Интернет как средство коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий в конце ХХ – начале XXI веков, реалии формирующегося информационного общества предполагают поиск новых способов трансляции социокультурного опыта и ставят перед учеными и научной общественностью задачу адекватного объяснения происходящих процессов, их возможной прогностики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Общая характеристика Интернета……………………………………………11
Понятие интернета как канала коммуникации…………………...11
Сравнительный анализ интернета с другими средствами
массовой информации……………………………………………..16
2 Анализ роли Интернета как средства коммуникации……………………….24
2.1 Активность Интернет–пользователей……………………………...23
2.2 Цели использования Интернета…………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 274.21 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный технологический

университет”

(КубГТУ)

 

 

Кафедра социологии, правоведения и работы с персоналом

Социально-гуманитарный факультет

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине  “Основы социологии ”

 

на тему  “Интернет как средство коммуникации”

 

Выполнила студентка группы 13-Гб-СЦ3

                          Тищенко Мария Владимировна

 

Допущена к защите

 

Руководитель (нормоконтролер) работы _______________ О.А. Петровская

                                                                                  (подпись, дата, расшифровка подписи)

 

Защищена__________________                        Оценка ___________________

            (дата)

 

Члены комиссии _________________________________________________

                              _________________________________________________

                              _________________________________________________


                                        (подпись, дата, расшифровка подписи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Краснодар

2014 г.

ФГБОУ ВПО “Кубанский государственный технологический

университет”

(КубГТУ)

Кафедра социологии, правоведения и работы с персоналом

Социально-гуманитарный факультет

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой социологии и

работы с персоналом

________________________

“____”___________201___ г.

ЗАДАНИЕ

на курсовое проектирование

Студенту________________________________ группы_________________

факультета_______________________________________________________

направления____________________________________________________

                                                              (код и наименование направления  подготовки)

Тема работы _____________________________________________________

________________________________________________________________

Содержание задания  ______________________________________________

Объем работы: ______________________ стр.

Рекомендуемая литература _________________________________________

________________________________________________________________

Срок выполнения:                     с “___ ”_________ по “___”________20__ г.

Срок защиты:                                                                    “___”________20__ г.

Дата выдачи задания:                                                     “___”________20__ г.

Дата сдачи работы на кафедру:                                    “___”________20__ г.

Руководитель работы      ___________________

                                                                                 (подпись)                                

Задание принял студент ___________________    

                                                                                 (подпись)                    

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

Курсовая работа:31 с., 7 рис., 3 табл., 14 источников.

ИНТЕРНЕТ, КОММУНИКАЦИЯ, ИНФОРМАЦИЯ МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО.

Объект исследования – Интернет.

Цель работы  – выявить роль Интернета как средства коммуникации в современном обществе, проанализировать активность пользователей и их цели при использовании Интернета.

Методы исследования: метод анализа теоретического и практического материала, вторичный анализ данных на основе статистической отчетности.

Новизна работы заключается в том, что предпринята попытка анализа целей использования сети Интернет в российском обществе; проанализировано, что по степени влияния Интернет как средство массовой коммуникации сопоставим с традиционными – прессой, радио и телевидением.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные выводы и результаты могут быть использованы в социологии массовой коммуникации, где Интернет может исследоваться как новая форма массовой коммуникации на теоретическом уровне; для систематизации понятийного аппарата социологического анализа массовых коммуникаций и Интернета; результаты исследования могут также войти в курс лекций по социологии массовых коммуникаций и Интернет журналистике; в практической деятельности журналистов, политиков, специалистов по связям с общественностью, педагогов в рамках организации в России системы медиа образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...5

1 Общая  характеристика Интернета……………………………………………11

    1. Понятие интернета как канала коммуникации…………………...11
    2. Сравнительный анализ интернета с другими средствами

 массовой информации……………………………………………..16

2 Анализ  роли Интернета как средства  коммуникации……………………….24

2.1 Активность  Интернет–пользователей……………………………...23

2.2 Цели использования Интернета…………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников…………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Актуальность темы исследования. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий в конце ХХ – начале XXI веков, реалии формирующегося информационного общества предполагают поиск новых способов трансляции социокультурного опыта и ставят перед учеными и научной общественностью задачу адекватного объяснения происходящих процессов, их возможной прогностики.

 К сегодняшнему этапу высоких  достижений средств массовой  коммуникации, общество проделало  большой путь, начиная с возникновения  письменности - одного из самых  простых способов связи между  людьми, благодаря которой был  реализован целый набор процессов  переработки информации, а именно  её сбор, хранение и передача, и заканчивая разработками информационных  сетей. Человечество постоянно стремится  поддерживать между собой связь, что приводит к созданию все  новых средств коммуникаций. С появлением новой технологии, человечество пытается изучить её специфику, проблемы влияния на общественную жизнь. Как говорил Маршал Маклюэн "Не зная действия средств коммуникаций, не возможно понять общественные и культурные изменения... Средства коммуникаций, изменяя среду, вызывают в нас необычные соотношения чувственных восприятий. Расширение любого чувства изменяет образ нашего мышления и деятельности нашего восприятия мира. Когда изменяются эти соотношения, изменяются и люди". [1]

Достижения в области новых технологий, на которых основывается формирование информационного общества, привели к стремительному развитию глобальной компьютерной сети Интернет. Освоение людьми ее возможностей сегодня оказывает влияние на самые разные области жизни и деятельности человека, что приводит в том числе и к возникновению новых видов социальных отношений и организационных структур.

Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества. С ростом его аудитории, которая на сегодняшний день составляет уже около 600 млн. чел. по всему миру, он становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему.  Если говорить о России, то, несмотря на отставание от развитых стран, развитие российского сегмента сети Интернет также идет достаточно значительными темпами, и по объемам информационного наполнения, и по расширению аудитории.

Степень научной разработанности темы. Проблема организации практической деятельности средств массовой коммуникации всегда являлась актуальной для отечественной и зарубежной науки. Достаточно широко освещена она и в социологической литературе. Однако наиболее изученной частью данной проблематики является исторический опыт развития средств массовой коммуникации. К нему обращаются многие ученые: одни – в специальных трудах по истории, другие – проводя исторические параллели, как весьма убедительные. Обращенность работ к конкретным историческим периодам вполне оправданна: именно в периоды реформ, революционных, социально-экономических и политических преобразований возрастает роль и влияние средств массовой коммуникации в обществе. Активизация интереса отечественных исследователей к изучению теоретико-методологических предпосылок формирования информационного общества и возможностей культурных, социально-экономических и политических преобразований посредством информационных технологий относится к периоду конца 80-х – начала 90-х гг. Концепция "постиндустриального" и "информационного" общества получила свое развитие в трудах Д. Белла "Грядущее постиндустриальное общество".[2] Опыт социального прогнозирования», 3. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта "Новое индустриальное общество", У. Дайзарда, М. Кастельса.[3] В отечественной науке проблемы становления информационного общества и возможностей новых информационных и коммуникационных технологий проанализированы в трудах Абдеева Р.Ф.[4], Баразговой Е.С., Громова Г.Р., Земляновой Л.М., Костенко Н.В., Новика И.Б., Олешко В.Ф., Павлова Б.С., Ракитова А.И.[5], Уварова А.А.  Начиная со второй половины 90-х годов,  новые информационные и коммуникационные технологии и Интернет, в частности, активно внедряются во все сферы жизнедеятельности российского общества. Их возможности в процессе культурных, социально-экономических и политических преобразований становятся предметом интереса социологов, политологов, философов, юристов, экономистов.  Методологическую опору для организации дальнейших исследований дают, в частности, труды Вишневского Ю.Р., Грунт Е.В., Заборовой Е.Н., Капустина Б.Г., Меренкова А.В., Орлова Г.П., Пантина И.К., Рубиной Л.Я., Свитич Л.Г., Шестопал Е.Б. и других. Научное осмысление получают вопросы формирования новой информационной культуры, информационной политики, информационной безопасности, информационного законодательства, связанные  с использованием Интернета (Авраамов Д.С., Багиров Б.Б., Дзялошинский И.М., Ермаков Ю.А., Лозовский Б.Н., Рихтер А.).  Значительный вклад в разработку вопросов использования возможностей новых информационных и коммуникационных технологий внесли такие исследователи, как: Вартанова Е.Л., Засурский И.И., Засурский Я.Н.,  Зубарева Ю.Б., Иноземцев В.Л.[6], Кристальный Б.В., Курносов И.Н., Мелюхин И.,  Семенюк Э.П., Симоненко В.Б., Смолян Г.Л., Тихонов М.Ю., Урсул А.Д.[7], Шафрин Ю.А. Социологическому анализу массовой коммуникации посвящены труды известных советских и российских ученых Багирова Э.В., Богомоловой Н.Н.,  Грушина Б.А., Дридзе Т.М., Левады Ю.В., Федотовой Л.Н., Шарикова А.П. и других. Как правило, исследователи обращаются к трем основным звеньям коммуникативного процесса: исследование коммуникатора, контент-анализ текстов, исследование аудитории средств массовых коммуникаций. Большое значение  имеют  теоретические разработки новых подходов к изучению проблем информатизации общества, и, в первую очередь, вопросов, связанных с созданием и функционированием новых информационно-коммуникационных технологий;  осмыслением ряда социальных и экономических проблем, связанных с широким внедрением ЭВМ в производственную и общественную деятельность; исследованием не только информационных и научно-технических аспектов компьютеризации, но и ее социально-экономических, социокультурных последствий.

Объект исследования – Интернет.

Предмет исследования – роль Интернета как средства коммуникации.

Цель – выявить роль Интернета как средства коммуникации в современном обществе, проанализировать активность пользователей и их цели при использовании Интернета.

Задачи:

  1. дать определение понятию Интернета как канала коммуникации;
  2. провести сравнительный анализ Интернета с другими средствами массовой информации;
  3. проанализировать активность пользователей Интернета;
  4. выявить цель использования Интернета.

Гипотеза – устойчивый рост масштабов применения сети Интернет предполагают его активное использование в качестве специфического интерактивного средства  коммуникации .

Теоретической основой работы явились труды таких ученых как М. Маклюэн, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, М. Кастельс, а также Р. Абдеев, А. Ракитов.

Методологическую основу курсовой работы составили принципы социологического анализа, а также системного, сравнительно-исторического и культурологического подходов.

Методы исследования - метод анализа теоретического и практического материала, вторичный анализ данных на основе статистической отчетности.

Эмпирическую базу курсового исследования составляют исследования, проведенные Аналитическим центром Юрия Левады. Первый опрос проведен 25-28 октября 2013 года  по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1603 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.

Второй опрос проведен 20-23 июня  2014 года  по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.

Научная новизна работы заключается в том, что предпринята попытка анализа целей использования сети Интернет в российском обществе; проанализировано, что по степени влияния Интернет как средство массовой коммуникации сопоставим с традиционными – прессой, радио и телевидением.

Информация о работе Интернет как средство коммуникации