Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 14:16, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий в конце ХХ – начале XXI веков, реалии формирующегося информационного общества предполагают поиск новых способов трансляции социокультурного опыта и ставят перед учеными и научной общественностью задачу адекватного объяснения происходящих процессов, их возможной прогностики.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Общая характеристика Интернета……………………………………………11
Понятие интернета как канала коммуникации…………………...11
Сравнительный анализ интернета с другими средствами
массовой информации……………………………………………..16
2 Анализ роли Интернета как средства коммуникации……………………….24
2.1 Активность Интернет–пользователей……………………………...23
2.2 Цели использования Интернета…………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...30
Федеральное агентство по образованию
ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный технологический
университет”
(КубГТУ)
Кафедра социологии, правоведения и работы с персоналом
Социально-гуманитарный факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине “Основы социологии ”
на тему “Интернет как средство коммуникации”
Выполнила студентка группы 13-Гб-СЦ3
Тищенко Мария Владимировна
Допущена к защите
Руководитель (нормоконтролер) работы _______________ О.А. Петровская
Защищена__________________
(дата)
Члены комиссии ______________________________
______________________________
______________________________
г. Краснодар
2014 г.
ФГБОУ ВПО “Кубанский государственный технологический
университет”
(КубГТУ)
Кафедра социологии, правоведения и работы с персоналом
Социально-гуманитарный факультет
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой социологии и
работы с персоналом
________________________
“____”___________201___ г.
ЗАДАНИЕ
на курсовое проектирование
Студенту______________________
факультета____________________
направления___________________
Тема работы
______________________________
______________________________
Содержание
задания ______________________________
Объем работы: ______________________ стр.
Рекомендуемая
литература ______________________________
______________________________
Срок выполнения:
Срок защиты:
Дата выдачи
задания:
Дата сдачи
работы на кафедру:
Руководитель работы ___________________
Задание принял студент ___________________
Реферат
Курсовая работа:31 с., 7 рис., 3 табл., 14 источников.
ИНТЕРНЕТ, КОММУНИКАЦИЯ, ИНФОРМАЦИЯ МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО.
Объект исследования – Интернет.
Цель работы – выявить роль Интернета как средства коммуникации в современном обществе, проанализировать активность пользователей и их цели при использовании Интернета.
Методы исследования: метод анализа теоретического и практического материала, вторичный анализ данных на основе статистической отчетности.
Новизна работы заключается в том, что предпринята попытка анализа целей использования сети Интернет в российском обществе; проанализировано, что по степени влияния Интернет как средство массовой коммуникации сопоставим с традиционными – прессой, радио и телевидением.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные выводы и результаты могут быть использованы в социологии массовой коммуникации, где Интернет может исследоваться как новая форма массовой коммуникации на теоретическом уровне; для систематизации понятийного аппарата социологического анализа массовых коммуникаций и Интернета; результаты исследования могут также войти в курс лекций по социологии массовых коммуникаций и Интернет журналистике; в практической деятельности журналистов, политиков, специалистов по связям с общественностью, педагогов в рамках организации в России системы медиа образования.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Общая
характеристика Интернета………………
массовой информации…………………………
2 Анализ роли Интернета как средства коммуникации……………………….24
2.1 Активность
Интернет–пользователей……………………
2.2 Цели использования Интернета…………………………………….26
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
Введение
Актуальность темы исследования. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий в конце ХХ – начале XXI веков, реалии формирующегося информационного общества предполагают поиск новых способов трансляции социокультурного опыта и ставят перед учеными и научной общественностью задачу адекватного объяснения происходящих процессов, их возможной прогностики.
К сегодняшнему этапу высоких
достижений средств массовой
коммуникации, общество проделало
большой путь, начиная с возникновения
письменности - одного из самых
простых способов связи между
людьми, благодаря которой был
реализован целый набор
Достижения в области новых технологий, на которых основывается формирование информационного общества, привели к стремительному развитию глобальной компьютерной сети Интернет. Освоение людьми ее возможностей сегодня оказывает влияние на самые разные области жизни и деятельности человека, что приводит в том числе и к возникновению новых видов социальных отношений и организационных структур.
Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества. С ростом его аудитории, которая на сегодняшний день составляет уже около 600 млн. чел. по всему миру, он становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему. Если говорить о России, то, несмотря на отставание от развитых стран, развитие российского сегмента сети Интернет также идет достаточно значительными темпами, и по объемам информационного наполнения, и по расширению аудитории.
