жизни.

Социология, по Сорокину, —  наука, рассматривающая социокультурную  систему как целое. В этом отношении  она существенно отличается от таких  тоже генерализирующих наук, как экономическая  теория, политология или правоведение, ибо последние имеют дело лишь с одной сферой социокультурного пространства, в то время как социология — со всеми сферами, с родовыми, общими свойствами, признаками социальных явлений во всех сферах, не изучаемыми как таковые ни одной другой из социальных наук. Социология, писал П. А. Сорокин, — это «наука о родовых свойствах и основных закономерностях социально-психологических явлений», «генерализирующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных связях».

Творчество П. Сорокина обычно разделяют на два этапа: русский  и американский. В 1920 г. выходит в свет основной труд русского этапа творчества П. Сорокина «Система социологии», в значительной степени испытывавший влияние позитивистской концепции, но отражавший новый подход. Сам автор называл его умеренной формой русского бихевиоризма. Социология понимается как наука, изучающая «жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности».

П. Сорокин различает теоретическую  и практическую социологию. Теоретическая  социология не ставит перед собой  никаких конкретных задач – она  лишь наблюдает, анализирует и выстраивает  концептуальные модели. Практическая социология должна быть прикладной дисциплиной. Она должна осуществлять афоризм  О. Конта: «знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы мочь».

Разделами социологического знания, по П. Сорокину, являются:

• социальная аналитика, изучающая строение социальных тел, их структуру и внутреннюю организацию;

• социальная механика, описывающая функционирование социальных агрегатов (групп, социальных институтов);

• социальная генетика, которая изучает развитие конкретно-исторических форм общественности.

Первичной единицей социологического анализа, согласно П. Сорокину, является взаимодействие. Общество есть только там, где есть взаимодействие. Разлагая взаимодействие на составные части, мы сможем разложить тем самым на части самые сложные социальные явления.

Предлагаемая схема изучения выделяет три компонента социального  взаимодействия:

1) индивиды, два или более, «обусловливающие переживания и поведение друг друга»;

2) действия (акты), посредством которых они эти переживания и поведение друг друга «обусловливают» (влияют). С одной стороны, каждый акт является внутренней реализацией психической жизни индивидов, с другой – раздражителем для окружающих;

3) проводники (символы действия), передающие действие или «раздражение» актов от одного к другому.

Проводником может быть любой  «предмет», не обязательно материальный, наделяемый некоей символической нагрузкой. Проводник передает значимую информацию участникам взаимодействия. Функции  проводника могут выполнять, например: язык (в том числе язык жестов, тела), музыка, деньги, цветы и пр. Те или иные предметы становятся проводниками, лишь наполняясь соответствующим смыслом.

Важное значение имеет  понимание П. Сорокиным общества как особого социального пространства, не совпадающего с территориальным, физическим и т. д. Оно может быть изображено в виде обычной системы координат, где каждый индивид или группы индивидов занимают определенное место. Причем это не просто положение индивида (группы), астатус– положение, которое может быть соотнесено с положением других субъектов.

Развивая идею социального  пространства, П. Сорокин создал две  взаимосвязанные концепции: социальной стратификации (социального расслоения) и социологии революций.

Социальное неравенство  существовало и будет существовать всегда. Социальная дифференциация, выраженная в специализации деятельности членов общества, делает необходимой организацию  и кооперацию индивидуальных действий. Координация действий невозможна без  субординации – иерархического подчинения, которое и воспроизводит неравенство.

В отличие от К. Маркса, жестко связывавшего классовую принадлежность с экономическими характеристиками, П. Сорокин вводит еще два основных параметра социальной стратификации: политический и профессиональный.

Внутренняя динамика систем стратификации выражается в процессах социальной мобильности– перемещения людей по позициям социального пространства, вертикальной или горизонтальной.

Завершает социологическое  наследие Питирима Сорокина теория социальной и культурной динамики. Истинным субъектом исторического развития в этой концепции выступает глобальная социетальная целостность – «социокультурная суперсистема». Поскольку, по мнению П. Сорокина, фундаментом всякой культуры служит именно ценность, каждая суперсистема имеет аксиологическое (т. е. ценностное) ядро.

