Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:35, доклад
Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) вошел в историю мировой социологии как ученый, принадлежащий двум странам: России и США. На формирование социологических воззрений П. А. Сорокина значительное влияние оказали труды ученых естествоиспытателей и современных социологов: Ч. Дарвина, Г. Спенсера, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова, О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса, Г. Тарда, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Л. И. Петражицкого, Н. И. Кареева, Е. В. Де Роберти, М. М. Ковалевского.
Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) вошел в историю мировой социологии как ученый, принадлежащий двум странам: России и США. На формирование социологических воззрений П. А. Сорокина значительное влияние оказали труды ученых естествоиспытателей и современных социологов: Ч. Дарвина, Г. Спенсера, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова, О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса, Г. Тарда, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Л. И. Петражицкого, Н. И. Кареева, Е. В. Де Роберти, М. М. Ковалевского.
Считал себя учеником М. М. Ковалевского и в последние годы жизни учителя был его личным секретарем.
В русский период П. А. Сорокиным
были опубликованы такие работы по
социологии, как "Главнейшие теории
прогресса в современной
Среди основных социологических проблем, которые разрабатывались П. А. Сорокиным в русский период его жизнедеятельности, особое значение имеет предпринятая им попытка создания интегральной социологии, определение ее предмета и границ. Неопозитивистский подход П. А. Сорокина проявился прежде всего в том, что он, как Г. Спенсер и Е. В. Де Роберти, окружающую человека действительность разделил на три мира: неорганический, органический и надорганический. Отличительной чертой надорганического мира, по его мнению, является "наличие сознания и мышления в своей развитой форме".
С точки зрения П. А. Сорокина, общество как надорганическая система представляет собой "совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействуют друг с другом". Главная задача социолога - исследовать "статистические и динамические стороны взаимодействия или поведения людей, а также явления, возникающие из этого процесса". В связи с тем, что в процессах взаимодействия людей появляются обладающие ценностными значениями явления культуры, то социолог обязан сосредоточить внимание и на аксиологических аспектах социального взаимодействия. Именно эти аспекты социального взаимодействия и станут определяющими в будущей разрабатываемой П. А. Сорокиным теории социокультурной динамики.
Определив предмет социологии, П. А. Сорокин приступил к построению ее модели как интегральной науки на основе синтеза того положительного, что составляло основу социологии О. Конта и Г. Зиммеля. От О. Конта он взял идею законов функционирования и динамики, а от Г. Зиммеля - идею о социологии как самостоятельной дисциплины, изучающей родовые свойства явлений социального взаимодействия.
Анализ состояния социологии конца XIX - начала XX столетия привел П. А. Сорокина к убеждению в том, что "современная социология гораздо ближе к естественным наукам по объективности, точности и продуктивности", чем другие общественные науки. В отличие от О. Конта, который уподоблял социологию "социальной физике", и Г. Спенсера, по мнению которого социология может быть определена как "социальная биология", П. А. Сорокин видел в социологии "социальную химию". Отмечая, что социология и естественные науки имеют различные объекты изучения, П. А. Сорокин признавал, что "методы изучения этих объектов одни и те же". По его убеждению главным методом анализа социальных процессов и явлений должен быть объективизм - опора на факты. "Побольше наблюдения и тщательного анализа фактов", - призывал он социологов. Ратуя за проведение конкретно-социологических исследований, социолог был убежден, что "хорошо проверенная статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата". В дальнейшем он одним из первых в американской социологии стал применять количественные методы обработки эмпирических данных.
Развивая идеи своего учителя М. М. Ковалевского об эклектизме и плюрализме социологии, П. А. Сорокин особенность социологии как науки видел в ее интегрирующей способности. "Интегрализм" социологии, по его представлению, проявляется в следующем:
- интегральная социология - "это
генерализирующая наука о
- интегральная социология, в отличие
от других общественных наук,
которые изучают лишь одну
из сфер социокультурного
- интегральная социология, используя "последовательный социологический плюрализм", учитывает множество самых разнообразных факторов и интегрирует их в целостное объяснение социальной реальности;
- интегральная социология, исследуя
статику и динамику
В интегральной социологии П. А. Сорокин выделил пять ведущих направлений:
1) "космосоциологическое", которое
объясняет социальные процессы
и явления географическими
2) "биосоциологическое", изучающее общество как биологический организм;
3) "социомеханическое",
которое представляет общество
как механический агрегат, а
законами его функционирования
считает законы
4) "социопсихологическое",
обусловливающее социальные
5) "социокультурное", которое
рассматривает
Сам социолог придерживался двух последних направлений. При этом он отдавал предпочтение социокультурному направлению, полагая, что только оно "дает нам действительную социологию в точном значении понятия".