Степень научной разработанности темы. Проблема организации практической деятельности средств массовой коммуникации всегда являлась актуальной для отечественной и зарубежной науки. Достаточно широко освещена она и в социологической литературе. Однако наиболее изученной частью данной проблематики является исторический опыт развития средств массовой коммуникации. К нему обращаются многие ученые: одни – в специальных трудах по истории, другие – проводя исторические параллели, как весьма убедительные. Обращенность работ к конкретным историческим периодам вполне оправданна: именно в периоды реформ, революционных, социально-экономических и политических преобразований возрастает роль и влияние средств массовой коммуникации в обществе. Активизация интереса отечественных исследователей к изучению теоретико-методологических предпосылок формирования информационного общества и возможностей культурных, социально-экономических и политических преобразований посредством информационных технологий относится к периоду конца 80-х – начала 90-х гг. Концепция "постиндустриального" и "информационного" общества получила свое развитие в трудах Д. Белла "Грядущее постиндустриальное общество".[2] Опыт социального прогнозирования», 3. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта "Новое индустриальное общество", У. Дайзарда, М. Кастельса.[3] В отечественной науке проблемы становления информационного общества и возможностей новых информационных и коммуникационных технологий проанализированы в трудах Абдеева Р.Ф.[4], Баразговой Е.С., Громова Г.Р., Земляновой Л.М., Костенко Н.В., Новика И.Б., Олешко В.Ф., Павлова Б.С., Ракитова А.И.[5], Уварова А.А. Начиная со второй половины 90-х годов, новые информационные и коммуникационные технологии и Интернет, в частности, активно внедряются во все сферы жизнедеятельности российского общества. Их возможности в процессе культурных, социально-экономических и политических преобразований становятся предметом интереса социологов, политологов, философов, юристов, экономистов. Методологическую опору для организации дальнейших исследований дают, в частности, труды Вишневского Ю.Р., Грунт Е.В., Заборовой Е.Н., Капустина Б.Г., Меренкова А.В., Орлова Г.П., Пантина И.К., Рубиной Л.Я., Свитич Л.Г., Шестопал Е.Б. и других. Научное осмысление получают вопросы формирования новой информационной культуры, информационной политики, информационной безопасности, информационного законодательства, связанные с использованием Интернета (Авраамов Д.С., Багиров Б.Б., Дзялошинский И.М., Ермаков Ю.А., Лозовский Б.Н., Рихтер А.). Значительный вклад в разработку вопросов использования возможностей новых информационных и коммуникационных технологий внесли такие исследователи, как: Вартанова Е.Л., Засурский И.И., Засурский Я.Н., Зубарева Ю.Б., Иноземцев В.Л.[6], Кристальный Б.В., Курносов И.Н., Мелюхин И., Семенюк Э.П., Симоненко В.Б., Смолян Г.Л., Тихонов М.Ю., Урсул А.Д.[7], Шафрин Ю.А. Социологическому анализу массовой коммуникации посвящены труды известных советских и российских ученых Багирова Э.В., Богомоловой Н.Н., Грушина Б.А., Дридзе Т.М., Левады Ю.В., Федотовой Л.Н., Шарикова А.П. и других. Как правило, исследователи обращаются к трем основным звеньям коммуникативного процесса: исследование коммуникатора, контент-анализ текстов, исследование аудитории средств массовых коммуникаций. Большое значение имеют теоретические разработки новых подходов к изучению проблем информатизации общества, и, в первую очередь, вопросов, связанных с созданием и функционированием новых информационно-коммуникационных технологий; осмыслением ряда социальных и экономических проблем, связанных с широким внедрением ЭВМ в производственную и общественную деятельность; исследованием не только информационных и научно-технических аспектов компьютеризации, но и ее социально-экономических, социокультурных последствий.
Объект исследования – Интернет.
Предмет исследования – роль Интернета как средства коммуникации.
Цель – выявить роль Интернета как средства коммуникации в современном обществе, проанализировать активность пользователей и их цели при использовании Интернета.
Задачи:
Гипотеза – устойчивый рост масштабов применения сети Интернет предполагают его активное использование в качестве специфического интерактивного средства коммуникации .
Теоретической основой работы явились труды таких ученых как М. Маклюэн, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, М. Кастельс, а также Р. Абдеев, А. Ракитов.
Методологическую основу курсовой работы составили принципы социологического анализа, а также системного, сравнительно-исторического и культурологического подходов.
Методы исследования - метод анализа теоретического и практического материала, вторичный анализ данных на основе статистической отчетности.
Эмпирическую базу курсового исследования составляют исследования, проведенные Аналитическим центром Юрия Левады. Первый опрос проведен 25-28 октября 2013 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1603 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.
Второй опрос проведен 20-23 июня 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.
Научная новизна работы заключается в том, что предпринята попытка анализа целей использования сети Интернет в российском обществе; проанализировано, что по степени влияния Интернет как средство массовой коммуникации сопоставим с традиционными – прессой, радио и телевидением.