Существуют три типа культурных суперсистем: чувственный, идеациональный и идеалистический (или интегральный). Базой этой классификации является общефилософское представление о двойственной природе человека. В ней сосуществуют противоположности: «материальное» и «идеальное», «возвышенное» и «земное» и т. п. Отсюда вывод – культура может склоняться к одному из противоположных измерений либо стремиться к их гармоничному сочетанию.

Если в обществе преобладают  материальные и утилитарные ценности, то мы имеем дело с чувственным  типом культуры. Принципиально иным является идеациональный тип культуры. Первичным в нем признается потусторонний  мир, знание дается человеку свыше –  в виде дарованного свыше откровения. Этические принципы рассматриваются  как божественные заповеди, а нужды  и блага земной жизни являются второстепенными. Интегральный тип  культуры – «золотая середина». Он сочетает в себе как эмпирические, так и сверхэмпирические аспекты  «истинной реальности – ценности».

В истории человечества в  различных обществах или на разных этапах развития одного общества можно  наблюдать доминирование того или  другого типа культуры. Но ни один из них не смог утвердиться навсегда.

По мысли П. Сорокина, культура не может развиваться на одном  ценностном фундаменте долгое время, поэтому  чувственная культура сменяла идеациальную, и наоборот. Макропроцесс культурной динамики развивается так же, как  и другие социальные процессы, в  режиме маятника.

Объективно такая позиция  резко отличалась от взглядов большинства  предшественников П. Сорокина, отстаивавших принципы прогрессизма. Общественное развитие в их глазах имеет восходящий характер независимо от того, как назвать  конечную стадию: позитивная стадия, коммунизм, общество потребления и т. п.

П. Сорокин к концу своей  творческой биографии достаточно определенно  указывал, что современное общество находится в глубочайшем всестороннем кризисе. Современная чувственная  культура исчерпала все свои резервы, умирает и скоро уступит место  другой, которую в будущем постигнет  та же участь.

2.

Исходным моментом исследования социальной мобильности у Сорокина выступает понятие "социальное пространство", трактуемое им как "некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли".2 Это социальное пространство неоднородно  и многомерно и каждый индивид  занимает в нем определенное "социальное положение", которое устанавливается  путем интеракции (взаимодействия) с другими индивидами и группами индивидов. Сорокин попытался здесь  связать два принципа: принцип  структурной тождественности механизмов любого социального взаимодействия и принцип определяющей роли внутригрупповых  различий в структуре общества. Основной посылкой, с которой начинает Сорокин  свой анализ, является видение индивида как участника многих общественных структур, рассматриваемых им как сложная сеть взаимопроникающих друг в друга социальных систем и подсистем. Проблема общественной дифференциации решается им исходя из внутри-группового различия статусов индивида. Под социальным статусом Сорокин понимает совокупность прав и привилегий, обязанностей и ответственности, власти и влияния, которыми обладает индивид. Именно статусные различия индивидов определяют социальную стратификацию общества, которая понимается им как "дифференциация данного населения в иерархически расположенных слоях".3 По мнению Сорокина, нестратифицированного общества или группы никогда не существовало и существовать не может. Коллективная жизнь индивидов влечет за собой организацию поведения и отношений между членами группы или общества.что вызывает расслоение на управляющих и управляемых. Неодинаковые условия проживания, физические и биопсихические различия людей также вызывают неизбежную стратификацию общества.4

Сорокин рассматривает большое  количество конкретных форм расслоения общества.выделяя из них, как наиболее основные, три типа: - экономический; профессиональный; политический. Все  они находятся между собой  в тесной зависимости.

Между различными стратами и внутри каждой из них существуют перемещения индивидов, обозначенные "социальной мобильностью". Давая  ей определение Сорокин пишет, что "под социальной мобильностью понимается переход индивидуального или  социального объекта или ценности - всего, что создано или изменено человеческой деятельностью, - от одного социального положения к другому".5 Основную причину социальной мобильности  Сорокин видит в постоянном "дефекте" любого общества, заключающегося в  том, что общество всегда отстает  в распределении благ для членов в соответствии с их личными качествами и способностями; Это несовершенство общества усугубляется "биоантропологическими  и демографическими" факторами.С  течением времени, считает Сорокин, происходят демографические изменения: резкое количественное увеличение или  уменьшение людских ресурсов в составе  страты, в результате чего в ней  происходят качественные перемены, которые  влекут за собой, соответственно, увеличение или уменьшение в каждой страте людей, не соответствующих занимаемому  ими социальному статусу. Говоря о социальной стратификации, Сорокин  выделяет и жестко разграничивает два  периода в жизни общества. Первый - "нормальный" - состояние относительной  стабильности общества, которому соответствуют  свои социальные законы. Второй - так  называемый "бедственный" период, при котором нарушается обычное  течение этих законов вследствие деструктивных процессов (войны, голода, революций и т. п.), сопровождающихся общественной дестабилизацией и  дезорганизацией.