Объявив социологию интегральной наукой, П. А. Сорокин в то же время указывал, что она "остается строго социальной наукой", специфика которой определяет ее структуру. В структуре интегральной социологии он выдели две части: теоретическая (общая) социология и практическая (прикладная) социология. Отстаивая идею о том, что "социология может и должна строиться по типу естественных наук", П. А. Сорокин предложил выделить в теоретической социологии три раздела: "социальная аналитика", "социальная механика" и "социальная генетика". С его точки зрения, социальная аналитика должна рассматривать "простейшие социальные явления и сложные социальные единства", социальная механика - изучать социальные силы и процессы как факторы социального взаимодействия, социальная генетика - анализировать эволюцию общественной жизни. В прикладной социологии (социальная политика) он придавал большое значение изучению социальных проблем города и деревни, политики и морали с помощью эмпирических методов исследования и выработке "системной рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни". Прикладная социология, по мнению П. А. Сорокина, должна стать реализацией предложенного О. Контом принципа: "знать - чтобы предвидеть, предвидеть - чтобы мочь".
По определению П. А. Сорокина: "Социология есть наука о поведении людей, находящихся в процессе взаимодействия, и о результатах такого поведения". Поэтому он объявлял социальное взаимодействие элементарной "клеточкой", родовым типом проявлений общественной жизни, в которой происходят системные комбинации социальных взаимодействий разного толка. Социальное взаимодействие в его понимании - это "имеющая психическую природу" и осознанная социальная связь между индивидами и социальными группами.
Социальное взаимодействие П. А. Сорокин
представлял как сложный
- субъекты взаимодействия - индивиды или социальные группы;
- объективированные ценности - предметы материальной культуры;
- ценностные значения - нормы, стандарты поведения, существующие в индивидуальном или групповом сознании;
- "проводники" взаимодействия: язык, письменность, орудия труда, предметы быта, деньги, произведения искусства и т.д.
По субъекту социальные взаимодействия могут быть между двумя индивидами, между индивидом и социальной группой, между социальными группами. По характеру они бывают односторонние и двусторонние, индивидуальные и массовые, организованные и спонтанные, простые и сложные, стандартные и шаблонные, мгновенные и продолжительные, слабые и интенсивные, солидаристические и антагонистические, идейные и волевые. В зависимости от природы проводника - механические, тепловые, звуковые, светозвуковые и т.п. взаимодействия. Особое значение П. А. Сорокин придавал тому, чтобы субъекты социального взаимодействия использовали одинаковые проводники, иначе социальная связь между ними окажется невозможной.
Чтобы попять функционирование и развитие
общества, русский социолог рекомендовал
первоначально изучить
В основе социального взаимодействия, по мнению П. А. Сорокина, лежат "социальные акты" - поступки людей, обусловленные осознаваемыми ими биопсихическими "базовыми" инстинктами: пищеварительным, сексуальным, инстинктом собственника, инстинктом самосохранения, инстинктом самовыражения. Социальный акт может проявляться как в "делании", так и в "неделании" чего-либо. По характеру социальные акты могут быть либо пассивными ("воздержание"), либо активными ("терпение"). Им была предложена следующая классификация социальных актов:
- "должные - дозволенные";
- "должные - рекомендуемые";
- "запрещенные".
Согласно представлению
Изучая различные акты поведения людей, П. А. Сорокин пришел к выводу о том, что один и тот же поступок в разных обществах и в разные эпохи может быть оценен диаметрально противоположно в зависимости от психического переживания данного акта и, следовательно, разным образом санкционирован обществом. Он также отметил влияние, которое оказывают общественные санкции на мотивы поведения людей. Так, размышлял социолог, если бы уничтожили абсолютно все дипломы и привилегии, связанные с образованием, то часть студентов "моментально забросила бы книги и занялась бы совершенно иными делами". П. А. Сорокин отводил общественным санкциям важную роль в процессе социализации личности, установления и поддержания внутригрупповой солидарности и социальной борьбы. Он подчеркивал, что чем ниже по своему развитию человек, каковыми являются неразвитые личности и дети, тем "немедленнее должны наступать кары и награды, чтобы влиять на их поведение".
Начав социологический анализ с простейшей клетки общества - социального взаимодействия и разложив его на составные компоненты, П. А. Сорокин перешел к рассмотрению основного результата социального взаимодействия - образованию "коллективного единства". Согласно его представлению, "общество или коллективное единство" представляет собой совокупность взаимодействующих людей, отличную от простой суммы не взаимодействующих индивидов. Общество существует не "вне" и "независимо" от индивидов, а "только как система взаимодействующих единиц".
В социальной структуре общества социолог в зависимости от уровня взаимодействия различал три типа социальных общностей. Первый тип - "элементарные" группы, которые возникают в результате межиндивидуальных взаимодействий, основанных на биологических и психологических импульсах. По мнению П. А. Сорокина, "элементарная" группа есть единение людей по какому-либо одному из общих признаков (например, по признаку пола, возраста, языка, профессии, веры, дохода и т.п.). Второй тип - это различные комбинации "элементарных" групп, взаимодействия между которыми обусловлены географическими, биолого-физиологическими и социально-психологическими факторами социализации. Третий тип - это "кумулятивные" группы, взаимодействие в которых определено совокупностью нескольких социальных признаков.