Социальное неравенство  — это неодинаковые возможности  людей удовлетворять свои потребности  и достигать намеченных целей.

Питирим Сорокин выделил  три вида социального неравенства:

  1. Экономические (дифференцирующий фактор — богатство)
  2. Политическое (дифференцирующий фактор — власть)
  3. Профессиональное (дифференцирующий фактор — престиж профессии)

По Сорокину, "Социальная стратификация — это дифференциация некой данной совокупности людей на классы, страты в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основы и сущность в неравномерном распределении прав и ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества".

В историю социологической  мысли Питирим Александрович  Сорокин вошел как создатель  интегрального направления в  современной социологии, теории социальной стратификации и социальной мобильности, концепции флуктуации социокультурных  систем.  
Социальный порядок в обществе – длительный процесс формирования системы прав и обязанностей индивидов, классов, общностей. Социальный порядок не данный факт, а результат взаимодействия человечества, развитие культуры. Нарушение этого порядка, баланса ведет к хаосу, нестабильности, смене ценностей. 
Социология реформирования заключается в следующем:  
- любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с естественными потребностями, инстинктами человека;  
- каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий данного общества, в котором проводится реформа;  
- каждая реформа должна проводится исключительно конституционными методами [6].  
Социология революций заключается прежде всего в неприятии Сорокина войнам, любому проявлению насилия, нарушающему порядок в обществе. Три необходимых составных всякого революционного взрыва:  
а) растущее подавление базовых инстинктов большинства населения, собственнический инстинкт;  
б) всеобщий характер такого подавления;  
в) бессилие групп порядка.  
Революция проходит 2 стадии:  
- революционный взрыв;  
- контрреволюция.  
Революционный взрыв связан с подавлением естественных инстинктов, сопровождается голодом, насилием. Контрреволюция вызвана тем, что народ устал и хочет наконец порядка, который не принесла с собой революция первого типа. 
Если индивид не обладает твердыми убеждениями по поводу того что правильно, а что нет, если он не верит в Бога или в абсолютные моральные ценности, если он больше не питает уважения к своим обязанностям, и, наконец, если его поиски удовольствий и чувственных ценностей являются наиважнейшими в жизни, что может вести и контролировать его поведение по отношению к другим людям? Ничего, кроме желаний и вожделения. В таких условиях человек теряет всякий моральный или рациональный контроль и даже просто здравый смысл. Что может удержать его от нарушения прав, интересов и благосостояния других людей? Ничего, кроме физической силы. Как далеко зайдет его ненасытная жажда чувственного счастья? Она зайдет ровно настолько далеко, насколько позволяет противопоставленная ей грубая сила других. Вся проблема поведения индивида определяется соотношением между его силой и силой, находящейся в руках других. Это сводится к проблеме взаимодействия физических сил в системе физической механики. Физическая власть заменяет справедливость. В обществе или ряде обществ, состоящих из таких индивидов, неизбежным следствием будет умножение конфликтов, жестокая борьба, в которую оказываются вовлечены как локальные группы и классы, так и нации, и взрыв кровавых революций и еще более кровавых войн [4]. 
Периоды перехода от одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла, когда социокультурные ценности становятся почти полностью «атомизированными», и конфликт между ценностями различных людей и групп становится особенно непримиримым, неизбежно порождают борьбу особой интенсивности, отмеченную широчайшей вариативностью форм. В рамках общества она принимает в дополнение к другим конфликтам форму роста преступности и жестокости наказаний, особенно взрыва бунтов, восстаний и революций. 
В ряде обществ она проявляет себя в виде международных войн. Чем более велик и глубок по своей сути переход, тем больше насилия содержится во взрыве революций, войн и преступности и наказаний, если двое последних не потонут в океане массовой жестокости войн и революций. Такие периоды всегда оставались в памяти как времена жестокости, грубости и зверства, не сдерживаемых ничем, кроме взаимного принуждения и обмана. 
Еще одним следствием переходных периодов является рост душевных болезней и самоубийств. В перезревшей чувственной культуре общественная жизнь становится такой сложной, борьба за чувственное счастье - такой острой, потребность в удовольствии настолько нарушает ментальное и моральное равновесие, что разум и нервная система множества людей не могут выдержать огромного напряжения, которому они подвергаются; поэтому они становятся склонными к извращениям или даже ломке личности. Будучи лишены общепринятых норм и ценностей - научных или философских, религиозных или моральных, или ценностей какого-либо другого рода - и окруженные хаосом конфликтующих норм и ценностей, эти индивиды оказываются без какого-либо авторитетного руководителя или надиндивидуального правила. В этих условиях они неминуемо становятся неустойчивыми и молятся на случайный личный опыт, мимолетные фантазии и конфликтующие чувственные импульсы. Как лишенную руля лодку, оказавшуюся в море, такого человека качает туда-сюда силою обстоятельств. У него нет стандарта, по которому можно понять, насколько последовательны его действия и к чему он стремится, он становится непоследовательным и неинтегрированным комплексом случайных идей, убеждений, эмоций и импульсов. Неизбежным следствием этого является рост дезинтеграции и дезорганизации. Ко всему этому необходимо добавить болезненный шок, который беспрерывно разрушает его разум и нервную систему среди хаотичной и жестокой борьбы, сопровождающей переходный период. Мы хорошо знаем, что необходимой предпосылкой здравого и интегрированного ума является присутствие социальной стабильности и не вызывающих сомнения общепринятых норм. Когда они начинают разрушаться, за этим обычно следует возрастание нервных срывов, и оба эти явления продолжают прогрессировать. Нервные срывы являются еще одним аспектом разрушения социокультурного порядка [4]. 
«В свете этой теории ясно, почему происходит рост душевных болезней, особенно в последние несколько десятилетий; почему у мужчин более высок уровень заболеваемости душевными болезнями, чем у женщин; и почему почти все психозы (за исключением старческих психозов и других, связанных с мозговым артериосклерозом), такие как помешательство в юном возрасте (dementia ргаесох), умственная неполноценность, эпилептические психозы и психопатические психозы находят свои жертвы среди молодых возрастных групп от 10 до 30 лет, пишет П. Сорокин. - Эта теория объясняет, почему, как и в случае самоубийств, индивиды, состоящие в браке, дают наименьший процент душевнобольных; далее идут по возрастающей вдовые и потом одинокие; наибольший процент приходится на разведенных, то есть на тех индивидов, которые прошли через мучительный опыт дезинтеграции семейной солидарности, возможно, сопровождавшийся скандалом. Эти люди стали свидетелями ломки одной из важнейших социокультурных ценностей - священности и нерушимости брака. В некоторых, хотя и не во всех аспектах, рост, падение и распределение душевных болезней идет параллельно с движением и распределением самоубийств. В обоих случаях мы имеем один и тот же фактор - дезинтеграцию норм и ценностей данной культуры или общества. Нам хорошо известны две основных причины двух главных форм суицида, так называемых «эгоистического» и «анемического» типов. Когда система норм и стандартов претерпевает шок и становится дизинтегрированной, кривая анемических самоубийств неизменно идет вверх. Является ли причиной шока экономическая паника и резкий переход от экономического процветания к депрессии или неожиданный переход от депрессии к процветанию, или еще что-либо, он всегда сопровождается ростом самоубийств. Так как дезинтеграция, сопровождающая переход от одной фундаментальной формы культуры к другой, бесконечно более велика, чем единичная экономическая, политическая или какая-либо другая частичная дезорганизация или шок, необходимо ожидать, что рост кривой суицидов в такие периоды будет сильно возрастать. Мы также знаем, что главным фактором так называемого эгоистического самоубийства является рост психосоциальной изоляции индивида. Когда его тесные социальные связи ослаблены или порваны - с членами его семьи или с другими близкими - и он становится чужим в своем окружении, то у него начинает расти чувство психосоциальной изоляции, а вместе с ним и вероятность стать жертвой суицида. Полное психосоциальное одиночество - это неподъемная ноша»

Информация о работе Интегральная социология П.А. Сорокина